Индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком ЕСХН, приобрел тяжелый грузовик с прицепом для перевозок сельхозпродукции. Налоговая инспекция прислала уведомление на уплату транспортного налога, и налог был уплачен. Во всех документах, связанных с покупкой грузовика (ПТС, платежное поручение, договор), был указан именно индивидуальный предприниматель, а не просто физическое лицо.
Должен ли предприниматель сдавать декларацию по транспортному налогу? Можно ли сумму налога учесть в расходах, принимаемых в целях ЕСХН?
Плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в силу п. 3 ст. 346.1 НК РФ не освобождаются от уплаты транспортного налога.
Определяя объект налогообложения, плательщики ЕСХН вправе уменьшить полученные ими доходы не на все осуществляемые ими расходы, а только на специально указанные в главе 26.1 НК РФ. В частности, в закрытом перечне таких расходов упоминаются суммы налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения этим налогом (ст. 357 НК РФ). При этом нигде в тексте главы 28 "Транспортный налог" НК РФ не упоминаются индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ в законодательстве о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Регистрация в ГИБДД МВД России транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном для регистрации транспортных средств за физическими лицами (п. 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59).
Исходя из вышеизложенного для целей уплаты транспортного налога не важно, имеет ли физическое лицо статус предпринимателя или нет. Иначе говоря, поскольку предприниматель не является организацией, он должен платить транспортный налог как физическое лицо.
Только для организаций предусмотрены отчетный период (п. 2 ст. 360 НК РФ); самостоятельное исчисление суммы налога и суммы авансовых платежей, уплата сумм авансовых платежей (п. 1 ст. 362, ст. 363 НК РФ); представление в налоговый орган декларации и расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).
Сумма же налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 1 ст. 362 НК РФ). Делается это на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами ГИБДД.
Исчислив налог, налоговый орган направляет соответствующее налоговое уведомление налогоплательщику - физическому лицу. Последний уплачивает транспортный налог на основании этого уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Таким образом, индивидуальный предприниматель не обязан сдавать декларацию по транспортному налогу.
По нашему мнению, предприниматель может учесть в расходах при исчислении ЕСХН сумму уплаченного транспортного налога.
Данное мнение разделяет и Минфин России (см. письмо от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7). Разъяснения, приведенные в этом письме, были адресованы предпринимателю, применяющему УСН. Но, учитывая схожесть двух специальных налоговых режимов (УСН и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.