г. Саратов |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А12-20766/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, ОГРН 1023405974811, ИНН 3413500064 (г. Котельниково Волгоградской области)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 05 ноября 2013 года по делу N А12-20766/2013 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, ОГРН 1023405974811, ИНН 3413500064 (г. Котельниково Волгоградской области)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210 (г. Волгоград)
об оспаривании действий и акта внеплановой проверки,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газэнергопроект", ОГРН 1043400327277, ИНН 3444116073 (г. Волгоград),
общество с ограниченной ответственностью "Сталт", ОГРН 1023403854308, ИНН 3445010263 (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) по проведению внеплановой камеральной проверки соблюдения администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по газификации объектов Волгоградской области с устройством автономных котельных, прокладкой газопроводов для них существующих магистральных сетей газопровода низкого давления к объекту (реестровый номер размещения заказа 0129300000513000010);
недействительным акта внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов N 47 от 28 июня 2013 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Газэнергопроект", общество с ограниченной ответственностью "Сталт".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 05 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить, и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС по Волгоградской области представило письменные объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе, с доводами, изложенными в жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Газэнергопроект", общество с ограниченной ответственностью "Сталт" в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом. Почтовые отправления N N 80934, 80935, 80936, 80937, 80938 вручены адресатам 11 и 12 декабря 2013 года. Информация о публикации определения суда от 03 декабря 2013 года размещена на сайте суда в сети Интернет 04 декабря 2013 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителя в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Волгоградской области 03 июня 2013 года поступили обращения ООО "Газэнергопроект" (вх. N 3593) и ООО "Сталт" (вх. N 3592) о нарушении сроков возврата денежных средств, внесенных ООО "Газэнергопроект" и ООО "Сталт" в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по газификации объектов Волгоградской области с устройством автономных котельных, прокладкой газопроводов для них существующих магистральных сетей газопровода низкого давления к объекту (совместные торги) (реестровый номер размещения заказа 0129300000513000010).
Согласно обращениям, муниципальным заказчиком (администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области) денежные средства, перечисленные участниками размещения заказа на участие в открытом конкурсе, по состоянию на 03 июня 2013 года не возвращены, что, по мнению ООО "Газэнергопроект" и ООО "Сталт", образует признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях проверки поступившей информации в отношении администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области проведена внеплановая камеральная проверка действий (бездействия) указанного муниципального заказчика при размещении заказа в форме открытом конкурсе на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по газификации объектов Волгоградской области с устройством автономных котельных, прокладкой газопроводов для них существующих магистральных сетей газопровода низкого давления к объекту (совместные торги) (реестровый номер размещения заказа 0129300000513000010).
По результатам указанной внеплановой камеральной проверки инспекция УФАС по Волгоградской области решила: признать заказчика - администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области (404354, Волгоградская область, г.Котельниково, ул.Ленина, 9) нарушившим часть 12 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по газификации объектов Волгоградской области с устройством автономных котельных, прокладкой газопроводов для них существующих магистральных сетей газопровода низкого давления к объекту (совместные торги) (реестровый номер размещения заказа 0129300000513000010); передать материалы проверки уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с актом внеплановой проверки УФАС по Волгоградской области и полагая, что он не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по проведению внеплановой камеральной проверки.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ,
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ основаниями для признания действий незаконными, а актов - недействительными являются одновременное несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что довод заявителя об отсутствии правовых оснований для проведения внеплановой проверки, а также о допущенных при проведении внеплановой проверки процессуальных нарушениях не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением, в частности заказчиком, являющимся, в том числе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, путем плановых и внеплановых проверок.
Согласно пунктам 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" таким органом является Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет данную деятельность совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.
Полномочия Федеральной антимонопольной службы на проведение данного вида контроля и выдачу заказчикам, являющимся, в частности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязательных для исполнения ими предписаний, установлены в подпунктах 5.3.1.12 и 5.3.2.4 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331. В пункте 4 этого же Положения закреплено, что Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
По общему правилу, закрепленному статьей 17 Закона о размещении заказов, внеплановая проверка осуществляется не только в случае обращения участника размещения заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, но и при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что контролирующий орган вправе проводить внеплановую проверку на основании информации о нарушении законодательства о размещении заказов в случае предоставления любым лицом информации о нарушении закона о размещении заказов, в том числе в случаях не проведения торгов и запроса котировок, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 настоящей статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.
В то же время, на основании части 6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановая проверка осуществляется в случае поступления информации о неисполнении указанными в части 1 настоящей статьи лицами вынесенных в соответствии с частью 9 настоящей статьи предписаний, а также в случае поступления информации о совершении указанными лицами действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять также внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или нужд муниципального бюджетного учреждения.
Из изложенного следует, что основания проведения внеплановой проверки и порядок ее проведения в случае поступления жалобы участника размещения заказа в порядке главы 8 Закона о размещении заказов и поступления информации о совершении заказчиками действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, принципиально различны.
Обращения ООО "Газэнергопроект" (вх. N 3593); ООО "Сталт" (вх. N 3592) о нарушении сроков возврата денежных средств, внесенных ООО "Газэнергопроект" и ООО "Сталт" в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по газификации объектов Волгоградской области с устройством автономных котельных, прокладкой газопроводов для них существующих магистральных сетей газопровода низкого давления к объекту (совместные торги) (реестровый номер размещения заказа 0129300000513000010) ни по форме, ни по содержанию не являются жалобами на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, подаваемыми в порядке главы 8 Закона о размещении заказов.
Ввиду того обстоятельства, что ООО "Газэнергопроект" и ООО "Сталт" указано на наличие в действиях заявителя административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные обращения правомерно квалифицированы Управлением как обращения, содержащие информацию о совершении муниципальным заказчиком действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения.
Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (утв. приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498), на который ссылается заявитель в обоснование собственной правовой позиции, не распространяется на процедуру рассмотрения обращений, содержащих информацию о совершении муниципальным заказчиком действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, а регламентирует рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, подаваемых в порядке главы 8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пп. "а" п. 1.3.4. Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами внеплановые проверки осуществляются в форме камеральных выборочных проверок, выездных выборочных проверок или выездных сплошных проверок в случае поступления информации из любых источников о совершении заказчиком действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения.
Таким образом, на основании статьи 17 Закона о размещении заказов, руководствуясь пп. "а" п. 1.3.4. "Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами" Управлением проведена внеплановая камеральная проверка действий заказчика -администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по газификации объектов Волгоградской области с устройством автономных котельных, прокладкой газопроводов для них существующих магистральных сетей газопровода низкого давления к объекту (совместные торги) (реестровый номер размещения заказа 0129300000513000010).
Вместе с тем, суд первой инстанции, установив, что приказ о проведении проверки и ее результаты оформлены в соответствии с требованиями названных правовых норм, посчитал, что при совершении оспариваемых действий, антимонопольный орган действовал в пределах установленных полномочий и вправе был проводить внеплановую проверку с целью защиты интересов участников размещения заказа и реализации предусмотренных законом контрольных полномочий для обеспечения добросовестной конкуренции в сфере размещения муниципального заказа. Доводов, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем не представлено.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом обсуждения в суде первой инстанции. Аналогичные обстоятельства изложены обществом в заявлении, поступившим в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Податель апелляционной жалобы не ссылается на то, каким обстоятельствам не была дана оценка, новых доказательств не представляет и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, разрешая спор, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормы материального права применены правильно. Судом не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 05 ноября 2013 года по делу N А12-20766/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области (г. Котельниково Волгоградской области) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20766/2013
Истец: Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Газэнергопроект", ООО "СТАЛТ"