г. Вологда |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А13-4893/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Хуторок" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2013 года по делу N А13-4893/2013 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Хуторок" (ОГРН 1123528010980; далее - ДНП "Хуторок", партнерство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023502294947; далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 60 000 кв.м, расположенного по адресу: Ирдоматский сельсовет Череповецкого района Вологодской области, район деревни Борисово, для ведения дачного хозяйства и о возложении на администрацию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов, предоставив испрашиваемый земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2013 года с учетом определения от 20 января 2014 года об исправлении опечатки в удовлетворении требований партнерства отказано.
ДНП "Хуторок" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение оспариваемым отказом администрации в предоставлении земельного участка прав и законных интересов заявителя; считает, что, сделав вывод о том, что спорный земельный участок не входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, суд вышел за пределы заявленных требований; полагает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении участков. Указывает, что отказ в предоставлении партнерству земельного участка не соответствует положениям Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Считает, что ссылка администрации на создание ДНП "Хуторок" гражданами самостоятельно, на отсутствие схем зонирования территории и на другие обстоятельства не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, предусмотренным федеральным законодательством.
Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.
От администрации Ирдоматского сельского поселения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ДНП "Хуторок" обратилось в администрацию с заявлением от 28.01.2013 (вх. N 183/2013) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 000 кв.м, расположенного в районе д. Борисовка Ирдоматского сельсовета, для строительства и ведения дачного хозяйства. К заявлению приложены план земельного участка и выкопировка с плана землепользования, подготовленные администрацией Ирдоматского сельского поселения.
Партнерство образовано тремя физическими лицами, ранее не обращавшимися в орган местного самоуправления по месту проживания о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, что не отрицается заявителем.
Письмом от 21.02.2013 N 1-57/163 администрация отказала партнерству в предоставлении земельного участка в связи с нарушением заявителем процедуры выбора участка, предусмотренной Законом N 66-ФЗ, при этом сослалась на отсутствие обязанности в предоставлении земельного участка в испрашиваемом месте, его расположение в территориальной зоне, где генеральным планом поселения ведение дачного хозяйства не предусмотрено, а также на то, что участок не входит в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
При этом орган местного самоуправления разъяснил, что обязанность предоставления администрацией района земельных участков в испрашиваемом гражданами месте законом не предусмотрена. Выбор и предоставление земельных участков осуществляется с учетом схемы территориального планирования района, генеральных планов, зонирования территорий, градостроительных нормативов, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков.
В данном письме администрация предложила заявителю рассмотреть имеющиеся варианты размещения дачного хозяйства.
ДНП "Хуторок", считая, что данный отказ противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ и статье 14 Закона N 66-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этого отказа.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определен статьей 81 ЗК РФ.
Статья 33 ЗК РФ регламентирует порядок определения нормы предоставления земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения в частности дачного строительства.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Законом N 66-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Закона N 66-ФЗ.
Оспариваемый отказ органа местного самоуправления мотивирован в том числе нарушением партнерством процедуры выбора земельных участков, предусмотренной названным Законом.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно пункту 2 статьи 13 данного Закона регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Пунктом 4 данной статьи Закона N 66-ФЗ определено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Также Законом N 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона N 66-ФЗ).
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 названного Закона.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Материалами дела подтверждается, что ДНП "Хуторок" создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица.
Целью деятельности партнерства согласно его уставу является в том числе обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов партнерства, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов партнерства и других жителей.
В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация партнерства произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона N 66-ФЗ.
В материалах дела не усматривается, что граждане (члены партнерства) по месту своего жительства обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, необходимые для определения потребности в земельных участках для указанных целей, администрацией не составлялись, расчет потребности не производился.
Данные обстоятельства заявителем документально не опровергнуты.
Поскольку в данном случае партнерство создано без учета вышеприведенных норм, у ответчика отсутствовала возможность произвести расчет потребности в земельных участках, необходимых для размещения партнерства.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сам по себе факт регистрации партнерства в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности администрации предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом N 66-ФЗ.
Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 11 февраля 2013 года по делу N А05-10731/2011, в постановлении от 07 ноября 2013 года по делу N А13-15030/2012.
Также податель жалобы указывает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Однако согласно вышеприведенным положениям Закона N 66-ФЗ обязанность по проведению работ, связанных в том числе с зонированием территории и определением категории земель, возникает у органа местного самоуправления после поступления соответствующих заявлений граждан и проведения расчета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления дачного строительства.
При этом по смыслу положений названного Закона орган местного самоуправления не вправе предоставить участок для дачного строительства без определения его категории и наличия обстоятельств, препятствующих такому строительству в силу земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства.
Нормы ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Закона N 66-ФЗ допускают использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке.
Согласно пункту 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В пункте 1 статьи 80 ЗК РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
После этого земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Законом N 66-ФЗ.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства должны осуществляться из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, до момента определения категории земель, к которой относится земельный участок, и включения его в фонд перераспределения земель, он не может быть предоставлен для дачного строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основании изложенного возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения из государственного кадастра недвижимости, подтверждающие отнесение испрашиваемого земельного участка, входящего в кадастровый квартал N 35:22:0302028, к землям сельскохозяйственного назначения в материалах дела отсутствуют.
В апелляционной жалобе партнерство указало на то, что суд вышел за пределы предъявленных в отзыве администрации возражений, установив, что спорный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, и нарушив тем самым нормы процессуального права.
Данный довод не принимается апелляционной инстанцией во внимание, поскольку при рассмотрении споров, связанных с приобретением земельных участков на праве собственности либо на ином вещном праве, суд должен установить наличие (отсутствие) любых препятствий для реализации заявителем такого права независимо от оснований отказа в предоставлении заинтересованному лицу спорного участка в собственность или аренду.
Кроме того, в жалобе не приведены конкретные нормы арбитражного процессуального законодательства, нарушенные, по мнению заявителя, судом первой инстанции в данном случае.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства регулируется статьей 81 ЗК РФ и Законом N 66-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для ведения садоводства и дачного строительства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей некоммерческим объединениям граждан в порядке, установленном Законом N 66-ФЗ.
Как видно из материалов дела, зонирование территорий Ирдоматского сельского поселения для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий, транспортной доступности не произведено.
Вместе с тем путем проведения предварительного зонирования территорий определяются наиболее благоприятные зоны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Без проведения предварительного зонирования территорий факт пригодности испрашиваемых земельных участков для целей дачного строительства является неподтвержденным.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ установлено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В письме от 21.02.2013 N 1-57/163 администрация предложила ДНП "Хуторок" иные варианты размещения дачного хозяйства на территории Череповецкого муниципального района.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда является законным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате госпошлины в сумме 1000 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2013 года по делу N А13-4893/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Хуторок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4893/2013
Истец: ДНП "Хуторок"
Ответчик: Администрация Череповецкого муниципального района
Третье лицо: Администрация Ирдоматского сельского поселения