город Омск |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А46-5689/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11389/2013) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2013 по делу N А46-5689/2013 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740) о признании незаконным и отмене постановления N В-053/05-021/2013 от 30.04.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Дворниченко Татьяна Николаевна по доверенности N 03-03/459 оф от 22.08.2013 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Вдовина Татьяна Николаевна по доверенности N 03-03/358 оф от 23.04.2013 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ТГК N 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора по Омской области) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2013 N В-053/05-021/2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.11.2013 по делу N А46-5689/2013 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Принятое судом первой инстанции решение мотивировано несоблюдением Обществом утвержденных нормативов сброса загрязняющих веществ в водный объект р. Омь, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "ТГК N 11" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "ТГК N 11" указало на то, что при вынесении решения судом первой инстанции необоснованно было оставлено без внимания тот факт, что разрешение на сброс за загрязняющих веществ в окружающую среду от 03.04.2013 N 3/2013 признано Управлением Росприроднадзора по Омской области недействительным с момента его издания, Обществу было выдано новое разрешение N 3/2013-АС от 11.10.2013, действие которого распространено с 28.09.2012 по 28.09.2013; протокол по делу об административном правонарушении и оспариваемое постановление содержат ссылку на признанное недействительным разрешение на сбросы загрязняющих веществ от 03.04.2013 N 3/2013, в то врем как согласно разрешению N 3/2013-АС от 11.10.2013 сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в четвертом квартале 2012 года в водный объект р. Омь осуществлялся СП "ТЭЦ-5" ОАО "ТГК N11" без превышения установленной допустимой концентрации загрязнеющих веществ.
В судебном заседании представитель ОАО "ТГК N 11" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
В письменном отзыве Управление Росприроднадзора по Омской области возразило на доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росприроднадзора по Омской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
19.04.2013 в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО "ТГК N 11", Управлением Росприроднадзора по Омской области выявлено нарушение ОАО "ТГК N 11" обязательного требования части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации. Управлением Росприроднадзора по Омской области было установлено, что
ОАО "ТГК N 11" является водопользователем по определению пункта 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 24.12.2009 N 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2009-00159/00 Обществу (СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК N11") предоставлен в пользование водный объект р. Омь для сброса сточных вод на 7 км. левого берега реки от устья по трубопроводу диаметром 700 мм. с географическими координатами водовыпуска 55 00 44 СШ, 73 28 10 ВД. Срок водопользования установлен по 01.10.2014.
В соответствии с Критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640, река Омь отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование от 24.12.2009 N 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2009-00159/00 использование части водного объекта р. Омь может производиться водопользователем при выполнении им ряда условий, одним из которых является ежеквартальное предоставление бесплатно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в ОВР по Омской области отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных (дренажных) вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже места сброса.
ОАО "ТГК N 11" во исполнение требований пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, а также пункта 13 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24.12.2009 N 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2009-00159/00, ежеквартально предоставляет в Отдел водных ресурсов по Омской области НО БВУ отчет о выполнении условий использования водных объектов.
В соответствии с письмом Отдела водных ресурсов по Омской области НО БВУ (письмо от 05.022013 N 09-16/66; вх. от 28.02.2013 N 1555), в отчете ОАО "ТГК N11" о выполнении условий использования СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК-11" водного объекта р. Омь за 4 квартал 2012 года содержатся сведения о сбросе СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК N11" вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с превышением норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, по следующим ингредиентам:
концентрация нефтепродуктов в сточных водах составила 0,24 г/м3 при допустимой концентрации 0,05 г/м3;
концентрация железа в сточных водах, составила 0,403 г/м3 при допустимой концентрации 0,1 г/м3;
концентрация меди в сточных водах составила 0,002 г/м3 при допустимой концентрации 0,001 г/м3.
ОАО "ТГК N 11" предоставило нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Омь, устанавливающие допустимую концентрацию загрязняющих веществ. Указанные нормативы допустимых сбросов утверждены Федеральным агентством водных ресурсов 01.10.2009 (т. 1 л.д. 37-47). Также ОАО "ТГК N 11" предоставило выданное Омскому филиалу ОАО "ТГК N 11" структурному подразделению "ТЭЦ-5" Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду N 3/2013 от 03.04.2013, сроком действия с 28.09.2012 по 13.11.2012 (т. 1 л.д.35).
Омским филиалом ОАО "ТГК N 11" предоставлены протоколы анализов качества сточных вод за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года (письмо от 11.03.2013 N 31-48/1602).
Управление Росприроднадзора по Омской области, сравнивая показатели концентрации загрязняющих веществ, указанные ОАО "ТГК N 11" в отчете о выполнении условий водопользования за 4 квартал 2012 год), а также допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные в нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Омь, утвержденных Федеральным агентством водных ресурсов 01.10.2009, и в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду N 3/2013 от 03.04.2013, пришло к выводу о том, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в 4 квартале 2012 года в водный объект р. Омь осуществлялся СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК N11" с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленной нормативами допустимого сброса.
По результатам административного расследования 19.04.2013 в отношении ОАО "ТГК N 11" составлен протокол об административном правонарушении N В-053/05-021/2013, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании указанного протокола 30.04.2013 Управлением Росприроднадзора по Омской области принято постановление N В-053/05-021/2013 о назначении ОАО "ТГК N11" административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ОАО "ТГК N 11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанным выше заявлением.
19.11.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверяя законность вынесенного в отношении Общества постановления N В-053/05-021/2013 от 30.04.2013, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ОАО "ТГК N11" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 4 статьи 8.13 Кодекса. Между тем, данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и(или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (подпункт 3 части 6 статьи 60 ВК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) одним из способов государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду является нормирование в области охраны окружающей среды, задачи которого заключаются в обеспечении условий для сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
На основании статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1).
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
На основании положений статьи 1 Закона об охране окружающей среды нормативами допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов являются нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 22 Закона об охране окружающей среды).
Из пункта 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды следует, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В силу пункта 4 статьи 23 Закона об охране окружающей среды выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В статье 1 Закона об охране окружающей среды дано понятие лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы), в соответствии с которым это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Как следует из оспариваемого постановления N В-053/05-021/2013 от 30.04.2013, Обществу вменяется превышение в 4 квартале 2012 года установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении сброса сточных вод в водный объект р. Омь, т.е. фактическая концентрация сброшенных Обществом загрязняющих веществ превышает нормативы допустимых сбросов в р. Омь, утвержденные 01.10.2009, а также допустимые лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на основании разрешения N 3/2013, выданного Обществу.
Между тем, материалами дела подтверждается, что на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Омской области от 16.01.2013 по делу N А46-30772/2012 на Управление Росприроднадзора по Омской области была возложена обязанность выдать разрешение на сбросы веществ, устанавливающих лимиты на сброс сточных вод в р. Омь СП "ТЭЦ-5" по фактическим концентрациям загрязняющих веществ, указанным в проектах нормативов допустимых сбросов, распространив действие данного решения с 28.09.2012. (т.1 л.д.21- 23).
Управление Росприроднадзора по Омской области 03.04.2013 выдало Омскому филиалу ОАО "ТГК N 11" СП "ТЭЦ-5" разрешение N 3/2013, которым разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод: по выпуску N1 в период с 28.09.2012 по 13.11.2012. (т.1 л.д. 35-36). При этом перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в р. Омь по выпуску N1 на основании разрешения N 3/2013, совпадает с таковым проекта нормативов допустимых сбросов в р.Омь СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК-11", утвержденных 01.10.2009 (т. 1 л.д. 37-47).
Таким образом, выданное Управлением Росприроднадзора по Омской области разрешение N 3/2013 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод не соответствует фактическим концентрациям загрязняющих веществ, указанным в проекте нормативов допустимых сбросов (т.1 л.д. 42-47).
11.10. 2013 Управлением Росприроднадзора по Омской области во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 16.01.2013 по делу N А46-30772/2012 в адрес ОАО "ТГК N11" было направлено, в том числе разрешение N 3/2013-АС на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду с установлением лимитов сброса СП "ТЭЦ-5" по фактическим концентрациям загрязняющих веществ, указанным в проекте нормативов допустимых сбросов в р.Омь, утвержденных в 2009 году (т. 2 л.д. 55). При этом в сопроводительном письме от 11.10.2013 N 09-08/5384 Управление Росприроднадзора по Омской области уведомило ОАО "ТГК N11" о том, что ранее выданные разрешения на сброс с номерами 2/2013, 2/2013-П,3/2013, 3/2013-П следует считать недействительными с момента их выдачи (т.2 л.д. 50-55).
Таким образом 11.10.2013 в разрешении N 3/2013-АС были установлены следующие концентрации загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, в том числе по железу - в размере 0,540000 мг/куб.дм, по нефтепродуктам - 0,650000 мг/куб..дм., по меди - 0,011400 мг/куб.дм.
Учитывая, что в 4 квартале 2012 года СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК N 11" осуществляло сброс в р. Омь в составе сточных вод загрязняющие вещества, в том числе железо в размере 0,403 г/м3, нефтепродукты - 0,24 г/м3, медь - 0,002 г/м3, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в 4 квартале 2012 года в водный объект р. Омь осуществлялся СП "ТЭЦ-5" Омского филиала ОАО "ТГК N 11" без превышения установленной допустимой концентрации загрязняющих веществ, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах постановление N В-053/05-021/2013 от 30.04.2013 Управления Росприроднадзора по Омской области подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных, доказательств факта совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая, изложенное суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2013 по делу N А46-5689/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 11", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области N В-053/05-021/2013 от 30.04.2013, которым открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5689/2013
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области