г. Самара |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А55-15425/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.01.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Счетной палаты Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 по делу N А55-15425/2013 (судья Морозов Г.Н.), принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" (ИНН 6320011122, ОГРН 1036301094653), г.Тольятти Самарской области, к Счетной палате Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г.Самара, об оспаривании представления,
в судебном заседании приняли участие:
от государственного бюджетного учреждения Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" - Николайчук Н.И. (доверенность от 20.08.2013) и Шапкина А.В. (доверенность от 20.01.2014),
от Счетной палаты Самарской области - Симакова Е.В. (доверенность от 19.06.2013 N 12),
представители Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" (далее - ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Счетной палаты Самарской области (далее - Счетная палата) от 28.06.2013 N 02.04/570.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социально- демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 по делу N А55-15425/2013 указанное заявление удовлетворено и на Счетную палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
В апелляционной жалобе Счетная палата просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований. По мнению Счетной палаты, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель Счетной палаты поддержала апелляционную жалобу, просила отменить указанное судебное решение и отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Представители ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда" апелляционную жалобу отклонили, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей Счетной палаты и учреждения в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 3 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 86-ГД "О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области" Счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Самарской области, а также другие виды контрольной деятельности на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
В силу пункта 1 статьи 17 вышеназванного закона Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Самарской области и государственные органы Самарской области, орган управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления и муниципальные органы муниципальных образований в Самарской области, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Самарской области, муниципальному образованию в Самарской области или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Представление Счетной палаты подписывается председателем Счетной палаты либо его заместителем.
Представление должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и недостатки, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия, конкретные основания вынесения представления с указанием нормативного правового акта, положения которого были нарушены, указания по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Самарской области или возмещению причиненного вреда, указание на должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях и привлекаемых к ответственности, срок исполнения требования об устранении нарушения и недостатков, а также меры, направленные на пресечение и предупреждение нарушений (пункт 2 названной статьи).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок представления или предписания Счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Самарской области (пункт 8 названной статьи).
Из материалов дела следует, что Счетной палатой проверено использование ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда" средств областного бюджета, выделенных в 2012 году в рамках реализации областной целевой программы "Здоровое питание населения Самарской области" на 2012 - 2015 годы.
По результатам проверки был составлен акт от 08.05.2013, из которого, в частности, следует, что в ходе проверки выявлен факт нецелевого использования денежных средств в сумме 43200 руб., направленных на приобретение кондиционера.
Счетная палата вынесла учреждению представление от 28.06.2013 N 02.04/570, в пункте 1 которого предлагается осуществить возврат в областной бюджет указанных денежных средств.
Суд первой инстанции обоснованно признал пункт 1 данного представления недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым указанного пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым указанного пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 179 БК РФ предусмотрено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 N 673 утверждена областная целевая программа "Здоровое питание населения Самарской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа). Приложением N 5 к Программе является Порядок определения объема и условия предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ на приобретение специальной литературы, мебели, технологического оборудования и инвентаря для пищеблоков и фитобаров (далее - Порядок).
В соответствии с Программой и на основании соглашения от 05.03.2012 N 83/673 ГБУ СО "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда" была предоставлена субсидия в сумме 484390 руб. Часть указанной субсидии в размере 43200 руб. была потрачена учреждением на приобретение кондиционера, что подтверждается договором от 01.04.2012 N 25/1849 и платежным поручением от 22.06.2012 N 2 (т. 1, л.д. 55-59).
Из материалов дела следует, что приобретенный кондиционер был установлен в пищеблоке учреждения.
В обоснование законности вынесенного представления Счетная палата ссылается на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 339, которым в подраздел 160000000 "Инвентарь производственный и хозяйственный" отнесены машины и приборы для механизации кухонных работ (подкласс 16 2930300), а в подраздел 14 0000000 "Машины и оборудование" отнесено оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного питания (подкласс 14 2945000). Поскольку кондиционеры в соответствии с вышеназванной номенклатурой включены в группу номенклатуры "Бытовая техника, офисная техника и электроника" (N 126) и отнесены ОК 004-93 к коду 2930000 "Бытовые приборы, не включенные в другие группировки", Счетная палата посчитала, что приобретение кондиционера является нецелевым использованием субсидии.
Между тем в соответствии с пунктом 1 Порядка и пунктом 1.1 соглашения от 05.03.2012 N 83/673 цель предоставления субсидии - приобретение специальной литературы, мебели, технологического оборудования и инвентаря для пищеблоков и фитобаров.
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 339, относит кондиционеры бытовые к подклассу 16 2930274 подраздела 160000000 "Инвентарь производственный и хозяйственный".
Таким образом, приобретенный учреждением кондиционер является инвентарем, а поскольку приобретение инвентаря для пищеблоков и фитобаров является одной из целей предоставления субсидии, то приобретение кондиционера, установленного в пищеблоке учреждения, является целевым использованием субсидии.
Довод Счетной палаты о том, что приобретаемый инвентарь должен участвовать непосредственно в приготовлении пищи, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку такое условие Порядком не предусмотрено.
Вводной частью ОК 004-93 не предусмотрено его применение для определения целевой направленности использования бюджетных средств.
Кроме того, ОК 004-93 в подгруппе 2925000 "Машины и оборудование для пищевой промышленности, производства напитков и табачной промышленности" кондиционеры классифицированы по коду 2925253 "Кондиционеры", в подгруппе 2919000 "Машины и оборудование общего назначения прочие и их детали" по коду 2919450 отнесены "Кондиционеры промышленные общего назначения центральные, местные и прочие".
При отсутствии ссылок на технические паспорта, гарантийные талоны, письма производителей и другие документы, на основании которых можно было бы сделать вывод о предназначении кондиционеров, заключение Счетной палаты о нецелевом расходовании бюджетных средств нельзя признать обоснованным.
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ и услуг для нужд заказчиков" товары по ОКДП 2920000 и 2910000 относятся к группе номенклатуры "Производственное и промышленное оборудование" (N 121). Вместе с тем, поскольку номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273, предназначена для определения одноименности товаров, работ, услуг при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ее применение для определения адресности и целевой направленности использования бюджетных средств является безосновательным.
В соответствии с пунктом 4.3 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, параметры микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать оптимальным значениям санитарных норм, для чего используются системы кондиционирования воздуха. При этом согласно пункту 4.1 данных санитарных правил условия труда работников организаций должны отвечать требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда, а пунктом 4.7 этих санитарных правил закреплена обязанность организации обеспечить воздушно-тепловой баланс производственных помещений.
Согласно пункту 5.4 "СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71, все помещения должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции, кондиционирования, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обеззараживание воздуха
Таким образом, действующими нормативными актами кондиционеры отнесены к оборудованию для пищеблоков.
Материалами дела также не подтверждается, что приобретенный кондиционер фактически не используется в качестве инвентаря в целях обеспечения здорового питания ветеранов труда.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует статье 17 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 86-ГД "О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области", пункту 1 статьи 78.1 БК РФ, Программе, а также нарушает права и законные интересы учреждения сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по возврату денежных средств в бюджет.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с выводами, содержащимися в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций по делу N А55-1151/2013, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Доводы, приведенные Счетной палатой в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2013 года по делу N А55-15425/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15425/2013
Истец: Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Тольяттинский пансионат для ветеранов труда"
Ответчик: Счетная палата Самарской области
Третье лицо: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области