г. Красноярск |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А33-13926/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" января 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Полюс Проект"): Пальчик А.Н., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 04-14/Д,
от ответчика (Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска): Ивановой О.С., представителя по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" октября 2013 года по делу N А33-13926/2013, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Полюс Проект" (далее - общество, заявитель, ИНН 2463222090, ОГРН 1102468035064) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска (далее - фонд, ответчик, ИНН 2463055000, ОГРН 1022402126856) о признании недействительными решения от 10.06.2013 N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 29 806 рублей 45 копеек, предложении уплатить недоимку в размере 149 032 рубля 28 копеек, пени по состоянию на 10.06.2013 в сумме 12 265 рублей 51 копейка; решения от 10.06.2013 N 5 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными вынесенные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Октябрьском районе г. Красноярска решение от 10.06.2013 N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, решение от 10.06.2013 N 5 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, ссылается на то, что г. Красноярск не относится к районам Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате; оплата стоимости проезда к месту отдыха работников и членов их семей за счет средств работодателя произведена в рамках трудовых отношений и подлежит обложению страховыми взносами; постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" подлежит применению лишь в части определения размера коэффициента, но не отнесения г. Красноярска к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Октябрьском районе г. Красноярска проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за период с 03.08.2010 по 31.12.2012.
В результате выездной проверки фондом установлено неисчисление и неуплата обществом в 2012 году 149 032 рубля 28 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с сумм выплат компенсации льготного проезда к месту отдыха работников общества и членов их семей и обратно.
В ходе проверки фондом установлено, что в 2012 году обществом выплачено работникам 1 356 648 рублей 93 копейки компенсации льготного проезда к месту отдыха работников общества и членов их семей и обратно. Учитывая, что г. Красноярск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, фонд пришел к выводу о том, что указанные суммы подлежали обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Результаты выездной проверки отражены в актах N 758 от 29.04.2013, N 20 от 29.04.2013, полученных главным бухгалтером общества Потаповой А.В. 30.04.2013, что подтверждается отметкой о вручении.
Уведомлением от 29.04.2013 N 758 страхователь извещен фондом о назначении рассмотрения материалов выездной проверки на 10.06.2013 (10 час. 00 мин.). Данное уведомление получено главным бухгалтером общества Потаповой А.В. 30.04.2013, что подтверждается отметкой о вручении. Обществом представлены в фонд возражения на акты проверок.
Рассмотрение материалов выездной проверки производилось фондом с участием уполномоченных представителей общества.
10.06.2013 начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска приняты решения:
N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно резолютивной части которого обществу предложено уплатить 149 032 рубля 28 копеек страховых взносов и 12 265 рублей 51 копейка пени; заявитель привлечен к ответственности в виде 29 806 рублей 45 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 3 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012 год в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
N 5 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно резолютивной части которого общество привлечено к ответственности в виде 11 165 рублей 15 копеек штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с указанными решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска, считая их нарушающими права и законные интересы общества, 09.08.2013 общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оспариваемые решения вынесены фондом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры рассмотрения акта, материалов проверки и возражений на акт проверки, а также принятия оспариваемых решений (страхователю предоставлена возможность представить возражения на акт проверки, страхователь уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, решение вынесено с соблюдением установленных действующим законодательством сроков).
Дополнительно начисляя обществу страховые взносы на сумму оплаты льготного проезда к месту отдыха и обратно работникам и членам их семей, фонд исходил из того, что нормы Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не распространяют действие на работников страхователя, поскольку город Красноярск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно не подлежит обложению страховыми взносами. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-Ф не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
В силу статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Во исполнение указанного постановления администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, в том числе, и в городе Красноярске.
Следовательно, государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", распространяются на районы, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Поскольку в Красноярском крае начисляют заработную плату с использованием районного коэффициента, как и районах Крайнего Севера, к данной территории применяются гарантии и компенсации, установленные для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, организации, не относящиеся к бюджетной сфере, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно и закрепляют его в коллективном договоре, локальном нормативном акте и (или) трудовых договорах.
Приказом генерального директора общества от 01.09.2010 N 3/6-п утверждено Положение об оплате проезда работников общества, согласно пункту 4.3 которого работникам общества, работающим в г. Красноярске, и членам их семей производится компенсация расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно в размере фактически понесенных расходов, подтвержденных проездными документами, но не более 30 000 рублей в год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что не подлежит обложению страховыми взносами оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в городе Красноярке, поскольку данные выплаты основаны на положениях Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.07.2009 N 2138/09.
Доводы апелляционной жалобы о том, что город Красноярск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в связи с чем на работающих и проживающих в нем работников не распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях; оплата стоимости проезда к месту отдыха работников и членов их семей за счет средств работодателя произведена в рамках трудовых отношений и подлежит обложению страховыми взносами, основаны на неправильном толковании приведенных выше норм и подлежат отклонению.
Довод фонда о том, что постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" подлежит применению лишь в части определения размера коэффициента, но не отнесения г. Красноярска к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, вышеизложенных выводов суда об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно не изменяет.
Следовательно, фонд неправомерно доначислил обществу 149 032 рубля 28 копеек страховых взносов и 12 265 рублей 51 копейка пени и привлек общество к ответственности в виде штрафа в размере 29 806 рублей 45 копеек на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012 год в результате занижения базы для начисления страховых взносов; в виде 11 165 рублей 15 копеек штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал недействительными оспариваемые решения фонда.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" октября 2013 года по делу N А33-13926/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13926/2013
Истец: ООО "Полюс Проект"
Ответчик: УПФР в Октябрьском районе г. Красноярска