г. Хабаровск |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А73-7097/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдугой И.В.
при участии в заседании:
от Рыболовецкой артели "ИНЯ": Кравченко К.А., представителя по доверенности от 10.01.2014; Шишкина Е.М., представителя по доверенности от 29.12.2012 N 2;
от Хабаровской таможни: Плотниковой А.В., представитель по доверенности от 05.03.2013 N 04-37/31; Шевцовой М.А., представителя по доверенности от 17.09.2013 N 04-37/138, Рештаковой Т.Ю., представителя по доверенности от 28.08.2013 N 04-37/130;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Рыболовецкой артели "ИНЯ" на решение от 6 сентября 2013 года по делу N А73-7097/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Рыболовецкой артели "ИНЯ"
к Хабаровской таможне (ОРГН 1022701131826, ИНН 2722009856, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 94 "а")
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767; место нахождения: 690003, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 21 "а")
о признании незаконным решения Хабаровской таможни от 06.05.2013 N 10703000/400/060513/Т0055/006 по результатам таможенной проверки, требования Владивостокской таможни от 20.05.2013 N 2770 об уплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Рыболовецкая артель "ИНЯ" (далее - рыболовецкая артель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решений Хабаровской таможни от 06.05.2013 N 10703000/400/060513/Т0055/006 по результатам таможенной проверки и недействительным требования Владивостокской таможни от 20.05.2013 N 2770 об уплате таможенных платежей.
Определением суда от 01.07.2013 по ходатайству рыболовецкой артели приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого требования Владивостокской таможни.
Решением суда от 6 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных Рыболовецкой артелью "ИНЯ" требований отказано, возвращена излишне уплаченная государственная пошлина.
Не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, рыболовецкая артель обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, на которых заявитель настаивал и в суде первой инстанции, артель ссылается на отсутствие законных оснований для доначисления таможенных платежей, поскольку ремонт судна "Лиманский" не был запланирован, необходимость в ремонтных работах текущего характера возникла в период международной перевозки; балансовая стоимость судна после ремонта не увеличилась. Артель не является плательщиком НДС, поскольку применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и уплачивает единый сельскохозяйственный налог.
В связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы Рыболовецкой артели "ИНЯ" на решение от 16.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу N А73-5461/2013 Арбитражного суда Хабаровского производство по настоящей жалобе было приостановлено до официального опубликования постановления по делу N А73-5461/2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением суда от 20.12.2013 производство по апелляционной жалобе Рыболовецкой артели "ИНЯ" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2013 по делу N А73-7097/2013 возобновлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель артели доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Хабаровской таможни против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу артели - без удовлетворения.
Владивостокская таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным 28.11.2011 между Артелью (судовладелец) и компанией "TIANJIN XINGANG SHIPBUILDING HEAVY INDASTRY СO., LTD" КНР (подрядчик) контрактом N XGXC-FA04311, подрядчик обязуется произвести на судне "Лиманский", собственником которого является артель ремонтные работы в объеме ремонтной ведомости. Срок выполнения согласно пункту 3.1 контракта ориентировочно составляет 30 дней.
Общая сумма контракта составляет 273 538 долл. США.
Согласно генеральной декларации N 10702020/031111/0000379 судно "Лиманский" было оформлено во Владивостокской таможне в режиме временного вывоза 03.11.2011 и убыло в порт Циндао (КНР) с грузом мороженной рыбопродукции.
После выгрузки продукции в порту Циндао судно "Лиманский" 14.11.2011 прибыло в порт Тяньцзинь (КНР) для проведения запланированных ремонтных работ. При этом согласно акту приемки от 16.11.2011 подрядчик принял судно "Лиманский" для выполнения согласованных ремонтной ведомостью ремонтных работ.
В соответствии с ремонтной ведомостью в период с 23.11.2011 по 16.12.2011 на судне "Лиманский" с постановкой судна в док были произведены ремонтные работы в том числе: корпусные, якорного устройства, винто-рулевой группы, донно-забортной арматуры и иные работы, которые отражены в ремонтной ведомости. По сдаточному акту от 26.12.2011 судно было сдано подрядчиком заказчику.
28.12.2011 судно "Лиманский" возвратилось на таможенную территорию Таможенного союза без груза и было оформлено в зоне деятельности Владивостокской таможни по ИМО Генеральной декларации N 10702020/281211/0000679.
В результате проведенной проверки достоверности сведений в отношении транспортного средства - судно "Лиманский", вывезенного с таможенной территории Таможенного союза по ИМО Генеральная декларация N 10702020/031111/0000379 и обратно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза по ИМО Генеральная декларация N 10702020/281211/0000679, Хабаровской таможней оформлен акт камеральной таможенной проверки от 06.05.2013 N 10703000/400/060513/А0055,согласно которому таможня пришла к выводу, что артель имела намерение осуществить ремонт судна "Лиманский" еще до момента осуществления международного рейса, ремонт носил возмездный характер, в процессе следования в порт Циндао с грузом рыбопродукции поломок и аварийных ситуаций с судном не возникло; потребность в ремонте возникла не в процессе международной перевозки.
Таким образом, выявив нарушение пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в соответствии с которым артель обязана была поместить транспортное средство под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, с уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьёй 262 ТК ТС, таможней произведен предварительный расчет таможенных платежей, сумма исчисленных таможенных платежей за проведенную операцию по переработке судна составила 1955654,73 руб. (без учета пени).
По решению Хабаровской таможни от 06.05.2013 N 10703000/400/060513/Т0055/006 обществу необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги и пени в установленном порядке.
Согласно требованию Владивостокской таможни от 20.05.2013 N 2770, выставленному на основе акта и решения от 06.05.2013, артели предложено в срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить 2 236 538,33 руб., в том числе: 425142,33 руб. - ввозная таможенная пошлина, 1530512,40 руб. - НДС, 10000 руб. - таможенные сборы, 270883,60 руб. - пени.
Не согласившись с решением Хабаровской таможни от 06.05.2013 и требованием Камчатской таможни от 21.05.2013 N 17, артель обратилась с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении требований, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 270 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза.
Морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в целях их использования для рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием, перемещаются через таможенную границу при их временном вывозе и обратном ввозе по правилам, которые установлены главой 22 ТК РФ, за исключением транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (пункт 1 статьи 280 ТК РФ).
Пунктом 1 статьи 276 ТК РФ предусмотрено, что при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке, за исключением:
операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
операций по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;
операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Из пункта 2 вышеуказанной статьи следует, что если транспортное средство, в отношении которого производились операции по ремонту и (или) другие операции за пределами таможенной территории Российской Федерации, не подлежит освобождению от уплаты пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в отношении указанного транспортного средства применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, предусмотренному статьей 207 настоящего Кодекса в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории.
При определении стоимости операций по переработке расходы на перемещение транспортного средства к месту переработки и обратно не учитываются, если такое перемещение связано с осуществлением международной перевозки товаров или пассажиров.
Порядок временного вывоза с таможенной территории Таможенного союза для завершения или начала международной перевозки транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах - членах таможенного союза (включая порожние), за исключением транспортных средств для личного пользования регулируется главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза.
С июля 2010 года особенности перемещения транспортных средств международной перевозки установлены главой 48 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства - члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй названного пункта и пунктом 4 названной статьи.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 340 ТК ТС установлено, что положения главы 48 ТК ТС применяются, в том числе, и в отношении временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию водных судов, используемых для рыболовства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:
операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Пункт 2 статьи 347 ТК ТС предусматривает, что операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса.
Оспаривая решение Хабаровской таможни, артель указывала на то, что необходимость проведения ремонта судна "Лиманский" возникла при его нахождении в международной перевозке, в связи с чем, считает обоснованным применение к спорным правоотношениям положений подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
Вместе с тем, отклоняя данный довод, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что для приобретения судном статуса транспортного средства международной перевозки, оно должно ввозиться на таможенную территорию таможенного союза либо вывозиться за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.
Арбитражным судом установлено, что судно "Лиманский" 03.11.2011 вышло из порта Владивосток с грузом мороженой рыбопродукции, следуя в порт Циндао (КНР), находясь в состоянии международной перевозки, однако после выгрузки продукции судно направилось в иной порт Таньцзин, КНР для осуществления ранее запланированного текущего ремонта.
Кроме того, как установлено судом, контракт N XGXC-FA04311на проведение ремонтных работ с судном "Лиманский" заключен артелью 28.10.2011, т.е. до оформления судна в режиме временного вывоза и до начала международной перевозки. Сами работы впоследствии проведены в объеме спецификации (проекте).
Следовательно, проведенный ремонт не был направлен на поддержание состояния судна, в котором оно находилось на день вывоза, а потребность в операциях по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, возникла не во время использования судна в международной перевозке, следовательно, условие, предусмотренное пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, не соблюдено.
С учётом перечисленных обстоятельств, артель должна была поместить транспортное средство под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, с уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьёй 262 ТК ТС.
Переработкой вне таможенной территории является таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза (пункт 1 статьи 252 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 254 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают в себя, в том числе, ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей, что и было произведено с судном "Лиманский".
Помимо этого, произведенные на основании контракта работы на судне не подпадают под условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, в связи с чем, применению подлежит пункт 2 статьи 347 ТК ТС, который в свою очередь, не соотносит возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов с проведением ремонтных работ только на уровне переработки и модернизации.
Таким образом, довод артели о том, что на судне "Лиманский" не производился ремонт на уровне переработки и модернизации правомерно признан несостоятельным и отклонен.
Арбитражным судом также правомерно был признан несостоятельным довод заявителя о том, поскольку судно "Лиманский" не ввозилось на таможенную территорию РФ как товар, то артель, как лицо, применяющее систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, не является плательщиком НДС.
Действительно согласно пункту 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате НДС, но за исключением налога к уплате при ввозе товаров на территорию под юрисдикцией Российской Федерации. В силу статьи 70 ТК ТС взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию НДС относится к таможенным платежам. По пункту 1 статьи 4 ТК ТС (подпункты 3, 35, 39) транспортное средство, как категория товара, любое движимое имуществом, относится к товару, а его ввоз - пересечение таможенной границы.
Пунктом 5 статьи 11 ТК РФ (до 06.07.2010) предусмотрено, что к товару не относится транспортное средство - любое морское (речное) судно, которое используется в международных перевозках для платной перевозки лиц или коммерческой перевозки товаров. Но в данном случае платная перевозка лиц и товара не осуществлялась.
Учитывая изложенное, в данном случае, в силу прямого указания закона, артель является плательщиком НДС.
В соответствии со статьёй 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Судом установлено, что ремонтные работы, проведенные с судном "Лиманский" не подпадают под операции, предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС.
Следовательно, данное судно должно было быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Однако, несмотря на запланированный ремонт, под названную таможенную процедуру судно артелью не помещалось.
В связи с этим, при обратном ввозе судна "Лиманский", таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в соответствии со статьёй 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС), согласно пункту 2 которой, сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.
Учитывая изложенное, таможенным органом обоснованно принято решение в области таможенного дела от 06.05.2013 N 10703000/400/060513/Т0055/006.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также не находит оснований и для удовлетворения жалобы в части признаний недействительным требования Владивостокской таможни от 20.05.2013 N 2770 в силу следующего.
Согласно данному требованию, оно выставлено Владивостокской таможней по результатам таможенной проверки, оформленной актом N N10703000/400/060513/А0055 и на основании решения N 10703000/400/060513/Т0055/006.
Выводы Хабаровской таможни по результатам указанной проверки судом признаны обоснованными.
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку (утвержден приказом ФТС России от 20.04.2011 N 823), таможня, в регионе деятельности которой был осуществлен выпуск товаров, на основании копий акта и решения в сфере таможенного дела осуществляет изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров, иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставляет требование об уплате таможенных платежей в соответствии с установленным порядком.
Таким образом, расчет подлежащей взысканию суммы таможенных пошлин, налогов и пени и выставление требования об их уплате производится таможенным органом, в регионе деятельности которой осуществлен выпуск товаров.
Пункт 1 статьи 93 ТК ТС также устанавливает, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Поскольку материалами дела подтверждается, что выпуск судна "Лиманский" после завершения временного вывоза осуществлен Владивостокской таможней, то Хабаровская таможня обоснованно направила в этот таможенный орган копии акта и решений по результатам таможенной проверки для выставления требований об уплате таможенных платежей.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает обоснованными выводы таможенного органа о том, что судно должно было быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории с уплатой соответствующих таможенных платежей.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 сентября 2013 года по делу N А73-7097/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7097/2013
Истец: Рыболовецкая артель "ИНЯ"
Ответчик: Владивостокская таможня, Хабаровская таможня