г. Пермь |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А60-29852/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 октября 2013 года
по делу N А60-29852/2013,
принятое судьей Дёминой Т.А.
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Высотка" (ОГРН 1076671009579, ИНН 6664036069)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Екатеринбурга
о признании решения недействительным,
установил:
Садоводческий потребительский кооператив "Высотка" (далее - СПК "Высотка", заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (далее - налоговый орган) от 18.08.2006 о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) СПК "Высотка" (ИНН 6664036069), как недействующего юридического лица, восстановлении заявителя в ЕГРЮЛ.
Решением суда от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Заявитель жалобы полагает, что указанные в ст.ст. 198, 200 АПК РФ обстоятельства для признания решения, действий (бездействия) налогового органа не соответствующими закону, отсутствуют. Считает, что оспариваемое решение принято при наличии одновременно всех указанных в части 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) признаков недействующего юридического лица. Решение вынесено в 2006 году и по настоящее время у налогового органа нет сведений о деятельности заявителя. Налоговый орган также не согласен с выводом суда о допущенных им нарушениях осуществления процедуры исключения юридического лица из реестра. В обоснование довода указывает на то, что форма размещения информационного сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации" определяется редакцией журнала с учетом положений, указанных в приказе ИФНС России от 16.06.2006 NСАЭ-3-09/355@, которым утвержден состав сведений подлежащих опубликованию. Указывает, что на дату внесения сведений в ЕГРЮЛ об исключении СПК "Высотка" из реестра в регистрирующий орган заявлений о том, что предстоящее исключение юридического лица затрагивает права и законные интересы кого-либо, не поступало. При этом при принятии решения налоговый орган руководствовался сведениями из справок N1408-О о непредставлении отчетности, N1408-С об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам в отношении СПК "Высотка" в течение предшествующих 12 месяцев.
СПК "Высотка" направил отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве заявитель указал, что не прекращал свою деятельность, члены кооператива пользуются земельными участками. Заявитель ежемесячно оплачивает электроэнергию, само поданное им заявление говорит о деятельности (существовании) СПК "Высотка". Обращает внимание суда на то, что уставная деятельность кооператива не предполагает извлечение прибыли, соответственно открытие расчетного счета не обязательно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из анализа положений статей 198, 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Как следует из материалов дела, СПК "Высотка" зарегистрировано налоговым органом в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 16.11.1995 за основным государственным регистрационным номером 1076671009579.
На основании справок от 18.08.2006 N 1408-С, N 1408-О об отсутствии у СПК "Высотка" в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении отчетности, налоговый орган этой же датой принял решение N 1682 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Сведения о принятии регистрирующим органом решения от 18.08.2006 N 1682 опубликованы в "Вестнике государственной регистрации" от 23.08.2006 N 33 (84).
В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, 22.12.2006 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись за N 2076671051906 об исключении юридического лица СПК "Высотка", фактически прекратившего деятельность.
27.03.2013 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о выдаче выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Из предоставленной по запросу выписки заявитель узнал, что СПК "Высотка" исключен из единого государственного реестра юридических лиц.
Соответствующее действие налогового органа является предметом оспаривания.
В обоснование заявления СПК "Высотка" указал, что является некоммерческой организацией. Согласно п.2.1 Устава его основной деятельностью является организация коллективного сада и использование его членами кооператива для производства фруктов, ягод, огородных культур и другой сельскохозяйственной продукции для личного потребления и продажи, а также создания условий для отдыха членов кооператива и их семей. Кооператив не может являться источником получения прибыли, а значит отсутствие движения денежных средств по открытым банковским счетам или отсутствие открытых банковских счетов, не может однозначно свидетельствовать о прекращении деятельности организации. В доказательство своего существования заявитель сослался на оплату счетов за электроэнергию, наличие в собственности с 14.07.1998 используемого земельного участка.
К заявлению СПК "Высотка" приложил свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга N 04015 серии I-ЧИ, из которого следует, что СПК "Высотка" зарегистрирован в г. Екатеринбург, пос. Свердловский, дата и номер решения о регистрации - 16.11.1995 N 820, регистрационный номер 04015.
Суд первой инстанции признал заявление СПК "Высотка" обоснованным и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, изучив представленные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон спора (ст. 65, 71 АПК РФ) оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N66-ФЗ) садоводческое товарищество является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 17 Закона N 66-ФЗ).
Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 66-ФЗ и другими федеральными законами.
В силу п. 1, 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом.
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что СПК "Высотка" фактически не прекращало осуществлять свою уставную деятельность. Так, в обоснование своего существования заявитель представил квитанции к приходным кассовым чекам о возмещении расходов за потребленную кооперативом электроэнергию, свидетельство о праве собственности на земельный участок от 14.07.1998, указал на использование членами кооператива находящихся у них земельных участках в целях садоводства и огородничества.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П Конституционного Суда РФ, предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц взаимосвязанные положения ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Данный признак, однако, не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно: решения вопросов некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление садоводческим некоммерческим товариществом в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, притом, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
Из представленной в дело справки об отсутствии движения денежных средств (л. д. 48) следует, что в отношении СПК "Высотка" отсутствуют сведения об открытых банковских счетах. Следовательно, указание налогового органа на наличие в совокупности двух условий - непредставление отчетности и отсутствие движения денежных средств, нельзя признать обоснованным, поскольку отсутствие движения денежных средств вызвано не прекращением деятельности, а отсутствием открытых банковских счетов.
Принимая во внимание отсутствие в совокупности двух условий - непредставление отчетности и отсутствие движения денежных средств по счетам, у налогового органа не было оснований для признания СПК "Высотка" недействующим юридическим лицом и исключать сведения о нем из ЕГРЮЛ, ввиду чего вывод суда первой инстанции о признании соответствующих действий налогового органа незаконными, является правомерным.
Кроме того, следует отметить, что требования к публикации решения о предстоящем исключении и сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, сформулированы в п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2006 N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации" определен в приложении N 2 к вышеназванному Приказу.
В разделе II приложения N 2 к Приказу ФНС РФ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ указано какие именно сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подлежат публикации. В частности, в журнале "Вестник государственной регистрации" публикуются: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении. Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Из представленной в материалы дела выписки из журнала следует, что в ней отсутствуют сведения о порядке и сроках направления заявлений с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (л.д. 49).
При таких обстоятельствах нельзя считать соблюденным порядок опубликования сведений, сформулированный в п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что судом первой инстанции установлен факт осуществления заявителем своей уставной деятельности, то есть данное лицо не является прекратившим свою деятельность, действия налогового органа по исключению сведений о данном лице из ЕГРЮЛ правомерно признаны судом незаконными.
Нарушений норм материального и/или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене (изменению) решения, апелляционным судом не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2013 по делу N А60-29852/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29852/2013
Истец: СПК "Высотка"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга