г. Киров |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А31-4406/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г.. Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Богатырёвой Н.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.10.2013 по делу N А31-4406/2013, принятое судом в составе судьи Тетериным О.В.,
по иску товарищества собственников жилья "Лавровское" (ИНН: 4442015219, ОГРН: 1034408615724)
к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы (ИНН: 4401097364, ОГРН: 1084401012706),
третье лицо: открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2",
о взыскании 29 098 рублей 35 копеек,
установил:
товарищество собственников жилья "Лавровское" (далее - Товарищество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы о взыскании 29 098 рублей 35 копеек задолженности по возмещению мер социальной поддержки за период с октября 2010 года по май 2011 года.
Исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Костромской области определением от 06.08.2013 привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N2", третье лицо)
Определением Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2013 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 02.10.2013 произведена замена ответчика на Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации города Кострома (далее - Комитет, ответчик).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.10.2013 исковые требования Товарищества удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет указал, что истец не представил суду надлежащих доказательств в подтверждение правомерности заявленных требований.
Возмещение мер социальной поддержки в период с октября 2010 года по май 2011 года было урегулировано постановлением Администрации г. Костромы от 27.09.2010 N 1906, которым утверждены Правила предоставления жителям города Костромы меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг горячего водоснабжения (далее - Правила).
Пунктом 3 постановления Администрации г. Костромы от 27.09.2010 N 1906 предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории города Костромы управление многоквартирными домами, не позднее тридцати дней после дня опубликования настоящего постановления предоставить в организацию, осуществляющую ведение единой системы платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, сведения (в том числе в электронной форме), указанные в пункте 1.5 Правил.
Пунктом 3.3. Правил предусмотрены условия предоставления субсидий исполнителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.13. Правил нарушение исполнителем коммунальных услуг пункта 3.3. Правил является основанием для отказа в выплате субсидии.
Ответчик указывает, что истец своевременно не исполнил обязательств, предусмотренных пунктом 3 постановления Администрации г. Костромы от 27.09.2010 N 1906, не выполнил требований и условий предоставления спорных субсидий, а потому обязательства по возмещению сумм по мерам социальной поддержки у ответчика отсутствовали.
Также Комитет указывает на то, что постановление Администрации г. Костромы от 27.09.2010 N 1906 было признано утратившим силу Постановлением Администрации г. Костромы от 10.11.2011 N 2585.
При вынесении решения суд не принял во внимание вышеизложенное и необоснованно принял не отвечающие признакам допустимости и достаточности доказательств документы, которые составлены в одностороннем порядке, в связи с чем ответчик не мог проверить обоснованность размера заявленных требований.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что в конце 2011 года по результатам сверки расчетов с теплоснабжающей организацией Товариществом была выявлена задолженность за оказанные услуги в размере 29 098 рублей 35 копеек, равнявшаяся размеру мер социальной поддержки, установленных постановлением Администрации г. Костромы от 27.09.2010 N 1906. Истец подготовил необходимые документы и 27.03.2012 предоставил их в МУП "Костромагорводоканал", как организации, осуществляющей ведение единой системы платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, откуда письмом N 8/1350 от 29.03.2012 получил отказ в возмещении. Аналогичный ответ на обращение истца дал и Комитет. Товарищество не получило меры социальной поддержки, предусмотренные постановлением Администрации г. Костромы от 27.09.2010 N 1906, а потому просит суд второй инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставит оспариваемое решение суда без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Комитет ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Сенная, д. 20 "а".
В период с октября 2010 года по май 2011 года Товарищество являлось исполнителем услуг по горячему водоснабжению и отоплению, оказываемых жителям дома N 20 "а" по ул. Сенной г. Костромы ОАО "ТГК N 2".
Постановлением Администрации города Костромы 27.09.2010 N 1906 "Об установлении меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы" (далее - Постановление от 27.09.2010 N 1906) для жителей города Костромы установлена мера социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения.
В результате применения установленного данным Постановлением муниципального стандарта стоимости тепловой энергии в период с октября 2010 года по май 2011 года истец недополучил от жильцов плату за отопление и горячее водоснабжение в общей сумме 29 098 рублей 35 копеек.
Истец обратился в Муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал" (далее - МУП "Костромагорводоканал"), которое в период с 01.11.2010 по 01.12.2011 было уполномочено на ведение единой системы платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, с письмом от 27.03.2012 N 14 в котором просил принять к рассмотрению расчёт суммы частичной оплаты за отопление и горячее водоснабжение за счет субсидий из городского бюджета по дому N 20 "а" по ул. Сенная г. Костромы за период с октября 2010 года по май 2011 года, а также копии счетов-фактур и счетов за указанный период.
Письмом от 29.03.2012 N 8-/1350 МУП "Костромагорводоканал" отказало в принятии расчётов за указанный период, сославшись на то, что Постановление от 27.09.2010 N 1906 прекратило свое действие.
Письмом N 30 от 31.01.2013 Товарищество обратилось в Комитет с просьбой урегулировать вопрос о получении истцом 29 098 рублей 35 копеек частичной оплаты за отопление и горячее водоснабжение за счет субсидий из городского бюджета, сославшись на отказ, полученный от МУП "Костромагорводоканал".
В письме от 12.02.2013 N 01-207/13 Комитет также указал на отсутствие оснований для возмещения Товариществу мер социальной поддержки ввиду прекращения действия вышеуказанного Постановления.
Отказ в получении возмещения действовавших в спорный период мер социальной поддержки в сумме 29 098 рублей 35 копеек послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Постановлением администрации г. Костромы 27.09.2010 N 1906 для жителей города Костромы установлена мера социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения и утверждены прилагаемые Правила предоставления жителям города Костромы меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения.
Как следует из пункта 1.2. Правил в целях предоставления частичной оплаты вводятся
а) муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии, устанавливаемый в размере 1062 рубля 73 копеек за гигакалорию (с 29.12.2010 - в размере 1 209 рублей 11 копеек за гигакалорию).
б) муниципальный стандарт расхода тепловой энергии на отопление жилищного фонда, определяемый постановлением Администрации города Костромы (далее - муниципальный стандарт расхода тепловой энергии).
Пунктом 1.5 Привил предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории города Костромы управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающие организации, осуществляющие реализацию тепловой энергии, используемой для оказания гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставляют в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги и представление гражданам платежных документов (далее - специализированная организация), информацию о распределении многоквартирных домов по ресурсоснабжающим организациям, реализующим тепловую энергию для оказания гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также о тарифах на тепловую энергию, установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области, по каждой ресурсоснабжающей организаций (в части тарифов на тепловую энергию, используемую для оказания гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения).
Финансовое обеспечение предоставления меры социальной поддержки в соответствии с настоящими Правилами является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы. Исполнение данного расходного обязательства осуществляется путем предоставления исполнителям коммунальных услуг субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения (пункты 3.1. и 3.2. Правил).
Согласно пункту 3.3. Правил условиями предоставления субсидий являются:
а) взимание исполнителями коммунальных услуг с жителей города Костромы платы за отопление и (или) горячее водоснабжение, уменьшенной на размер частичной оплаты;
б) предоставление (в том числе в электронной форме) сведений, предусмотренных пунктом 1.5 настоящих Правил (ежегодно, а в случае их изменения в течение года, то не позднее месяца, следующего за месяцем их изменения), а также сведений о платежах населения и суммах начисленной частичной оплаты организации, осуществляющей ведение единой системы платежей населения за отопление и горячее водоснабжение (далее - агент).
Как следует из пункта 3.5. Правил размер субсидий (размер недополученных доходов, возмещаемых за счет средств субсидий) определяется как сумма частичной оплаты, начисленной в отчетном месяце в размере и на условиях, определенных настоящими Правилами, жителям города Костромы, являющимся потребителями услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых исполнителем коммунальных услуг - получателем субсидий.
Перечень документов, ежемесячно, до 15 числа предоставляемых исполнителем коммунальных услуг организации, осуществляющей ведение единой системы платежей населения за отопление и горячее водоснабжение (агенту), определен пунктом 3.8. Правил
Пунктами 3.10. 3.11. и 3.12. Правил предусмотрено, что после проверки предоставленных исполнителями коммунальных услуг сведений, агент вносит их в единую систему платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, и до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным, направляет в Комитет жилищно-коммунального хозяйства сводную заявку на выплату субсидий с распределением по каждому исполнителю коммунальных услуг - получателю субсидий. Комитет жилищно-коммунального хозяйства после проверки и согласования представленной агентом сводной заявки на выплату субсидий, а также проверки соответствия получателей субсидий условиям их получения направляет сводную заявку и прилагаемые к ней документы в Финансово-казначейское управление Администрации города Костромы, на основании платежного поручения и документов, предусмотренных пунктом 3.11 настоящих Правил, перечисляет средства исполнителям коммунальных услуг.
Материалами дела подтверждается, что истец являлся исполнителем услуг по горячему водоснабжению и отоплению в спорный период в отношении дома N 20 "а" по ул. Сенной г. Костромы и оплачивал данные услуги ресурсоснабжающей организации - ОАО "ТГК N 2". В результате предоставления данных коммунальных услуг, исходя из муниципального стандарта стоимости тепловой энергии, утвержденного Постановлением администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906, истец недополучил доходы в размере 29 098 рублей 35 копеек. Размер выпадающих доходов подтвержден ОАО "ТГК N 2" в судебном заседании и аргументировано ответчиком оспорен не был.
Согласно Постановлению администрации г. Костромы от 01.11.2010 N 2225 организации, осуществляющей ведение единой системы платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, в спорный период являлось МУП "Костромагорводоканал".
Товарищество обращалось к указанной организации, а также к ответчику с заявлениями о возмещении названных выпадающих доходов, однако получило отказ. При этом основанием такого отказа явилось прекращение действия Постановления администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906 в связи с принятием Постановления администрации г. Костромы от 10.11.2011 N 2585.
Действительно, пунктом 3 Постановления администрации г. Костромы от 10.11.2011 N 2585 было признано утратившим силу Постановление администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906.
Вместе с тем, в силу пункта 1 и 2 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, когда обратная сила таких актов прямо предусмотрено законом.
Постановления администрации г. Костромы от 10.11.2011 N 2585 не содержит указания на то, что Постановление администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906 утрачивает силу до момента вступления данного муниципального правового акта в силу, а значит Постановление администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906 применялось к отношениям сторон в спорный период.
Доказательства возмещения убытков истца, вызванных исполнением названного Постановления администрации г. Костромы об установлении мер социальной поддержки, в материалы дела не представлены.
Нарушение сроков обращения к ответчику за возмещением убытков, вызванных оказанием мер социальной поддержки, не является основанием для прекращения предусмотренной Постановлением администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906 обязанности возместить такие убытки, поскольку такие требования заявлены в пределах срока исковой давности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Товарищества.
Ссылка ответчика на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих расчёт выпадающих доходов, не может быть принята во внимание, поскольку размер убытков ответчиком в суде первой инстанции не оспаривался, об истребовании данных доказательств у истца либо третьих лиц не заявлялось. Кроме того, отсутствие или недостаточность представленных истцом документов не были указаны в качестве причин отказа в возмещении выпадающих доходов ни МУП "Костромагорводоканал", ни Комитетом при непосредственном обращении к ним истцом до подачи иска.
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, поскольку финансовое обеспечение предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением администрации г. Костромы от 28.09.2010 N 1906 является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы.
Оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Костромской области от 24.10.2013 суд второй инстанции не усматривает. Обстоятельства дела установлены на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют материалам дела и основаны на верном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.10.2013 по делу N А31-4406/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4406/2013
Истец: ТСЖ "Лавровское"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы
Третье лицо: ОАО "ТГК 2"