город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2014 г. |
дело N А32-17269/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2013 г. по делу N А32-17269/2013 по заявлению открытого акционерного общества "НЭСК-электросети" о признании незаконным решения от 18.03.2013 г. по делу N 318/2012, недействительным предписания от 18.03.2013 г. N 12-318/2012,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Краснодар - Эстейт",
принятое в составе судьи Федькина Л.О.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "НЭСК-Электросети" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 18.03.2013 г. по делу N 318/2012 и недействительным предписания от 18.03.2013 г. N 12-318/2012.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не выполнены требования закона, а также условия договора об осуществлении технологического присоединения в установленный срок; к исполнению своих обязательств по строительству объектов электросетевого хозяйства общество приступило спустя два месяца после истечения шестимесячного срока, установленного для осуществления технологического присоединения; заявителем нарушен срок осуществления осмотра электроустановок потребителя, который начат по истечении двух месяцев с момента получения от потребителя уведомления об исполнении своей части обязательств, предусмотренных договором на технологическое присоединение.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "НЭСК-Электросети" обратилось в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Доводы мотивированы тем, что согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Согласно подпункту "г" пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем. Однако, как видно из материалов дела, на момент обращения в антимонопольный орган общество с ограниченной ответственностью "Краснодар - Эстейт" не исполнило мероприятия, предусмотренные техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение. Заявление о проведении осмотра электроустановки, свидетельствующее о выполнении ООО "Краснодар-Эстейт" мероприятий, предусмотренных техническими условиями, поступило в ОАО "НЭСК-Электросети" только 17.12.2012 г., то есть после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этой связи заявитель полагает, что в его действиях отсутствовали признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи с невыполнением потребителем обязательных мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Представитель общества в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание, состоявшееся 20.01.2013 г., не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
В силу пункта 1 статьи 21 названного Закона Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
На основании пункта 2 указанной статьи Закона об электроэнергетике к числу объектов антимонопольного регулирования и контроля относятся действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Допускается осуществлять технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, только энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Правила технологического присоединения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 12.1 Правил технологического присоединения определена категория лиц, заинтересованных в технологическом присоединении, заявленная к присоединению мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 100 кВт.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, категория которых определена пунктом 12.1 Правил технологического присоединения указанный срок должен составлять 6 месяцев.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.
Судом установлено, что ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение па рынке услуг по передаче электрической энергии в границах эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар с долей 100 %.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом невыполнение лицом, занимающим доминирующее положение, обязанности по осуществлению технологического присоединения в отношении любого обратившегося к ней лица, при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения, является нарушением запрета, установленного вышеуказанной нормой Федерального закона "О защите конкуренции".
Как следует из материалов дела, ООО "Краснодар-Эстейт" и ОАО "НЭСК-электросети" (далее - сетевая организация) заключили договор N 2-38-11-1303 от 29.09.2011 г. на технологическое присоединение к электрической сети. Предметом данного договора является обязательство сетевой организации по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя (ООО "Краснодар-Эстейт"): незавершенный строительством автосалон, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 594; максимальная мощность - 25 кВт; III категории надежности.
Пунктом 5 договора определено, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев.
Согласно пункту 6 договора в обязательства сетевой организации включено исполнение надлежащим образом обязательств но настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий но технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях (абз. 2); в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (абз. 3); не позднее 120 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока установленного пунктом 5 данного договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрически сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (абз. 4).
Разделом III договора определена стоимость услуг, которая рассчитана исходя из утвержденной приказом РЭК-ДЦиТ Краснодарского края N 16/2011-э от 08.06.2011 г. платы за технологическое присоединение и составляет 396 776 руб. 74 коп. (в том числе НДС).
В соответствии с пунктом 4 договора технические условия являются его неотъемлемой частью и приведены в приложении.
В приложении к названному договору от 29.09.2011 г. N 2-38-11-1303 приведены технические условия для присоединения к электрическим сетям (далее - ТУ).
ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых сетевой организацией, а также мероприятий, выполняемых ООО "Краснодар-Эстейт".
В состав мероприятий, выполняемых сетевой организацией, включены условия по реконструкции и строительству объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 10.2 сетевая организация осуществляет: организационно-технические мероприятия по новому строительству электрических сетей - выполнение проектирования и строительства от существующих объектов электросетевого хозяйства ОАО "НЭСК-электросети" до присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, выполняемых за счет тарифа на технологическое присоединение; строительство отдельного выхода ВЛИ-0,4кВ проводом СИП-2А, сечение 3х50+54,6 мм кв., от ТП-275 до границы балансовой и эксплуатационной ответственности с заказчиком, длина 0,29 км.
В свою очередь заявитель обязуется при присоединении к электрическим сетям 0,4 кВ выполнить подключение нагрузки отпайкой от ближайшей опоры, проектируемой ВЛИ-0,4 кВ, проводом СИП (п. 11.1.1 ТУ).
Факт оплаты ООО "Краснодар-Эстейт" услуг технологического присоединения в соответствии с пунктом 11 договора установлен антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела и сетевой организацией не оспаривается.
ООО "Краснодар-Эстейт" письмами от 15.02.2012 N 81, от 18.09.2012 N 14 обращалась в сетевую организацию с требованиями исполнения со стороны сетевой организации мероприятий по техническому присоединению в соответствии с техническими условиями к договору от 29.09.2011 г. N 2-38-11-1303.
Сетевая организация письмами от 03.08.2012 г. N 21НС-08/797, от 30.08.2012 г. N 21НС-37/927, от 03.09.2012 г. N 04/3378, в обоснование о невозможности исполнения обязательств уведомила о заключении договора N 150НС-ДХ ТП от 21.05.2012 г. с подрядной организацией ООО "ИСК "Атлан", целью которого являются проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по технологическому присоединению. Срок выполнения мероприятий по указанному договору составляет 90 дней.
Также в материалы дела представлено заявление ООО "Краснодар-Эстейт" о проведении осмотра электроустановок (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 17.12.2012 г. N 9278).
Исходя из пояснений ОАО "НЭСК-электросети", изложенных в письме от 04.03.2013 г. N 9НС-9/227 антимонопольному органу, рассмотрев уведомление заявителя (вх. от 17.12.2012 г. N 9278) о выполнении своей части технических условий N 2-38-11-1303 от 29.09.2011 г., по результатам осмотра электроустановок оформлены соответствующие документы (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между филиалом ОАО "НЭСК-электросети" и ООО "Краснодар-Эстейт", акт б/н от 05.03.2013 г. о выполнении заявителем технических условий, осмотра электроустановки, осмотра приборов учета и расчетной схемы учета электрической энергии (мощности)), которые на дату предоставления указанных сведений находятся в стадии вручения заявителю для подписания.
Кроме того, ОАО "НЭСК-электросети" в материалы дела представлена копия акта N 718 от 06.09.2013 г. разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между филиалом ОАО "НЭСК-электросети" и ООО "Краснодар-Эстейт".
Таким образом, заявителем и сетевой организацией не исполнены мероприятия по технологическому присоединению в срок, определенный договором (шесть месяцев).
Между тем, судом установлено, что неисполнение мероприятий заявителем (подавшим заявку на подключение объекта к электрическим сетям) в шестимесячный срок обусловлено объективными причинами - в связи с отсутствием проектируемой и возводимой сетевой организацией ВЛИ-0,4кВ протяженностью 0,29 км (п. 10.2.1 ТУ), к которой в соответствии с пунктом 11.1.1 ТУ заявитель должен осуществить подключение нагрузки выполнить отпайкой от ближайшей опоры, проектируемой ВЛИ-0,4кВ, проводом СИП, то есть по вине сетевой организации.
В этой связи довод ОАО "НЭСК - электросети" о том, что общество с ограниченной ответственностью "Краснодар - Эстейт" не исполнило мероприятия, предусмотренные техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, что препятствовало своевременному осуществлению технологического присоединения, является несостоятельным.
Как указано выше, сетевая организация приступила к исполнению обязательств по строительству объектов электросетевого хозяйства только спустя два месяца с момента истечения шестимесячного срока (29.03.2012 г.), установленного для осуществления мероприятий технологического присоединения по договору N 2-38-11-1303 от 29.09.2011 г., что подтверждается заключением договора подряда N 150НС-ДХ ТП от 21.05.2012 г. с ООО "ИСК "Атлан", предметом которого являлись проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по технологическому присоединению.
Кроме того, сетевая организация осуществила действия по осмотру электроустановок заявителя только спустя два месяца с момента поступления уведомления заявителя об исполнении своей части мероприятий, в то время как абзацем 3 пункта 6 договора определено, что сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления заявителем о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем и провести с участием заявителя осмотр (обследование) энергопринимающих устройств заявителя.
При этом на момент рассмотрения дела сетевая организация также не представила документальных подтверждений осуществления фактических действий по присоединению объекта заявителя к электрическим сетям.
Из вышеизложенного следует, что фактически невыполнение технологического присоединения в установленный законом и договором срок вызвано причинами, связанными с незаконным бездействием сетевой организации, нарушающим запрет, установленный статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
При таких обстоятельства, оспариваемые решение и выданное на его основании предписание об устранении нарушений являются законными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно материалам дела заявителем апелляционной жалобы по платежному поручению от 06.12.2013 г. N 20035 в суд апелляционной инстанции уплачена госпошлина в размере 2000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц (абзац 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2013 г. по делу N А32-17269/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "НЭСК-электросети", юридический адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная, 247, ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821, из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную платежным поручением от 06.12.2013 г. N 20035 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17269/2013
Истец: ОАО "НЭСК электросети", ОАО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Краснодар - Эстейт", ООО "Краснодар-Эстейт", Управление федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю