20 января 2014 г. |
А79-7794/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елена" (ИНН 2106007715, ОГРН 1112134000054, с. Вутабоси Канашского района Чувашской Республики) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2013 по делу N А79-7794/2013,
принятое судье Михайловым А.Т.
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Канаш о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Елена" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Елена" - Иванов Е.В. по доверенности от 09.01.2014, Аницова Л.И., директор на основании приказа от 20.08.2012.
Территориальной отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Канаш, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Елена", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в городе Канаш (далее - Отдел, административный орган) были проведены проверки в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения "Хучельская основная общеобразовательная школа" и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Вутабосинская средняя общеобразовательная школа".
В ходе проверок были проведены отборы проб масла сливочного "Крестьянское", м.д.ж. 72,5%, высший сорт, производство: ОАО "Вамин", Республика Татарстан (МБОУ "Хучельская ООШ"), и ОАО "Вамин Татарстан" (МБОУ "Вутабосинская СОШ"), и проведены лабораторные испытания отобранных проб, по результатам которых установлено, что указанное масло не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" по микробиологическим показателям, а именно: обнаружены бактерии группы кишечной палочки, которые по гигиеническим нормативам не допускаются в 0,01 г продукта, количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов 5*10 *5 в масле производства ОАО "Вамин Татарстан") и 6*10*5 (в масле производства ОАО "Вамин"), то есть выше гигиенического норматива (1*10 *5).
Данные факты отражены в протоколах лабораторных испытаний от 06.06.2013 N 32 и N 47, выполненных Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в поселке Вурнары".
В рамках проверок было установлено, что поставщиком указанного масла является общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - Общество, ООО "Елена").
В ходе осмотра складского помещения, принадлежащего Обществу, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, п. Вутабоси, ул. Восточная, д. 3, установлено, что на складе имеется морозильный ларь "Позис" с объемом камеры 150 л и холодильный шкаф "Frigorex" объемом 412 л, температурный режим в камерах которых не контролируется, так как приборы измерения температуры отсутствуют, внутренняя отделка складского помещения не соответствует установленным требованиям, что препятствует проведению качественной уборки (нарушена целостность линолеумного покрытия пола, на стенах отпадает штукатурка, в тамбуре на стене и потолке имеется плесень); отсутствуют условия для разделки и фасовки продуктов на складе, водоснабжение и канализация. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 22.07.2013 N 73.
Кроме того, Отделом установлено, что у ООО "Елена" отсутствует программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил в организации торговли пищевыми продуктами и протоколы соответствующих лабораторных исследований.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 26.07.2013 в отношении Общества протокола N 422 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обращения Отдела в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 01.11.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявление и привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей ( с учетом определения от 08.11.2013 об исправлении опечатки).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество утверждает, что в ходе проверки МБОУ "Вутабосинская СОШ" были произведены отборы проб масла, приобретенного через розничную сеть в магазине Канашского РАЙПО.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что на лицевой части холодильного шкафа "Frigorex" имеются датчики температуры, на стенах склада имеется рисунок, который сотрудниками Отдела был принят за плесень, на складе имеется стол для разделки и фасовки продуктов, а также умывальник.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела фотографий холодильного оборудования, стены около умывальника, умывальника, вентиляции, разделочного места (стол), санитарного паспорта объекта, кредитного договора.
Рассмотрев заявленное ходатайство, Первый арбитражный апелляционный суд на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в приобщении документов отказал ввиду отсутствия уважительных причин непредставления их в суд первой инстанции.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Отдела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно части 2 данной статьи действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) следует, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 9 приложения N 4 к Федеральному закону от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" в 0,01 г продукта бактерии группы кишечной палочки наличие не допускаются, количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов должно составлять не более 1*10 *5.
Административным органом в ходе проверки было установлено, что масло сливочное "Крестьянское", м.д.ж. 72,5%, высший сорт, производство: ОАО "Вамин", Республика Татарстан, поставленное Обществом в адрес МБОУ "Хучельская ООШ", и ОАО "Вамин Татарстан", поставленное Обществом в адрес МБОУ "Вутабосинская СОШ", не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" по микробиологическим показателям, а именно: обнаружены бактерии группы кишечной палочки, количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов в масле выше гигиенического норматива.
То обстоятельство, что спорное масло поставлено Обществом, подтверждено товарными накладными от 29.05.2013 N 368, от 31.05.2013 N 379.
Пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона N 29-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов.
Обществом в ответ на требование административного органа не была представлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и протоколы лабораторных испытаний, что свидетельствует об их отсутствии.
Согласно статье 19 Закона N 29-ФЗ хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.
Согласно пунктам 6.2, 7.2, 13.3, 13.5 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Использование ртутных термометров для контроля работы холодильного оборудования не допускается. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и (или) системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима. Количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования.
Во всех организациях торговли создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и др.).
Работники организации торговли обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены, в том числе перед началом работы тщательно мыть руки с мылом.
Руководитель организации торговли обеспечивает наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.
Факт несоблюдения Обществом указанных требований, а именно: отсутствие контроля за температурой морозильного ларя "Позис" и холодильного шкафа "Frigorex" ввиду отсутствия приборов измерения температуры, несоответствие внутренней отделки складского помещения установленным требованиям, что препятствует проведению качественной уборки (нарушена целостность линолеумного покрытия пола, на стенах отпадает штукатурка, в тамбуре не стене и потолке имеется плесень); отсутствие условий для разделки и фасовки продуктов на складе, водоснабжения и канализации, установлен судом первой инстанции и подтвержден представленными доказательствами (протоколом осмотра от 22.07.2013 N 73, протоколом об административном правонарушении от 26.07.2013 N 422).
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении Обществом требований законодательства, а именно о наличии на лицевой части холодильного шкафа "Frigorex" датчиков температуры, о наличии на складе стола для разделки и фасовки продуктов умывальника, а также о том, что на стенах склада имеется рисунок, который сотрудниками Отдела был принят за плесень, являются бездоказательными, в связи с чем судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Из представленных Обществом в материалы дела фотографий (л.д.65-68) не представляется возможным установить, где и когда они сделаны, в связи с чем относимость данный фотографий к рассматриваемому делу не подтверждена.
Кроме того, указанные выше нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 22.07.2013 N 73, который составлен в присутствии понятых и директора Общества Аницовой Л.И. и подписан последней без замечаний.
Довод о том, что в ходе проверки МБОУ "Вутабосинская СОШ" были произведены отборы проб масла, приобретенного через розничную сеть в магазине Канашского РАЙПО, также является бездоказательным.
В данном случае несоблюдение Обществом режима хранения масла сливочного создало реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основываясь на изложенном, Арбитражный суд Чувашской Республики пришёл к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мера ответственности определена судом в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применен минимальный размер штрафа в размере 300 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший судебный акт, вправе по своей инициативе исправить допущенные описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
В рассмотренном случае суд первой инстанции воспользовался правом, предоставленным ему процессуальным законодательством, и самостоятельно исправил допущенную при изготовлении судебного акта ошибку в части указания размера штрафа.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено, протокол об административном правонарушении составлен в участием законного представителя ООО "Елена".
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2013 по делу N А79-7794/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елена" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7794/2013
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в городе Канаш, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике- Чувашии в городе Канаш, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии
Ответчик: ООО "Елена"
Третье лицо: ООО "Елена", Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике