г. Владивосток |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А24-2217/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, А.В. Ветошкевич,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-14546/2013
на решение от 16.10.2013 судьи Э.Ю. Ферофонтовой
по делу N А24-2217/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по иску открытого акционерного общества "Камчатский газоэнергетический комплекс" (ИНН 4101047002, ОГРН 1024101019469)
к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН 4101145761, ОГРН 1114101003708)
о согласовании местоположения границ земельных участков,
при участии: от истца: Рыбацкая Т.А. - паспорт, доверенность N 13 от 29.03.2013 сроком действия на один год со специальными полномочиями,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Камчатский газоэнергетический комплекс" (далее по тексту - ОАО "КамГЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - ответчик, Агентство) об обязании ответчика согласовать местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами: 41:01:0010111:858, 41:01:00101111:859, 41:08:0010111:862, 41:08:0010111:853 в связи с уточнением границ земельных участков с кадастровыми номерами: 41:01:0010111:858, 41:01:00101111:859, 41:08:0010111:862, 41:08:0010111:853.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 16.10.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение, направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края. В обоснование жалобы указал, ссылаясь на Положение, утвержденное постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2011 N 165-П, что ответчик не имеет полномочий по согласованию местоположения границ спорных земельных участков, так как смежные земельные участки не принадлежат на праве собственности Камчатскому краю, являясь собственностью Российской Федерации (земли лесного фонда).
В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). В отзыве истец указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, оспорил доводы заявителя жалобы, указав, что в 2008 году и.о. руководителем Федерального агентства лесного и охотничьего хозяйства по Камчатскому краю О.А. Поршневой подписаны акты согласования границ указанных земельных участков. Также, ссылаясь на статьи 8, 83, 67, 68 Лесного кодекса РФ, указал, что Российская Федерация указанными правовыми нормами делегировала полномочия в качестве собственника органам государственной власти субъекта РФ, к каковым относится, в частности, ответчик.
В судебное заседание апелляционного суда ответчик явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом. В соответствии с правилами пункта 5 статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебном заседании истец поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционная коллегия установила, что 18.02.2008 сроком до 01.04.2013 между Агентством лесного и охотничьего хозяйства Камчатского края - ныне Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (арендодатель по договору) и ОАО "КамГЭК" (арендатор по договору) заключен договор аренды N 4 лесного участка для выполнения работ по строительству и эксплуатации линейных объектов каскада ГЭС на р. Толмачева. По условиям договора аренды лесного участка арендодатель обязался предоставить за плату, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 69,32 га, расположенный по адресу: в пределах земель лесного фонда Усть-Большерецкого лесничества (часть 1) Камчатского края, условный номер: 41:09:1:04:2339 в квартале 285 выделе 5, в квартале 306 выделах 5, 14, 16, 22, 24, 25, в квартале 307 выделе 19, в квартале 317 выделах 5, 6, 20, 21, в квартале 318 выделах 3, 6 (пункты 1, 2, 21 договора).
17.07.2008 произведена государственная регистрация договора аренды Управлением Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю за N 41-41-01/027/2008-974.
19.04.2013 истец обратился к ответчику с заявлением о согласовании границ земельных участков, необходимых для эксплуатации Толмачевских ГЭС-1 и ГЭС-3 каскада ГЭС на р. Толмачева с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853, 41:08:0010111:858, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:862.
В ходе рассмотрения Агентством представленных материалов межевания и актов согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853, 41:08:0010111:858, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:862 объектов каскада Толмачевских ГЭС с категорией земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения было установлено, что по данным государственного лесного реестра указанные земельные участки расположены на землях лесного фонда в кварталах 306 и 317 Апачинского участкового лесничества Усть-Большерецкого лесничества Камчатского края.
В связи с тем, что ОАО "КамГЭК" не были представлены документы, подтверждающие перевод данных земельных участков из категории земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, Агентством было отказано в согласовании границ земельных участков с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853, 41:08:0010111:858, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:862.
Полагая, что отказ Агентства в согласовании местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853, 41:08:0010111:858, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:862 является незаконным и нарушает права ОАО "КамГЭК" в сфере экономической деятельности, а именно препятствует выполнению работ по проведению землеустройства и подготовки межевых планов по уточнению границ земельных участков с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853, 41:08:0010111:858, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:862 для дальнейшей регистрации права на указанные участки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения по согласованию местоположения границ земельных участков, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Земельного, Лесного кодексов РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 1 статьи 11.1 Земельного Кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Апелляционная коллегия отмечает верное применение судом первой инстанции положений статей 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в части определения оснований и порядка проведения согласования местоположения границ спорных земельных участков.
Также судом первой инстанции обоснованно оценены основания отказа в согласовании границ спорных участков со стороны Агентства в части доводов о расположении указанных участков на землях лесного фонда, наличии нарушений законодательства при изъятии и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий постановлениями главы Администрации Усть-Большерецкого района Камчатской области и предоставлении их в постоянное пользование ОАО "КамГЭК".
При этом судом первой инстанции учтены положения статей 6, 7, 8, 67, 69, 92 ЛК РФ в совокупности с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате оценки которых сделан верный вывод о том, что границы лесного фонда в соответствии с ЛК РФ определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель, при этом надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Оценивая позицию Агентства об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда, судом первой инстанции исследованы доводы сторон и материалы дела (свидетельства о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), при этом обоснованно отмечено следующее.
Земельные участки с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853 (площадью 85 500 кв.м.), 41:08:0010111:858 (площадью 16 800 кв.м.), 41:08:0010111:859 (площадью 54 700 кв.м.), 41:08:0010111:862 (площадью 98 000 кв.м.), расположенные по адресу: Усть-Большерецкий район, Камчатский край, имеют разрешенное использование для строительства объектов каскада Толмачевских мГЭС, отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Основанием для внесения данных сведений явились постановления главы администрации Усть-Большерецкого района Камчатской области от 19.09.1996 N 194, от 04.04.1996 N 79, от 29.01.1996 N 16 и от 24.10.1997 N 248 соответственно.
При оценке соответствия указанных постановлений положениям законодательства судом первой инстанции осуществлено обоснованное обращение к правовым нормам, действовавшим на момент принятия постановлений (Лесной кодекс РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР, Земельный кодекс РСФСР, ряд подзаконных нормативных актов).
Так, согласно статье 5 Земельного кодекса РСФСР устанавливалось, что отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
Оценив совокупность норм законодательства, действовавших в указанный период, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в силу положений главы V Земельного кодекса РСФСР, Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 полномочиями по изъятию и предоставлению земельных участков обладали местные администрации, то есть органы местного самоуправления. При этом перевод лесных земель в нелесные производился согласно положений Основ лесного законодательства от 06.03.1993 N 4613-1, постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом", Положения о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.03.1994 N 69.
Судом приняты во внимание содержание заключения на перевод лесных земель гослесфонда в нелесные в лесах I группы Камчатского лесохозяйственного территориального производственного объединения Министерства лесного хозяйства РСФСР от 27.12.1994 N 02-970 при рассмотрении материалов ТЭО строительства каскада Толмаческой ГЭС, заключение по материалам перевода лесных земель в нелесные для нужд Дирекции строящегося газоэнергетического комплекса под строительство объектов каскада Толмаческих мГЭС от 19.11.1996 N 02-648, позиция Камчатского управления лесами по переводу лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства на общей площади 132,78 га, из них: 125,78 га - в лесах I группы (кв. 306, 317, 319 Апачинского лесничества Усть-Большерецкого лесхоза), 7 га - в лесах III группы (кв. 307 Апачинского лесничества Усть-Большерецкого лесхоза).
В дальнейшем распоряжениями Правительства РФ от 07.03.1995 N 307-р разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в Камчаткой области 48,7 га, от 10.02.1997 N 181-р разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в Камчаткой области 48,7 га.
Судом первой инстанции обоснованно учтено обстоятельство, что указанные распоряжения Правительства РФ и принятые на их основании постановления главы администрации Усть-Большерецкого района Камчатской области не отменены, являются действующими, сделан верный вывод о том, что позиция ответчика о несоответствии законодательству изъятия и перевода спорных земель лесного фонда в земли иных категорий постановлениями главы Администрации Усть-Большерецкого района Камчатской области, предоставления их в постоянное пользование ОАО "КамГЭК" не имеет правового значения для рассматриваемого спора, предметом которого является согласование местоположения границ земельных участков.
С учетом изложенных обстоятельств, судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены правомерно.
Заявляя исковые требования о согласовании границ земельного участка, истец должен доказать обстоятельства предоставления ему земельных участков в испрашиваемых границах, а также отсутствие оснований для кадастрового учета смежного земельного участка в сформированных границах.
Из графы 16 представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельного участка с кадастровыми номерами 41:08:0010111:862, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:858 изготовленных 07.08.2012, с кадастровыми номерами 41:08:0010111:853 изготовленного 08.08.2012 следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В материалы дела представлены межевые планы земельных участков с кадастровыми номерами 41:08:0010111:862, 41:08:0010111:859, 41:08:0010111:858, 41:08:0010111:853, подготовленные кадастровыми инженерами Микейкиным А.В. и Бенбериным Г.В. (т.д. N 1 л.д. N 32-35) в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка. Однако, доказательств внесения в ГКН сведений о границах этого земельного участка в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии доказательств установления границ испрашиваемых земельных участков, поскольку сведения о границах земельного участка, арендуемого истцом, в ГКН отсутствуют.
Порядок определения и согласования местоположения границ земельных участков регламентируется статьями 38-40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон).
Частью 1 статьи 39 Закона предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 39 указанного закона определен перечень лиц, с которыми проводится согласование местоположения границ, с указанием принадлежащих указанным лицам видов прав на смежные земельные участки, включая право собственности.
Оценивая доводы жалобы об отсутствии полномочий ответчика по осуществлению согласования местоположения границ спорных земельных участков, судебная коллегия отмечает следующее.
Доводы ответчика об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда получили надлежащую оценку судом первой инстанции, при этом приведенная позиция ответчика не влияет по существу на правильность принятого решения в силу следующего.
Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ (далее по тексту - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Доказательств нахождения спорных земельных в собственности иного субъекта материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, от имени указанных в части 3 данной статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Судебная коллегия отмечает, что согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений по установленному перечню, в частности осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункту 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Согласно пункту 1.1 Положения об Агентстве лесного хозяйства животного мира Камчатского края (утв. Постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2011 N 165-П), Агентство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим в Камчатском крае реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также водных биологических ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов на территории Камчатского края.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что в соответствии с указанными выше нормами законодательства имеет место наделение в силу закона Российской Федерацией в качестве собственника соответствующими полномочиями по согласованию границ земельных участков в составе земель лесного фонда органов государственной власти субъектов РФ, каковым применительно к настоящему спору выступает Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, в связи с чем позиция апеллянта о том, что ответчик не наделен полномочиями по согласованию местоположения границ спорных земельных участков, подлежит отклонению.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.10.2013 по делу N А24-2217/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2217/2013
Истец: ОАО "Камчатский газоэнергетический комплекс"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края
Третье лицо: Рыбацкая Татьяна Александровна - представитель ОАО "Камчатский газоэнергетический комплекс"