г.Москва |
|
28 января 2014 г. |
А40-102958/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 ноября 2013 года
по делу N А40-102958/2013, принятое судьей Вигдорчик Д.Г. (145-971),
по заявлению ОАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518; г.Москва, ул.Наметкина, д.16)
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Первухин М.В. по дов. от 18.04.2012 N 01/0400-197д; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.07.2013 по делу N 04-210/2013 о привлечении к административной ответственности на основании ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.11.2013, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Суд посчитал доказанным событие и состав вмененного административного правонарушения и соблюденным порядок привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы ссылается на нарушение ответчиком процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в ненадлежащем извещении организации о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку в уведомлении не содержится указание на часть статьи 8.32 КоАП РФ, отсутствуют сведения о характере вмененного административного правонарушения и санкция за его совершение. Указывает на отсутствие вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения; считает, что ответчиком нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ, нормами которого не предусмотрен такой вид контрольных мероприятий как маршрутное патрулирование.
Представитель ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Указывает на соблюдение порядка привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 06.05.2013 Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан Приказ N 220-п "Об открытии пожароопасного сезона 2013 года на территории Ханты-Масийского автономного округа - Югры.
20.06.2013 старшим отдела - участковым лесничим Казымского участкового лесничества в присутствии представителя Общества Мокроусова И.О., действующего на основании доверенности N 84 от 17.01.2013, а также при участии государственного инспектора в области охраны окружающей среды ХМАО-Югры произведена проверка договорных обязательств на основании п.4.1 "в" договора аренды лесного участка N 0016/12-02-ДА от 26.03.2012 по объекту: "Техперевооружение системы оперативной технологической связи. РРЛ на участке КС Уренгойская - Надым-Югорск-граница ТТГ. Система 5.6" в квартале 384 (24,25), 385 (47,48), 548 (35) на общей площади 5,3861 га.
Актом промежуточной проверки договорных обязательств от 20.06.2013 и фотоматериалами зафиксировано, что ОАО "Газпром" нарушены п.п.16, 17а ч.3 Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с Распоряжением N 04-218/2013 от 20.06.2013 проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда в квартале 384, 385, 548 Казымского участкового лесничества ТО - Белоярского лесничества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
20.06.2013 при проведении проверки участков лесного фонда в квартале 384, 385, 548 Казымского участкового лесничества ТО - Белоярского лесничества установлено следующее. Обследованные лесные участки эксплуатируются Обществом на основании договора аренды лесного участка N 0016/12-02-ДА от 26.03.2012. Вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Проект освоения лесов действующий, лесная декларация на 2013 год подана. При этом установлено, что проведена рубка, способ рубки - сплошной, способ очистки - сбор порубочных остатков с последующей утилизацией (в соответствии с проектом освоения лесов).
При обследовании зафиксировано, что фактически весь объем древесины, предусмотренный лесной декларацией, вырублен. На дату обследования рубка закончена. Рубка проведена в зимнее время, что подтверждается внешним видом заготовленной древесины: хвоя высохшая приобрела рыжеватый оттенок, спилы побуревшие, кора подсохшая, а также под штабелями древесины установлено наличие снега и льда.
Осмотрены объекты ПРС-22а в квартале 384, 385 и УРС - 23а в квартале 548 Казымского участкового лесничества.
При этом при осмотре объекта ПРС-22а установлено, что площадь разрублена; в выделе 24 зафиксированы срубленные и оставленные на лесном участке деревья, порубочные остатки, древесина не окорена. На площади 0,09 га установлено захламление порубочными остатками лесного участка, стена леса также захламлена порубочными остатками. Вырубленная древесина в объеме 75 м3 складирована у стены леса, не обработана пестицидами. В выделе 25 подрост (молодняки березы) вырублен и оставлен на участке на площади 0,7 га. На момент осмотра и обследования лесного участка не велись работы по расчистке лесосеки от порубочных остатков. Средства предупреждения и тушения лесных пожаров на участке отсутствуют. Аншлаги на противопожарную тематику не установлены.
При осмотре объекта УРС-23а установлено, что площадь разрублена; в выделе 35 зафиксированы срубленные и оставленные на лесном участке деревья, порубочные остатки. На площади 0,02 га установлено захламление порубочными остатками лесного участка, стена леса также захламлена порубочными остатками. Вырубленная древесина в объеме 50 м3 складирована у стены леса, не обработана пестицидами. На момент осмотра и обследования лесного участка не велись работы по расчистке лесосеки от порубочных остатков. На указанном лесном участке в прилегающей стене леса зафиксировано размещение емкости с горюче-смазочными материалами. Средства предупреждения и тушения лесных пожаров на участке отсутствуют. Аншлаги на противопожарную тематику не установлены.
Результаты проверки зафиксированы в Акте N 110 от 20.06.2013 и фототаблице (л.д.98-101).
05.07.2013 государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составлен протокол об административном правонарушении N 04-210/2013, в котором зафиксированы указанные выше нарушения (л.д.67).
17.07.2013 заместителем начальника Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесено постановление по делу N 04-210/2013 о привлечении ОАО "Газпром" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб. (л.д.59).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Газпром" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления ответчика.
В соответствии со ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания статьи 210 АПК РФ, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе сделаны соответствующие материалам дела выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ч.1 ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
В силу ст.52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
Статьей 53 ЛК РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 417 от 30.06.2007. Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно пункту 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Подпунктом "а" пункта 17 Правил предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
В настоящем случае, как видно из материалов дела, в соответствии с договором аренды лесного участка N 0016/12-02-ДА от 26.03.2013 заявителю предоставлен во временное пользование лесной участок общей площадью 19,7926 га, в том числе квартал N 384 выдел 25, 25, 26, квартал N 385 выдел 47, 48, квартал N 548 выдел 35. Вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, под объект "Техперевооружение системы оперативной технологической связи. РРЛ на участке КС Уренгойская - Надым-Югорск-граница ТТГ. Система 5.6".
Местоположение лесного участка определено границами Территориального отдела Белоярское лесничество, Казымское участковое лесничество, Казымское урочище, в том числе квартал N 384, 385, 548, категория земли лесного фонда - эксплуатационные, защитные.
Подпунктом "ж" пункта 4.4 договора аренды лесного участка N 0016/12-02-ДА от 26.03.2012 предусмотрено, что Общество должно осуществлять противопожарные мероприятия в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 220-п от 06.05.2013 на территории Белоярского лесничества с 14.05.2013 введен пожароопасный сезон.
Между тем имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт несоблюдения Обществом Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Поскольку в настоящем случае факт нарушения заявителем пожарной безопасности в лесах установлен актом обследования N 110 от 20.06.2013, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении N 04-210/2013 от 05.07.2013, другими материалами административного дела, апелляционный суд считает правомерным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной приведенной нормой Кодекса.
При этом апелляционный суд не принимает как необоснованные доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Заявитель указывает на то, что в уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не содержится указание на часть статьи 8.32 КоАП РФ, отсутствуют сведения о характере вмененного административного правонарушения и санкции.
В материалах дела имеется уведомление N 780 от 21.06.2013, которым Общество извещено о том, что 05.07.2013 в 11-00 законному представителю или представителю по доверенности необходимо явиться для дачи объяснений по факту правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.32 КоАП РФ, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении (л.д.73).
Данное уведомление получено заявителем 04.07.2013, что подтверждается копией почтового уведомления. Кроме того, уведомление направлено на электронный адрес Общества, принято и зарегистрировано вх.N 78279 от 25.06.2013, о чем имеется соответствующая отметка, и факсимильной связью по тел.84957198333, о чем свидетельствует отчет об отправке, а также почтовой связью, о чем свидетельствует квитанция и опись от 24.06.2013.
То обстоятельство, что в уведомлении не указана часть статьи 8.32 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, не свидетельствует о ненадлежащем извещении Общества о месте и времени составления протокола, поскольку всеми частями статьи 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Кроме того, административным органом в уведомлении указаны все пункты Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, которые были нарушены Обществом. Неуказание санкции за вмененное нарушение не свидетельствует о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени совершения процессуального действия.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен определением от 09.07.2013 N 917, направленным на официальный сайт Общества и зарегистрированным за вх.N 88548 от 15.07.2013.
Таким образом, апелляционный суд считает, что ответчиком соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренная нормами КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения апелляционный суд считает необоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, исходя из изложенного выше, материалами дела подтверждается, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства невозможности соблюдения Обществом нарушенных правил и норм.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, установленным и подтвержденным материалами дела.
Нельзя признать правомерным и довод заявителя относительно нарушения ответчиком требований Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-8п (действовавшим в проверяемый период), определено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно п.5.3.3 названного Положения Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а также федеральный государственный пожарный надзор в лесах, и в силу п.5.6.3 проводит рейдовое патрулирование в установленной сфере деятельности.
Как видно из материалов дела, Распоряжением N 04-218/2013 от 20.06.2013 заместителя начальника Белоярского отдела Службы определено провести маршрутное патрулирование участков лесного фонда в квартале 384, 385, 548 Казымского участкового лесничества ТО - Белоярского лесничества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В данном распоряжении указаны цели, задачи, основания и период проведения патрулирования.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, распоряжение не содержит обязательных предписаний, влекущих юридические последствия для юридического лица, не устанавливает прав и не возлагает на Общество каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения заявителем. Данное распоряжение извещает Общество о периоде проведения маршрутного патрулирования и о мероприятиях по контролю, необходимых для достижения целей и задач патрулирования.
Распоряжение о проведении маршрутного патрулирования является внутренним административным документом государственного органа, связанным с организацией работы по проведению патрулирования, обладает распорядительно-властным характером, сфера действия которого ограничена рамками самого административного органа.
При этом следует учесть, что предметом маршрутного патрулирования не была определена именно деятельность Общества и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, было проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда в квартале 384, 385, 548 Казымского участкового лесничества ТО - Белоярского лесничества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.
Должностные лица Службы по контролю производят визуальный осмотр объектов с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неприменении в настоящем случае положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является правомерным.
Учитывая изложенное, принимая во внимание наличие события и состава вмененного заявителю административного правонарушения, соблюдение ответчиком порядка привлечения Общества к административной ответственности, в том числе срока давности привлечения к ответственности, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 ноября 2013 года по делу N А40-102958/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102958/2013
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: Белоярский отдел Природнадзора Югры, Природнадзор Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды,объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры