г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А56-34543/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Полиефтова В.Е. по доверенности от 17.01.2014;
от заинтересованного лица: Глушко В.С. по доверенности от 03.06.2013 N 1002-2-20-19;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21206/2013) ООО "Скарлетт" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2013 по делу N А56-34543/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ООО "Скарлетт"
к Отделу надзорной деятельности Петроградского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Скарлетт" (191123, г.Санкт-Петербург, ул.Захарьевская, д.27,лит.А ОГРН 1097847078823, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Петроградского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (197198, г.Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., д.11/2, далее- ОНД Петроградского района УНД ГУ МЧС России по СПб, орган пожарного надзора) от 31.05.2013 N 2-20-429 о привлечении общества административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Скарлетт" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Скарлетт" поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что орган пожарного надзора не истребовал у общества расчет пожарного риска используемых помещений и провел проверку соблюдения требований пожарной безопасности в полном объеме; общество осуществляет фактическое пользование спорным помещением по договору аренды от 01.03.2013, заключенным с собственником помещений Саргиным С.А. и согласно условиям договора не наделено правом на проведение капитального переоборудования арендуемого помещения.
В судебном заседании представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что общество заблаговременно (за месяц до начала) было уведомлено о проведении плановой проверки, однако расчет пожарного риска помещений ни в ходе проверки, ни в рамках рассмотрения материалов административного дела предоставлен не был; общество, заключая договор аренды помещений для осуществления торговой деятельности, должно было предварительно выяснить соответствуют ли помещения требованиям пожарной безопасности, а не устанавливать данные обстоятельства в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 16.05.2013 по 24.05.2013 ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по СПб на основании распоряжения от 15.04.2013 N 2-20-242 проведена плановая выездная проверка объекта защиты- многоквартирного жилого дома со встроенными жилыми помещениями, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской Стороны, дом. 71, литера А.
По результатам проверки составлен акт соблюдения требований пожарной безопасности от 24.05.2013 N 2-20-242, в котором зафиксировано нарушение ООО "Скарлетт" требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 N 390 (далее - ППР N 390), Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ), Свода Правил "Системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы" СП 1.13130.2009 (далее - СП 1.13130.2009), Государственного Стандарта Российской Федерации "Система стандартов безопасности труда цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная назначение и правила применения. общие технические требования и характеристики. методы испытаний" ГОСТ Р 12.4.026-2001 (далее - ГОСТ Р 12.4.026-2001), Свода Правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты, ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2009), выразившиеся в том, что:
- объект торговли бытовой химией с наличием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) расположен в подвальном этаже (нарушение п. 2 ч.1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п. 5.4.2.4 СП 1.13130.2009;
- при экспулуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (отсутствуют знаки пожарной безопасности у огнетушителя главного входа и кнопки включения установки пожарной автоматики) (нарушение п.33 ППР 390);
- имеющиеся знаки пожарной безопасности, размещенные на путях эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности, выполнены без применения фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009 (нарушение п.6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001);
- ковровая дорожка на путях эвакуации не прикреплена к полу ( нарушение п.39 ППР N 390);
- ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале (проход рядом с главным входом и проход напротив второго эвакуационного выхода) менее 1,6 м. при торговой площади св.100 м.кв до 150 м.кв.( нарушение п.39 ППР N 390, п. 2 ч.1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п.7.2.4 СП 1.13130.2009);
- ширина эвакуационных выходов из кабинета директора и помещения кухни менее 0,8 м. (фактически ширина эвакуационного выхода из кабинета директора - 0,7 м., помещения кухни - 0,6 м.)( нарушение п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009);
- высота 2-го эвакуационного выхода (выход во двор) из торгового зала менее 1,9 м. (фактическая высота 2-го эвакуационного выхода - 1,8 м.) (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п.4.2.5 СН 1.13130.2009);
- в полу на путях эвакуации (рядом с главным входом) при перепаде высот менее 45 см. предусмотрена лестница с числом ступеней менее трех (нарушение п. 2 ч.1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
- ширина проступей лестницы на путях эвакуации (лестница главного входа) менее 25 см. (фактическая ширина проступей - 23 см.) (нарушение п. 2 ч.1 ст.6 Закона N 123-ФЗ, п.4.4.2 СП 1.13130.2009).
27.05.2013 по выявленным фактам, в присутствии представителя общества, органом пожарного надзора в отношении ООО "Скарлетт" составлены протоколы об административных правонарушениях N 2-20-428 и N 2-20-429 о нарушении обществом по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
31.05.2013 главным государственным инспектором ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по СПб рассмотрено административное дело и вынесено постановление N 2-20-429 о привлечении ООО "Скарлетт" к административной ответственности на основании частей 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.10.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (далее-Правила N 390, ППР) и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее-Закон N 69-ФЗ) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Правилами N 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ООО "Скарлетт" арендует по договору от 01.03.2013, заключенному с собственником Саргиным С.А., одно из встроенных помещений-1Н, общей площадью 186,8 кв.м., имеющее кадастровый номер 78:7:3083:1:1:1 ( л.д.14-21).
Условиями данного договоров предусмотрена обязанность арендатора соблюдать все требования законодательства Российской Федерации, в том числе противопожарных норм и правил, выполнять в установленный срок законные предписания арендодателя, органов Госпожнадзора и иных органов государственной и муниципальной власти о принятии мер по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность помещений; содержать помещения в соответствии с действующими правилами противопожарной и электротехнической безопасности, а также в надлежащем санитарном состоянии, нести полную ответственность за соблюдение технических, пожарных и санитарных норм и правил в помещениях (пункты 2.2.5-2.2.8);
Пунктом 2.2.3 указанного договора предусмотрена возможность арендатора производить на объекте с письменного разрешения арендодателя прокладку скрытых и открытых проводок и коммуникаций, перепланировку и переоборудование, установку дополнительного оборудования.
В акте приема-передачи помещений от 01.03.2013 указано, что объект передается в исправном техническом и противопожарном состоянии. Объект пригоден для эксплуатации согласно условиям договора. Претензий по техническому состоянию объекта арендатор не имеет.
Таким образом, условия договора не освобождают арендатора от обязанности по принятию мер, направленных на приведение помещений в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности. Следовательно, ООО "Скарлетт" является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в проверяемых Отделом и арендуемых им помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ, настоящий закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии частями 3 и 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся, также, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статье 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности;
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)( пункт 33 ППР N 390).
Знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности ЕС 01 (таблица И.2) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009. Знаки для обозначения выходов из зрительных залов, коридоров и других мест без освещения должны быть объемными с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока (пункт 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (пункт 39 ППР N 390).
Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м: 1,4 - при торговой площади до 100 кв. м; 1,6 - при торговой площади св. 100 до 150 кв. м; 2 - при торговой площади св. 150 до 400 кв. м; 2,5 - при торговой площади св. 400 кв. м. Площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла в площадь основных эвакуационных проходов не включается (пункт 7.2.4 СП 1.13130.2009).
Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком ( пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009).
Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки (пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009).
Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см. Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1. Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел., - до 12 см. Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов. Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках (пункт 4.4.2 СП 1.13130.2009).
Факт правонарушения подтверждается актом проверки от 24.05.2013 N 2-20-242 с фотоматериалами, протоколами об административных правонарушениях N 2-20-428, N 2-20-429 от 27.05.2013, из которых следует, что ООО "Скарлетт" при осуществлении деятельности по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Захарьевская, д.27, лит.А были допущены нарушения требований ППР N 390, Закона N 123-ФЗ, СП 1.13130.2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001, СП 4.13130.2009. Иного обществом не доказано.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что орган пожарного надзора доказал вину ООО "Скарлетт", а общество не представило убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности. В апелляционном суде общество пояснило, что фактически устранено одно нарушение (ковровая дорожка на путях эвакуации прикреплена к полу).
Представленными материалами административного дела доказаны событие административного правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при проведении плановой проверки и привлечении общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 сентября 2013 года по делу N А56-34543/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Скарлетт"-без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34543/2013
Истец: ООО "Скарлет", ООО "Скарлетт"
Ответчик: ГУ МЧС России по санкт-Петербургу, Отдел надзоной деятельности Петроградского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Отдел надзорной деятельности Петроградского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4781/14
27.01.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25881/13
08.10.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21860/13
19.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34543/13