город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2014 г. |
дело N А32-38466/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2013 г. по делу N А32-38466/2012 по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому от 08.10.2012 г.
N 13/051/2012-475 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:144, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Шепсинское сельское поселение и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на указанный земельный участок,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, Управление Росреестра) от 08.10.2012 г. N 13/051/2012-475 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:144, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Шепсинское сельское поселение и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что основания для регистрации спорного земельного участка в качестве объекта собственности субъекта Российской Федерации отсутствовали. Отказ в государственной регистрации правомерен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что береговая полоса является земельным участком, к которому применяются положения земельного законодательства и не может рассматриваться как неотъемлемая часть водного объекта. Водоохранная зона не является не является составной и неотъемлемой частью водного объекта. Отождествление земельного участка, находящегося в водоохраной зоне или в пределах береговой полосы, самим водным объектом - черным морем и применение к нему норм Водного кодекса Российской Федерации о собственности на водные объекты не имеет правовых оснований.
Кроме того, податель жалобы указывает, что отказ в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок, находящийся в границах курорта краевого значения, ввиду того, что указанный земельный участок входит в 20 - метровую полосу земли вдоль береговой линии водного объекта (береговая полоса) является незаконным.
Также департамент указывает, что довод Управления Росреестра о том, что не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации права собственности в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 без указания на конкретные документы, отсутствие которых явилось основанием для отказа в государственной регистрации, является ошибочным.
Департамент указывает, что учитывая, что основанием для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:144 является статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г.
N 137-ФЗ, департамент полагает, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства и пункту 4 вышеназванного постановления N 404.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание, состоявшееся 20 января 2014 года не явились, явку представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 08 июня 2012 года департамент обратился в Управление Росреестра, представив пакет документов для регистрации права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:144, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Шепсинское сельское поселение.
Сообщением от 08.10.2012 г. N 13/051/2012-475 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права, указав, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, согласно сведениям Государственного фонда данных, спорный земельный участок входит в 20-метровую полосу земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса), соответственно, право собственности субъекта Российской Федерации Краснодарский край на этот участок зарегистрировано быть не может.
Полагая отказ Управления Росреестра незаконным, департамент оспорил его в судебном порядке.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией соблюден.
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены статьей 20 Закона N 122-ФЗ.
Статьей 13 названного Закона закреплено, что регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов и проверку законности сделки. В рассматриваемом случае регистратором установлено, что спорный участок сформирован в границах береговой полосы.
Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом спорного земельного участка и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка от 19.04.2011 г. N 2343/12/11-150067 также следует, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территориях и расположен в границах береговой полосы.
В силу части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Для Черного моря ширина береговой полосы составляет двадцать метров.
Согласно положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения.
По своей правовой природе земли природоохранного назначения являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ними единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме
Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Водные объекты по общему правилу находятся в собственности Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Водоохранная зона является неотъемлемой частью водного (охраняемого) объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
При изложенных обстоятельствах спорный земельный участок в силу закона отнесен к федеральной собственности.
Вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, выраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2011 г. N ВАС-4930/11 по делу N А32-9840/2010-50/108, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 г. по делу N А32-8291/2009, от 20.11.2012 г. по делу N А32-37846/2011 от 09.12.2013 г. по делу А32-38859/2012
Апелляционный суд принимает во внимание правовую позицию вышестоящих судов по рассматриваемому вопросу при разрешении настоящего спора.
Таким образом, основания для регистрации спорного земельного участка в качестве объекта собственности субъекта Российской Федерации отсутствовали. Отказ в государственной регистрации правомерен.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2013 г. по делу N А32-38466/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38466/2012
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Краснодарского края, ТУФАУГИ в КК