г. Пермь |
|
03 марта 2010 г. |
Дело N А60-52677/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2009
по делу N А60-52677/2009,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению администрации города Екатеринбурга (далее - администрация)
к регистрационной службе,
третьи лица: Хорошевская Галина Дмитриевна, Хорошевский Геннадий Михайлович,
установил:
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным сообщения регистрационной службы от 05.10.2009 N 01/477/2009-611 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок. Третьи лица: Хорошевская Г.Д., Хорошевский Г.М.
Решением суда от 17.12.2009 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным сообщение регистрационной службы от 05.10.2009 N 01/477/2009-611. На регистрационную службу возложена обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности и права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0403064:10, площадью 502 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 169.
В жалобе, поданной в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, регистрационная служба просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при продаже или иному отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Поскольку на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, что оценка земельного участка была проведена, отказ в государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на спорный объект является законным и обоснованным (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации)).
Заявитель, третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Хорошевской Г.Д. и Хорошевскому Г.М. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит жилой дом общей площадью 30,60 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 169, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.08.2002 серии 66 АВ 751730 и 66АВ 751731 (л.д. 25, 26).
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 02.07.2008 N 2604 Хорошевскому Г.М. и Хорошевской Г.Д. под указанный жилой дом предоставлен в общую долевую собственность за плату неделимый земельный участок общей площадью 502 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 169 (л.д. 24).
Во исполнение этого постановления администрация и третьи лица заключили договор от 14.07.2009 N 4-2494 купли-продажи поименованного земельного участка (л.д. 16-18).
Имущество передано покупателям по акту приема-передачи от 14.07.2009 (л.д. 19).
Стоимость земельного участка составляет 7031 руб. 14 коп. и определена в пункте 3.1 договора в соответствии с расчетом выкупной цены участка, выполненным Земельным комитетом администрации г. Екатеринбурга от 04.06.2009 N 2015, и оплачена заявителями в полном объеме по квитанции от 14.07.2009 (л.д. 38).
С целью регистрации права собственности на землю покупатели 07.08.2009 обратились в регистрационную службу с заявлениями о регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на указанный земельный участок.
Согласно расписки регистрационной службы на регистрацию были приложены, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка, соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 14.07.2009, договор купли-продажи земельного участка от 14.07.2009 N 4-2494, постановление главы г. Екатеринбурга от 02.07.2008 N 2604, договор аренды земельного участка от 01.06.2001 N 4-421, расчет выкупной цены земельного участка от 04.06.2009 N 2015 (л.д. 27).
Уведомлением от 05.10.2009 N 01/477/2009-611 регистрационная служба на основании п. 2 ст. 16 Закона о регистрации отказала заявителям в государственной регистрации перехода права собственности и прав общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 502 кв.м, кадастровый номер 66:41:0403064:10, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 169, под существующий индивидуальный жилой дом. В обоснование отказа регистрационная служба сослалась на то, что к заявлению о государственной регистрации не приложен отчет об оценочной деятельности и документы, подтверждающие факт проведения такой оценки отчуждаемого по договору купли-продажи от 14.07.2009 N 4-2494 земельного участка, что предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, в связи с тем, что он не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Закону о регистрации, поскольку при приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, определение выкупной цены регулируется специальным законодательством, а определение рыночной стоимости не требуется, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 названного закона).
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 17 Закона о регистрации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (ст. 20 Закона о регистрации).
Согласно смыслу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и собственник, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
В ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при продаже в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений, стоимость таких земельных участков определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Согласно п. 4 указанного постановления до 01.01.2010 лицам, являющимися собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области в границах населенных пунктов и за их пределами, осуществляется по цене, рассчитываемой в кратности к ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.
Администрация, реализуя предоставленное ей право, заключила с третьими лицами договор купли-продажи спорного земельного участка. При этом выкупная цена земельного участка была определена на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП "О реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Установив, что заявителями были представлены необходимые для государственной регистрации документы (ст. 17 Закона о регистрации), суд первой инстанции правомерно признал отказ регистрационной службы на том основании, что заявителями не были приложены к заявлению отчет об оценочной деятельности и документы, подтверждающие факт проведения такой оценки отчуждаемого по договору купли-продажи от 14.07.2009 N 4-2494 земельного участка, незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Ссылка регистрационной службы на обязательность проведения оценки земельного участка, апелляционным судом отклоняется как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2009 по делу N А60-52677/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Г. Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52677/2009
Истец: Администрация г. Екатеринбурга
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
Третье лицо: Хорошевская Галина Дмитриевна, Хорошевский Геннадий Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-774/10