г. Красноярск |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А33-8305/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
секретаря судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Графити"): Корякина А.В., представителя по доверенности от 20.12.2013;
от ответчика (Департамента градостроительства администрации г. Красноярска): Мирзоевой А.Р., представителя по доверенности от 23.01.2013 N 2268 от 20.02.2013;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" октября 2013 года по делу N А33-8305/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Графити", ИНН 2465248537, ОГРН 1112468003636 (далее - ООО "Графити", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации города Красноярска, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476 (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в размещении временного сооружения (автостоянки) по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 10, изложенного в письме от 22.02.2013 N 15/1779-дг "О размещении временного сооружения".
Определением суда от 24.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Красноярска, управление архитектуры администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2013 года заявление удовлетворено. Признано незаконным решение департамента об отказе в размещении временного сооружения (автостоянки) по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 10, изложенное в письме от 22.02.2013 N 15/1779-дг "О размещении временного сооружения". Суд возложил на департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а именно, в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление общества от 20.03.2012 в порядке, предусмотренном Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011).
Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы указывает, что в заявлении общества от 20.03.2012 N 2098-ек отсутствовала просьба о выдаче разрешения на размещение временного сооружения, поставленный в обращении вопрос о возможности размещения объекта рассмотрен по существу, заявление общества от 24.01.2013 о заключении договора аренды рассмотрено департаментом в установленном порядке.
Общество в представленном отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление архитектуры администрации города Красноярска, администрация города Красноярска в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество обратилось в управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением от 20.03.2012 за входящим номером 2098-ск о рассмотрении возможности размещения временного сооружения (автостоянки) по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, в районе дома N 10. Управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом от 06.04.2012 N 1941-уарх "О рассмотрении обращения" сообщило муниципальному казенному учреждению г. Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС") о том, что в адрес управления направлено обращение ООО "Графити" о размещении временной автостоянки по вышеуказанному адресу; управление для дальнейшей работы по данному вопросу просило МКУ "УКС" направить информацию о планируемых сроках строительства детского сада на указанном земельном участке.
Письмом от 12.04.2012 N 798-ек управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило ООО "Графити" о рассмотрении его обращения на заседании архитектурно-планировочной комиссии от 02.04.2012 N 13, о направлении в адрес в МКУ "УКС" запроса о предоставлении информации о планируемых сроках строительства детского сада и повторном рассмотрении обращения заявителя по результатам представленной информации на заседании архитектурно-планировочной комиссии.
ООО "Графити" 17.04.2012 направило в МКУ "УКС" заявление от 17.04.2013 (входящий номер 1300) о возможности согласования размещения временной автостоянки в микрорайоне Метростроитель в районе ул. 9 Мая, 10. Письмом от 26.04.2012 N 1143 МКУ "УКС" сообщило обществу о том, что строительство детского сада и школы в 2012 году не планируется; МКУ "УКС" не возражает против размещения временных автостоянок в районе дома N 11 по ул. Светлогорская и в районе дома N 10 по ул. 9 Мая; МКУ "УКС" разъяснило, что в соответствии с пунктом 11 постановления администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55 в редакции постановления от 02.04.2012 N 136 органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом от 03.05.2012 N 1570 "О размещении временного сооружения" сообщило обществу о том, что его обращение о размещении временной автостоянки по ул.9 Мая, в районе дома N 10 в Советском районе рассмотрено на заседании архитектурно-планировочной комиссии от 02.04.2012 N 13; обращение направлено в администрацию Советского района для дальнейшей работы по данному вопросу. Указанным письмом управление разъяснило обществу, что полномочия по осуществлению подготовки и согласования проектов правовых актов администрации города о разрешении на размещение временных сооружений на территории города, принятие решения об отказе в разрешении на размещение временных сооружений исключены из функции управления. В соответствии с пунктом 1.10 постановления администрации города от 09.02.2010 N 55 (в ред. постановления от 02.04.2012 N136) органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Письмом от 12.05.2012 N Вн 2607 -уарх управление направило в администрацию Советского района обращение ООО "Графити" о размещении временной автостоянки по ул. 9 Мая, в районе дома N 10 для рассмотрения вопроса по существу, дав обществу разъяснения, аналогичные приведенным в письме от 03.05.2012 N 1570.
Администрация Советского района, рассмотрев вышеуказанное обращение общества, письмом от 24.05.2012 N 1609 сообщила последнему, что в соответствии с порядком, установленным постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N 136, указанный земельный участок включен в схему размещения временных сооружений на территории Советского района. Схема направлена в департамент градостроительства администрации г. Красноярска для рассмотрения и утверждения. Дальнейшее решение вопроса по размещению автостоянки будет принято после утверждения указанной схемы.
В связи с тем, что окончательное решение по вопросу размещения временного сооружения (автостоянки) не принято, ООО "Графити" повторно обратилось с заявлением к руководителю департамента градостроительства администрации г. Красноярска о заключении договора аренды на размещение временного сооружения (вх. N 641-ек от 24.01.2013), указав на включение автостоянки в схему размещения временных сооружений.
Письмом от 22.02.2013 N 15/1779-дг департамент отказал заявителю в размещении временного сооружения (автостоянки) в связи с отсутствием правовых оснований для заключения департаментом договора на размещение временного сооружения без проведения аукциона по заявлениям, поданным до 02.04.2012. Отказ мотивирован тем, что действующее Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска предусматривает возможность размещения временных сооружений только по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном Положением; действующие правовые акты города, регулирующие вопросы размещения временных сооружений, а также нормы, позволяющие рассмотреть департаменту обращения о размещении временных сооружений, в том числе и поданные до 02.04.2012, в ином порядке, чем предусмотрено Положением, отсутствуют.
Заявитель оспорил в судебном порядке решение департамента об отказе в размещении временного сооружения (автостоянки) по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 10, изложенное в письме от 22.02.2013 N 15/1779-дг, указывая, что его заявление от 20.03.2012 о выдаче разрешения на размещение временного сооружения должно рассматриваться в порядке, установленном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 в редакции от 03.06.2011.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно положениям статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 55).
В соответствии с пунктом 1.3.4 Положения N 55 к временным сооружениям относятся автостоянки.
Согласно пункту 1.10 Положения N 55 (в редакции от 03.06.2011, действующей на момент обращения общества с заявлением от 20.03.2012) решение о разрешении на размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.4, 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, принимается заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений, в форме распоряжения. Органом, уполномоченным на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в настоящем пункте, является управление архитектуры администрации города.
Проекты распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, распоряжений о продлении срока размещения временных сооружений, указанных в первом абзаце настоящего пункта, согласовываются руководителем управления архитектуры администрации города, руководителем администрации района в городе, заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства, заместителем Главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 55 юридические и физические лица, желающие разместить временные сооружения, указанные в подпунктах 1.3.4, 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, обращаются в уполномоченный орган согласно пункту 1.10 настоящего Положения.
К заявлению о выдаче разрешения на размещение временного сооружения прилагаются документы в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения.
Пунктом 3.2 Положения N 55 установлено, что после регистрации заявление с документами, указанными в пункте 3.1 настоящего Положения, направляется в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение семи дней с даты регистрации осуществляет градостроительный анализ и подготовку представленных заявителем документов для рассмотрения на заседании архитектурно-планировочной комиссии (АПК).
Согласно пункту 3.3 Положения N 55 заявление и приложенные документы, отвечающие предъявленным требованиям, подготовленные уполномоченным органом, рассматриваются не реже одного раза в неделю на заседании АПК.
АПК выносит решение, которое в течение трех дней оформляется протоколом. В решении указывается срок размещения временного сооружения либо причина отказа в размещении временного сооружения в соответствии с пунктом 1.12 настоящего Положения.
При положительном решении АПК уполномоченный орган выдает заявителю извещение на сбор согласований (заключений), с исчерпывающим перечнем контролирующих и надзорных служб и организаций, согласования (заключения) которых необходимы при размещении временного сооружения. Мотивированный отказ в согласовании на размещение временного сооружения также выдает уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения N 55 извещение выдается на три месяца. В случае невыполнения заявителем условий извещения либо непредставления необходимых заключений и согласований в указанный срок извещение утрачивает силу без предварительного уведомления заявителя.
Срок действия извещения продлевается не более чем на два месяца при условии обращения заявителя в управление архитектуры за 10 дней до окончания срока действия извещения.
Пунктом 3.7 Положения N 55 установлено, что уполномоченный орган по представлении предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Положения документов в течение трех рабочих дней выдает заявителю разрешительное письмо на проектирование временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, либо разрешительное письмо на разработку генерального плана территории - при размещении временного сооружения, указанного в подпункте 1.3.4 настоящего Положения.
Согласно пункту 3.8 Положения N 55 заявитель в соответствии с разрешительным письмом выполняет проект временного сооружения или генеральный план территории (чертежи генерального плана территории и пояснительную записку) и представляет в уполномоченный орган для согласования.
Условия разрешительного письма на проектирование временных сооружений либо разрешительного письма на разработку генерального плана территории должны быть выполнены заявителем в течение трех месяцев с даты его получения.
При невыполнении заявителем условий разрешительного письма на проектирование временного сооружения либо разрешительного письма на разработку генерального плана территории в трехмесячный срок оно считается утратившим силу.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения N 55 уполномоченный орган по представлении согласованного в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Положения проекта (генерального плана территории) временного сооружения в течение 14 дней готовит проект распоряжения администрации города о разрешении на размещение временного сооружения.
Согласно пункту 3.10 Положения N 55 распоряжение администрации города о разрешении на размещение временного сооружения является основанием для установки сооружения и заключения договора аренды земельного участка либо в случаях, предусмотренных законодательством, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города на срок до одного года.
Пунктом 1.12. Положения N 55 предусмотрены основания для отказа в разрешении на размещение временного сооружения. Отказ в разрешении на размещение временного сооружения оформляется в виде мотивированного письменного ответа.
На момент обращения общества с заявлением от 20.03.2012 о выдаче разрешения на размещение временного сооружения - автостоянки действовало Положение N 55 в редакции от 03.06.2011, предусматривающей принятие решения о разрешении на размещение указанного временного сооружения заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений, наличие у управления архитектуры администрации города полномочий на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в пункте 1.10 Положения N 55.
Постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N 136, вступившим в силу 02.04.2012, внесены изменения в постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска", пункты 1.9, 1.10 Положения изложены в новой редакции, согласно которой продажа права на размещение временного сооружения, за исключением случаев размещения временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.7, 1.3.10, 1.3.13, 1.3.19, 1.3.22, 1.3.23, 1.3.27, 1.3.28, 1.3.29, 1.3.31 настоящего Положения, осуществляется путем проведения аукционов; органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2012 N 289 внесены изменения в постановление администрации города от 02.04.2012 N 136 "О внесении изменений в постановление администрации города от 09.02.2010 N 55", оно дополнено пунктом 2.2, согласно которому руководителям администраций районов в городе указано рассмотреть заявления о размещении временных сооружений, поданные до дня вступления в силу настоящего постановления, в ранее установленном порядке для размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявление общества от 20.03.2012 о выдаче разрешения на размещение автостоянки не было рассмотрено уполномоченным на то органом по существу, проект правового акта о разрешении на размещение временного сооружения в порядке и сроки, установленные главой 3 Положения N 55 в редакции от 03.06.2011, не был подготовлен и согласован. Архитектурно-планировочной комиссией не вынесено решение с указанием в нем срока размещения временного сооружения либо причин отказа в его размещении в соответствии с пунктом 1.12 Положения N 55. Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в заявлении общества от 20.03.2012 N 2098-ек отсутствовала просьба о выдаче разрешения на размещение временного сооружения, поставленный в обращении вопрос о возможности размещения объекта рассмотрен по существу, заявление общества от 24.01.2013 о заключении договора аренды рассмотрено департаментом в соответствии с Положением N 55, не принимаются судом.
Заявление общества от 20.03.2012 о возможности размещения временного сооружения подано в порядке пункта 3.1 Положения N 55, содержит требование заинтересованного в размещении временного сооружения лица о совершении уполномоченным органом предусмотренных Положением N 55 действий по подготовке и согласованию проектов правовых актов о разрешении на размещение временных сооружений.
Имеющиеся в материалах дела письма управления архитектуры администрации г. Красноярска от 06.04.2012 N 1941-уарх и от 12.05.2012 NВн 2607 -уарх, на которые ссылается заявитель жалобы, по своему содержанию не свидетельствуют о рассмотрении заявления общества от 20.03.2012 о размещении автостоянки по существу, носят информационный характер.
В решении суда содержится обоснованный вывод о том, что оспариваемый отказ департамента противоречит требованиям нормативных правовых актов администрации г. Красноярска и нарушает права и законные интересы заявителя. Мотивировочная часть судебного акта содержит ссылку на нормативные акты, на соответствие которым было проверено оспариваемый отказ. При принятии решения суд руководствовался статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением N 55, а также учитывал правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции возложил на департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления общества от 20.03.2012 в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011 N 212).
Учитывая, что на момент обращения общества с заявлением от 20.03.2012 о выдаче разрешения на размещение временного сооружения - автостоянки действовало Положение N 55 в редакции от 03.06.2011, вопросы размещения временного сооружения решались уполномоченным органом в порядке, установленном Положением N 55 в редакции от 03.06.2011, нерешение указанного вопроса препятствует заявителю разместить временное сооружение без проведения торгов, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность рассмотреть соответствующее заявление общества в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011 N 212).
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" октября 2013 года по делу N А33-8305/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8305/2013
Истец: ООО Графити
Ответчик: Департамент градостроительства администрации г. Красноярска
Третье лицо: Администрация города Красноярска, управление архитектуры администрации города Красноярска