г. Киров |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А28-10418/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Чирковой А.Ю. - по доверенности от 31.12.2013,
УФК по Кировской области: Винокуровой А.А. - по доверенности от 11.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - департамента финансов Кировской области, ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18 ноября 2013 года по делу N А28-10418/2013, принятое судом в составе судьи Кормщиковой Н.А.
по иску открытого акционерного общества "Ново-Вятка" (ИНН 4345029946 ОГРН 1034316578680)
к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице департамента финансов Кировской области (ИНН 4347015963 ОГРН 1034316505497), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360 ОГРН 1037739085636),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нововятского района города Кирова", муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова, департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Региональная служба по тарифам Кировской области,
о взыскании убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Ново-Вятка" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов, ответчик 1) о взыскании 1 323 920 руб. 11 коп. убытков за период с января по август 2012 года (далее - Спорный период), возникших из-за невозмещения истцу разницы между экономически обоснованным тарифом и стоимостью услуги по отоплению для населения, а в случае недостаточности денежных средств, предусмотренных в областном бюджете, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов, ответчик 2).
Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нововятского района города Кирова" (далее - Управляющая компания, третье лицо 1), муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - Администрация, третье лицо 2), департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Департамент ЖКХ, третье лицо 3), Региональная служба по тарифам Кировской области (далее - РСТ, третье лицо 4).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18 ноября 2013 года исковые требования к Департаменту финансов удовлетворены, в удовлетворении иска к Министерству финансов отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П на отношения, связанные с приведением платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, не распространяется. Вопросы приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривались. Кировская область предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, установленный федеральным органом исполнительной власти, не изменяла, иных размеров максимально возможного изменения тарифов не устанавливала. Таким образом, убытки истца обусловлены не государственным тарифным регулированием, осуществленным органом государственной власти Кировской области (РСТ), или установлением представительным органом муниципального образования размера платы граждан за коммунальные услуги, а находятся в прямой причинно-следственной связи с введением федеральным законодательством нового временного правового регулирования, ограничивающего рост размера платы граждан за коммунальные услуги, и установлением федеральным органом исполнительной власти предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в том числе для Кировской области. Истец, как ресурсоснабжающая организация, мог обратиться в уполномоченный орган государственной власти Кировской области за получением компенсации выпадающих доходов. Доказательств обращения в материалы дела не представлено, фактически истец сам способствовал возникновению у него убытков.
Истец в отзыве считает решение законным и обоснованным, указывает, что предельные индексы изменения размера платы граждан устанавливаются самостоятельно субъектом Российской Федерации. Решением правления РСТ от 30.09.2011 N 35/5 установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям на 2012 год. Убытки Общества возникли в результате разницы между экономически обоснованным тарифом, установленным Решением правления РСТ от 30.11.2011 N 51/1, и максимальной возможной стоимостью услуги по отоплению, установленной постановлением Администрации от 16.01.2012 N 151-П "О приведении платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с утвержденными предельными индексами в 2012 году". Возникновение убытков у Общества служит прямым следствием реализации субъектом РФ полномочий по государственному регулированию тарифов и субъектом, обязанным возместить убытки, должно быть то муниципальное образование, которым принято соответствующее тарифное решение, то есть субъект РФ. Кроме того, согласно пункту 2 постановления Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" Департамент финансов должен предусматривать расходы на указанные цели. Общество неоднократно обращалось в Департамент ЖКХ за предоставлением субсидии, но ему было отказано. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство финансов в лице УФК по Кировской области в возражениях считает решение законным и обоснованным, указывает, что муниципальным образованием утверждена ведомственная целевая программа "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011-2013 годах" (далее - программа). Постановлением администрации города Кирова от 25.02.2011 N 598-П утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011 - 2013 годах" (далее - Порядок). Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено возложение субсидиарной ответственности за убытки теплоснабжающим организациям с субъекта Кировской области на Российскую Федерацию, поскольку действующее бюджетное законодательство основано на принципе самостоятельности бюджетов, под которым, в том числе, понимается недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов. Законом Кировской области от 01.12.2011 N 91-ЗО "Об областном бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что из областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части недополученных доходов и затрат (части затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, в связи с чем считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны субъекта Кировской области в лице Департамента финансов. Просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация в письменном отзыве полагает, что полномочия по установлению тарифов органам местного самоуправления не передавались, поэтому в качестве ответчика обоснованно привлечен Департамент финансов, и решение об удовлетворении требований истца за счет субъекта Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов является законным и обоснованным. Просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
РСТ поддерживает позицию, которая была изложена в суде первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Департамент финансов и третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили. Администрация и РСТ заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 18 ноября 2013 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, на основании договора от 15.03.2011 N 947/11-19 (в редакции протокола разногласий) осуществлял в спорный период подачу тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Управляющей компании, для ее потребления населением, проживающим в Нововятском районе г. Кирова.
Решениями Правления РСТ от 30.11.2011 N 51/1 для Общества определены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию в размере 1366,09 руб. за 1 Гкал на период с 01.01.2012 по 30.06.2012; а также в размере 1448,01 руб. за 1 Гкал за период с 01.07.2012 по 31.08.2012.
Постановлением Администрации от 16.01.2012 N 151-П "О приведении платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с утвержденными предельными индексами в 2012" исполнителям коммунальных услуг предписано не допускать при неизменном наборе и объемах оказываемых услуг начисления гражданам платы за коммунальные услуги выше максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальную услугу "отопление" в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 1273,05 руб./Гкал; в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 1349,43 руб./Гкал.
Объем ресурса, поставленного истцом в январе-марте 2012 года, составляет 11083,6546 Гкал и определен на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Кировской области от 21.08.2012 по делу N А28-4729/2012. Объем ресурса, поставленного в период с апреля по август 2012 года, определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления услуги по отоплению и составляет 5624,463 Гкал.
Общее количество поставленной истцом в спорном периоде тепловой энергии на отопление многоквартирных домов составило 16708,1176 Гкал на сумму 22 938 689,88 руб. (исходя из экономически обоснованного тарифа), оплата поставленного ресурса была произведена Управляющей компанией по тарифам для населения в сумме 21 376 464,09 руб., таким образом, убытки (межтарифная разница) составляют 1 323 920,11 руб.
Расчет убытков произведен истцом как разница между стоимостью коммунального ресурса по экономически обоснованному тарифу и стоимостью, установленной постановлением Администрации 16.01.2012 N 51-П, без учета НДС.
В подтверждение расчета убытков в материалы дела представлены: расчеты нормативного расхода тепловой энергии на отопление домов; ведомости учета параметров теплопотребления, технические паспорта жилых домов; акт приемочной комиссии от 21.11.2008 N 13 (в копиях).
Указанный объем тепловой энергии, а также размер убытков подтвержден Управляющей компанией и ответчиками не оспариваются, исходя из позиции органа, представлявшего интересы субъекта Российской Федерации "Кировская область" - Департамента финансов, данный расчет является верным.
20.03.2012 Правительством Кировской области принято постановление "О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" N 144/146, в соответствии с которым Департаменту финансов предписано предусматривать в областном бюджете расходы на указанные цели, РСТ предписано представлять в Департамент финансов в установленные Правительством Кировской области сроки для разработки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год прогнозный расчет субсидий; Департаменту ЖКХ предписано предоставлять субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами; а также утвержден Порядок предоставления таких субсидий и перечень документов, необходимых для их предоставления.
Согласно пункту 2.3 указанного Порядка субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году при наличии соглашения с Департаментом ЖКХ о предоставлении субсидии.
21.12.2012 между Департаментом ЖКХ и Управляющей компанией подписано соглашение N 133/13, предметом которого является предоставление субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, сроком действия с 01.09.2012 по 31.12.2012 (пункты 1.1, 6 соглашения).
В 2012 и 2013 годах истец неоднократно обращался в Департамент ЖКХ по вопросу получения субсидии, в предоставлении которой ему было отказано, о чем свидетельствует представленная в материалы дела переписка сторон (письма от 10.10.2012, от 29.10.2012, от 28.11.2012, от 29.12.2012, от 13.03.2013, от 24.09.2013, от 09.10.2013).
Определением Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2013 по делу N А28-490/2013 производство по заявлению Общества о признании не соответствующим законодательству и недействующим абзаца 4 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146, прекращено в связи с тем, что на момент вынесения итогового судебного акта по делу нормативный акт в оспариваемой части отменен.
Возникновение у истца убытков в результате разницы в тарифах, по которым оплачивается тепловая энергия, и тарифам, подлежащим оплате населением, явилось основанием для обращения Общества в суд.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 2 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов (части 2 и 3 статьи 2 Закона N 41-ФЗ).
Убытки истца обусловлены наличием в 2012 году разницы между экономически обоснованным тарифом Общества, утвержденным РСТ, и максимально возможной стоимостью теплоснабжения для населения, установленной нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Киров".
Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей (часть 1 статьи 6). Согласно части 1.1 указанной статьи предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Согласно части 6 статьи 6 Закона N 184-ФЗ в случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов. Согласно части 6.1. указанной статьи при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
В целях реализации положений статьи 6 Закона N 184-ФЗ Правительством Кировской области разработан Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (постановление от 28.09.2007 N 107/401) (далее - Порядок пересмотра размера платы). В соответствии с пунктом 4 Порядка пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется органом местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о приведении размера платы в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и доводит решение до исполнителей, управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций и региональной службы по тарифам Кировской области (пункт 5 Порядка пересмотра размера платы). Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, обслуживающие жилищный фонд, ресурсоснабжающие организации, оказывающие услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах, и собственникам помещений в многоквартирном доме, приводят начисление гражданам суммы оплаты за коммунальные услуги в соответствие с принятыми уполномоченным органом местного самоуправления решением (пункт 6 Порядка).
На основании данного правового акта Администрация утвердила размер платы для граждан (постановлением от 16.01.2012 N 151-П), по которому истец в 2012 году получал оплату тепловой энергии от Управляющей компании.
Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органом местного самоуправления в соответствие с установленными предельными индексами измерения размера платы за коммунальные услуги, возмещается ресурсоснабжающим и управляющим организациям органом местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований на данные цели. Формирование средств на компенсацию убытков ресурсоснабжающим и управляющим организациям в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет межбюджетного трансферта, предусмотренного в областном бюджете на эти цели, и средств местных бюджетов (пункт 10 Порядка пересмотра размера платы).
Приказом начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова от 23.08.2010 N 11 утверждена ведомственная целевая программа "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011-2013 годах" (далее - программа). Программа принята в целях стабилизации финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг, одной из ее задач является обеспечение доступности услуги теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Киров". Доступность услуги теплоснабжения определяется тем, что в период реализации программы рост возможного тарифа на услуги теплоснабжения ежегодно планируется не более 115 % (индекс роста тарифа - 1,15), в этой связи максимально возможный тариф на услуги теплоснабжения для населения определен в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 1273,05 руб./Гкал; в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 1349,43 руб./Гкал.
Реализация программы осуществляется путем заключения договоров с исполнителями коммунальных услуг на возмещение юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в случае недополучения доходов в связи с оказанием указанных услуг, на возмещение затрат в виде разницы, образовавшейся между экономически обоснованными тарифами теплоснабжающих организаций и тарифом для населения, и превышения платежей сверх установленного предельного индекса изменения размера платы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы стоимости услуг по теплоснабжению при установлении предельного размера платы за коммунальные услуги граждан.
Постановлением Администрации от 25.02.2011 N 598-П утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению услуги по отпуску тепловой энергии, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Стабилизация финансово-экономических отношений теплоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг в 2011 - 2013 годах" (далее - Порядок, Постановление N 598-П).
Согласно пункту 1 Порядок определяет цели и условия предоставления субсидии юридическим лицам, оказывающим населению услуги в случае превышения платежей населения за коммунальные услуги сверх установленного предельного индекса изменения размера платы. Возмещение производится из расчета максимально возможной стоимости на теплоснабжение для населения.
В силу пункта 2 Порядка финансирование расходов, связанных с выполнением услуг, указанных в пункте 1, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Киров", предусмотренных на соответствующий финансовый год в виде субсидии.
Орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по пересмотру размера платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения его в соответствие с установленным по муниципальному образованию "Город Киров" предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, определил фиксированную стоимость 1 Гкал для расчета платы населения за отопление.
Указанная "льготная" стоимость тепла правомерно применялась в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и Управляющей компанией за тепловую энергию, поставленную в жилой фонд.
Согласно постановлению Правительства Кировской области от 28.09.2007 N 107/401, утвердившему Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, компенсация возникающих в связи с пересмотром платы граждан убытков ресурососнабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов.
В порядке реализации данного постановления Правительства Кировской области РСТ произведен расчет средств, необходимых для компенсации в 2012 году убытков ресурососнабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг.
Кроме того, пунктом 1.12 статьи 29 Закона Кировской области от 01.12.2011 N 91-ЗО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что субсидии на возмещение части недополученных доходов или затрат (части затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в 2012 году предоставляются ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг из средств областного бюджета.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого Обществом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.
Фактически выпадающие доходы истца составили 1 323 920 руб. 11 коп.
Противоправное бездействие ответчика повлекло причинение истцу убытков.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
В 2012 и 2013 годах истец неоднократно обращался в Департамент ЖКХ по вопросу получения субсидии, в предоставлении которой ему было отказано, о чем свидетельствует представленная в материалы дела переписка сторон (письма от 10.10.2012, от 29.10.2012, от 28.11.2012, от 29.12.2012, от 13.03.2013, от 24.09.2013, от 09.10.2013).
Доказательств выделения денежных средств для возмещения выпадающих доходов истца, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного судебного разбирательства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18 ноября 2013 года по делу N А28-10418/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалоб субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице департамента финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10418/2013
Истец: ОАО "Ново-Вятка"
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов Р. Ф, Субъект "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Киров", Департамент жилищно-коммунального хозяйства, ООО "Управляющая компания Нововятского района г. Кирова", Региональная служба по тарифам Кировской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ