г. Владивосток |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А51-25658/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии по Советскому району Владивостокского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-15693/2013
на решение от 21.11.2013
судьи Л.М. Черняк
по делу N А51-25658/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" (ИНН 2536017137, ОГРН 1022501308004, адрес: ул. Гоголя, д. 41, г. Владивосток, 690014) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии по Советскому району Владивостокского городского округа (адрес: просп. 100 лет Владивостоку, д. 94, г. Владивосток, 690069) N 6/1030 от 14.08.2013 о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от административной комиссии по Советскому району Владивостокского городского округа: председатель Пинчук И.А., служебное удостоверение N 72;
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса": представитель Беляковская Е.И. по доверенности от 07.10.2013 N 147 (со специальными полномочиями); паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" (далее по тексту - Учреждение, Университет, ВГУЭС) обратилось в арбитражный суд с заявлением к административной комиссии по Советскому району Владивостокского городского округа (далее по тексту - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 6/1030 от 14.08.2013 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2013 заявленные требования удовлетворены: постановление административной комиссии по Советскому району Владивостокского городского округа от 14.08.2013 N 6/1030 о привлечении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" в виде административного штрафа в размере 50.000 руб. признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 21.11.2013. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Административная комиссия по Советскому району Владивостокского городского округа не согласна с выводами суда первой инстанции о недоказанности вины Университета. Полагает, что административной комиссией вынесено объективное и справедливое постановление по делу об административном правонарушении с учетом фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ВГУЭС в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
18.07.2013 в администрацию г. Владивостока поступило обращение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о рассмотрении обращения жителя г. Владивостока о свалках бытового и строительного мусора в районе ул. Чапаева, 5Б, размещенном на портале государственной информационной системе по работе с обращениями граждан "Народный контроль".
23.07.2013 главным специалистом 1 разряда управления охраны окружающей среды и природопользования Ким Л.Г. был произведен осмотр указанной в обращении территории в районе ул. Чапаева, 5Б с внешней стороны ограждения ВГУЭС с учетом фотоматериалов, приложенных к обращению заявителя.
В результате осмотра территории с северо-западной стороны и с северной стороны были зафиксированы несанкционированные свалки строительных и бытовых отходов.
С целью определения ответственности за организацию надлежащего санитарного состояния территории, на которой расположены несанкционированные свалки отходов, администрацией г. Владивостока в адрес ВГУЭС 24.07.2013 был направлен запрос о предоставлении информации о границах земельного участка, принадлежащего заявителю.
В ответе (письмо от 26.07.2013 N 1510/20000) указывалось, что в текущем году на указанном в письме объекте университета по ул. Чапаева, 5Б, строительство не велось, и отсыпка грунта вокруг границ учреждения не производилась.
29.07.2013 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому в отношении ВГУЭС было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.21 Закона Приморского края N 44-КЗ. Кроме того, согласно указанному определению, представителю ВГУЭС надлежало 30.07.2013 к 15 час. 00 мин. прибыть по ул. Чапаева, 5Б для участия в совместном осмотре территории с должностным лицом управления охрану окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, дачи пояснений и оформления протокола (в зависимости от результата осмотра).
30.07.2013 при обследовании территории, прилегающей к объекту ФГБОУ ВПО "ВГУЭС" в районе ул. Чапаева, 5Б, было установлено следующее:
- с северо-западной стороны ограждения в 10 метрах располагается несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов площадью 60 кв.м.;
- с северо-западной стороны ограждения в непосредственной близи располагается несанкционированная свалка строительных отходов (рамы, утеплитель и т.д.) и КГМ площадью 15 кв.м.;
- с северной стороны ограждения в непосредственной близи располагается несанкционированная свалка грунта, строительных отходов (керамическая плитка битая, гипсокартон, битый кирпич, мешки со строительными отходами, банки из-под терраки) и бытовых отходов (бутылки, банки) площадью 200 кв.м.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра территории от 30.07.2013 с приложенными к нему фотографическими снимками.
В этот же день административным органом был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.21 Закона N 44-КЗ, серии N 44-КЗ N 021680, согласно которому ФГБОУ ВПО "ВГУЭС" допущено несанкционированное складирование строительных и бытовых отходов, чем нарушены п.п. 3.5, 3.8, 6.1 "Правил санитарного содержания территорий, организаций уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке" N 297-МПА от 05.04.2011. Согласно указанному протоколу, рассмотрения административного дела состоится 07.08.2013 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 94, кабинет 4.
Определением N 6/1030 от 07.08.2013 рассмотрение административного дела отложено на 14.08.2013 в 14 час. 00 мин., в связи с необходимостью предоставления ВГУЭС дополнительных документов и проведения повторного осмотра территории.
14.08.2013 административным органом был проведен повторный осмотр территории, находящейся по ул. Чапаева, 5, результату которого зафиксированы в протоколе осмотра территории с приложенными к нему фотографическими снимками. Из указанного протокола следовало, что проезд к свалке возможен только с внутренней территории ВГУЭСа. Административным органом были зафиксированы свежие следы автотранспорта, ведущие к запасным воротам ограждения, за которым непосредственно находится свалка грунта, строительных и бытовых отходов.
14.08.2013 Административной комиссией Владивостокского городского округа по Советскому району в отношении заявителя вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 6/1030, в соответствии с которым ФГБОУ ВПО "ВГУЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Университета в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не был доказан состав вменяемого ВГУЭС правонарушения, а также вина последнего в совершенном административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 7.21 Закона N 44-КЗ от 05.03.2007 "Об административных правонарушениях в Приморском крае" нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами иных норм и правил в сфере благоустройства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В рассматриваемом случае Университету вменено нарушение пункта 3.5 Муниципального правового акта N 297-МПА от 05.04.2011 "Правила санитарного содержания территорий, организаций уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке", которым установлен запрет на складирование и хранение отходов вне специально отведенных мест.
Пунктом 6.1 Муниципального правового акта N 297-МПА от 05.04.2011 предусмотрено, что юридические, физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе на территориях частных домовладений. Землепользователь обязан обеспечить своевременную уборку территорий индивидуальной застройки, прилегающей территории, а также сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивает вывоз отходов, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированным предприятием, оказывающим услуги по вывозу отходов. В местах массовой индивидуальной застройки могут оборудоваться общие площадки для установки контейнеров.
Таким образом, анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона N 44-КЗ, является лицо, осуществляющее складирование и хранение отходов вне специально отведенных мест.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае, как верно отметил суд первой инстанции, административный орган, привлекая заявителя к административной ответственности по статье 7.21 Закона N 44-КЗ, должен был доказать факт несанкционированного складирования ВГУЭС строительных и бытовых отходов, а также наличие вины учреждения в образовании свалки.
Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права 25-АБ N 677844 от 07.11.2011, земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции и дальнейшей эксплуатации комплекса учебных зданий, общая площадь 18 708 кв.м., расположенный по адресу: ориентир: здание столовой, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Чапаева, 5, принадлежит ФГБОУ ВПО "ВГУЭС" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из плана указанного земельного участка, свалка, являющаяся объектом административной ответственности рассматриваемого административного производства, находится за пределами территории ФГБОУ ВПО "ВГУЭС". Данный факт лицами, участвующими в деле, по существу не оспаривается.
Ссылка административного органа в обоснование доводов о том, что именно Университет несанкционированно складировал строительные и бытовые отходы вне специально оборудованном месте, на то обстоятельство, что проезд к свалке возможен только с внутренней территории ВГУЭС - из ворот, которые имеются напротив свалки (объекта правонарушения), коллегией отклоняется, как неподтвержденная документально.
В рассматриваемом случае материалы административного дела не не содержат доказательств факта размещения свалки бытового и строительного мусора в районе ул. Чапаева, 5 на прилегающей к земельному участку территории именно ФГБОУ ВПО "ВГУЭС".
Так на фотографиях, приложенных к протоколам осмотра территории от 30.07.2013 и от 14.08.2013, невозможно установить факта складирования отходов силами заявителя. Указанные фотографии фиксируют только факт нахождения в указанном месте свалки бытового и строительного мусора.
Доводы административного органа о том, что по внешним признакам и наличию следов от ворот, имеющихся в ограждении и отсутствию внешних подъездных путей в данной территории сброс грунта, строительных и бытовых отходов возможен с внутренне территории ФГБОУ ВПО "ВГУЭС", были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены последним, поскольку носят предположительный характер.
В материалах дела отсутствуют доказательства как факта владения Университетом земельным участком, на котором складировались отходы, так и доказательства факта сброса на указанную свалку мусора представителем (работником) ВГУЭС.
Кроме того, показания свидетеля Изергина В.Л., отраженные в протоколе судебного заседания, а также на аудиозаписи судебного заседания от 14.11.2013, также подтверждают только факт наличия свалки по адресу ул. Чапаева, 5, которая присутствует на указанном месте продолжительное время.
Довод административного органа, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что суд первой инстанции должен был критически отнестись к показаниям свидетеля Изергина В.Л., подлежит отклонению, поскольку указанное лицо было допрошено в качестве свидетеля по ходатайству самого административного органа, указанный свидетель отвечал на вопросы представителя административной комиссии, представителя Университета, суда. Судом не установлено нарушения процедуры допроса свидетеля.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Апелляционная коллегия считает, что в рассматриваемом случае факт нарушения Правила санитарного содержания территорий, организаций уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке именно Университетом материалами административного дела не подтверждается.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оснований для привлечения ВГУЭС к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.21 Закона Приморского края N 44-КЗ, у административного органа не имелось.
Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Заявленные требования удовлетворены законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2013 по делу N А51-25658/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25658/2013
Истец: ГОУ высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" (ГОУ ВПО "ВГУЭС"), Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС)
Ответчик: Административная комиссия по Советскому району Владивостокского ГО, Административная комиссия по Советскому району Владивостокского городского округа