г. Чита |
|
28 января 2014 г. |
дело N А19-4860/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Гречаниченко А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 ноября 2013 года по делу N А19-4860/2013 по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34, ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 249 284,30 руб. (суд первой инстанции: судья Черняева Э.Е.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с исковым заявлением о взыскании 249 284,30 руб. убытков.
Определением от 04.07.2013 в связи с отказом истца от иска Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.
До рассмотрения дела по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил взыскать с ответчика 249 284,30 руб. убытков, возникших в связи с осуществлением в период с мая 2010 года по декабрь 2011 года перевозок инвалидов и участников ВОВ, приравненных к ним лиц по льготной цене в соответствии с межправительственным Соглашением стран Содружества Независимых государств "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 (далее - Соглашение от 12.03.1993) и отсутствием компенсации предоставленных льгот.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.11.2013 исковые требования удовлетворены полностью, на ответчика отнесены расходы истца на уплату государственной пошлины в сумме 7 985,69 руб.
С апелляционной жалобой обратился ответчик, просил отменить решение суда первой инстанции как вынесенное при неправильном применении норм материального права, с нарушением процессуальных норм, и принять новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что суд не принял во внимание довод ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между убытками истца и действиями (бездействием) ответчика; расходы истца в сумме 150 491 руб., начиная с 23.08.2010 (дата вступления в силу для Российской Федерации Протокола от 22.11.2007 о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 12.03.1993), не могут быть отнесены к убыткам, вызванным неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы. Заявитель полагал, что суд допустил нарушение процессуальных норм, поскольку в мотивировочной части решения не указал мотивы, по которым отклонил вышеуказанные доводы ответчика.
Истец в письменных возражениях на жалобу решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны надлежащим образом извещены о начавшемся судебном процессе, однако своих представителей не направили в заседание суда апелляционной инстанции.
При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей истца и ответчика не препятствовала рассмотрению дела.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 14.01.2014, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 21.01.2014. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы и возражения истца, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в период с мая 2010 года по декабрь 2011 года истец в лице Восточно-Сибирского филиала предоставлял льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте участникам и ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с Соглашением от 12.03.1993. В связи с предоставлением льгот по расчету сумма неполученных истцом денежных средств составила 249 284,30 руб.
Посчитав, что указанная сумма является убытками, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами и решением суда первой инстанции по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статей 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним лиц, предусматривались льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте дальнего следования, при этом в силу пункта 1 статьи 10 названного закона указанные меры социальной поддержки являлись расходными обязательствами Российской Федерации.
С 01.01.2005 указанные льготы для российских граждан были отменены Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Между тем, прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением от 12.03.1993.
В соответствии со статьями 2, 3 Соглашения от 12.03.1993 инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп и лицам, приравненным к ним, один раз в год (туда и обратно) предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина); инвалидам Великой Отечественной войны III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
В силу статьи 6 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации обеспечивают льготные условия обслуживания лиц, указанных в настоящем Соглашении, независимо от места их проживания.
Основанием для приобретения льготного проездного билета указаны удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые должны предъявляться в железнодорожную кассу.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ.
Согласно части 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В силу пункта 12 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в указанных случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с изложенными разъяснениями, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Принимая федеральные законы о федеральном бюджете на 2010 год, 2011 год, Российская Федерация не отменяла и не приостанавливала действие Соглашения от 12.03.1993, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей возлагаются на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением от 12.03.1993, является федеральный бюджет.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 30 от 26.07.2002 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила N 30), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью автоматизированной системы учета "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах, категории льготы, номере удостоверения, маршруте, по которому предоставлен льготный проезд, дате поездки, стоимости проезда и т.д.
Пунктом 24 Правил N 30 установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
В данном случае факт предоставления истцом в спорный период льгот в соответствии с Соглашением от 12.03.1993 подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" и купонами кассира в отношении граждан, которым был предоставлен льготный проезд железнодорожным транспортом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагал верным вывод суда первой инстанции о том, что неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у истца убытков, подлежащих возмещению за счет казны Российской Федерации.
Оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права апелляционный суд не усмотрел.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что расходы истца с 23.08.2010 не могут быть отнесены к убыткам, вызванным неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, судом апелляционной инстанции отклонен как необоснованный.
Изменения, внесенные в Соглашение от 12.03.1993 протоколом от 22.11.2007, не коснулись порядка возмещения транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении. Ссылаясь на указанные изменения, ответчик, вместе с тем, подтверждения выделения денежных средств на реализацию соответствующих мер социальной поддержки не представил, как и доказательств возмещения понесенных истцом расходов. Следовательно, обязанность по возмещению платы публично-правовым образованием не исполнена.
Так как доводы заявителя жалобы не основаны на законе, они не могли повлиять на принятое судом решение по делу.
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 ноября 2013 года по делу N А19-4860/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Гречаниченко А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4860/2013
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Восточно-Сибирского филиала, Управление Федерального Казначейства по Иркуской области
Ответчик: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице Отдела контрольно-ревизионной работы и внутреннего финансового аудита, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации