г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А56-45943/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Пустоветов Е.П. - доверенность от 07.05.2013
от ответчика (должника): предст. Полунина Е.Н. - доверенность от 30.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24977/2013) ООО "Форт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2013 по делу N А56-45943/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Форт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Ломоносовский отдел)
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форт" (ОГРН 1054700488347; место нахождения: Ленинградская область, г.Сосновый Бор, ул.Молодежная, д. 25а; далее - заявитель, Общество, ООО "Форт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания от 18.07.2013 по делу N 70/13 Ломоносовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - административный орган, Управление Росреестра по Ленинградской области).
Решением суда от 11.10.2013 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Форт" просит решение суда от 11.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание не соответствует закону ввиду необоснованного указания в нем на подпункт "б" пункта 14 Положения о государственном земельном контроле, а также неисполнимо, так как именно собственник земельного участка - Администрация уклоняется от заключения договора аренды.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Росреестра доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.07.2013 на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области от 16.05.2013 N Р/317 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Форт", в ходе которой установлено, что Общество использует земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, в районе СНТ "Северное", на основании постановления Главы Администрации Сосновоборского городского округа от 03.11.2010 N 2280, согласно которому заявителю предоставлен земельный участок площадью 4230 кв.м., кадастровый номер 47:15:01-10-013:0004 в аренду сроком до 1 (одного) года, под размещение склада (овощехранилища).
На основании пункта 2 вышеуказанного постановления Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Сосновоборского городского округа был подготовлен и подписан с ООО "Форт" договор аренды земельного участка от 29.12.2010 N 2010-ДА 499 на срок с 03.11.2010 по 01.11.2011.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 14.12.2010 N 4715/1025/10-0037, являющейся приложением к договору аренды N2010-ДА 499, участок с кадастровым номером 47:15:0110013:4 (равнозначен кадастровому номеру 47:15:01-10-013:0004) относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет площадь 4230 кв.м.
27.04.2013 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения, в результате которых земельный участок с кадастровым номером 47:15:0110013:4 общей площадью 4230 кв.м. разделен на два земельных участка: с кадастровым номером 47:15:0110013:238 площадью 3690 кв.м. с разрешенным использованием - для размещения склада (овощехранилища); с кадастровым номером 47:15:0110013:239 площадью 540 кв.м. с разрешенным использованием - для размещения склада (овощехранилища).
06.05.2013 ООО "Форт" обратилось в Администрацию Сосновоборского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 47:15:0110013:238 площадью 3690 кв.м., а 12.07.2013 N 47 с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:15:0110013:239 площадью 540 кв.м.
В ходе обследования земельного участка проверяющими установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 47:15:0110013:238 и 47:15:0110013:239 используются ООО "Форт" как единое землепользование, огорожены общим забором; на земельном участке с кадастровым номером 47:15:0110013:238 расположено одноэтажное здание овощехранилища, которое принадлежит ООО "Форт" на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 11.11.2009 на бланке серия 78-АД N 398842.
В ходе проверки были произведены замеры площади земельных участков и установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 47:15:0110013:238, занимаемая ООО "Форт", составляет 3754,1 кв.м. Площадь по данным государственного кадастрового учета участка составляет 3690 кв.м. Самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером 47:15:0110013:238 составляет 64,1 кв.м., что нашло отражение в Акте N 20/13 установления на местности границ земельных участков.
Фактическая площадь участка с кадастровым номером 47:15:0110013:239, занимаемая ООО "Форт", составляет 507 кв.м. Площадь по данным государственного кадастрового учета составляет 540 кв.м.
На момент проведения проверки Обществом в качестве правоустанавливающих документов на землю были представлены постановление Главы Администрации Сосновоборского городского округа от 03.11.2010 N 2280 и договор аренды земельного участка от 29.12.2010 N 2010-ДА 499, заключенный на срок с 03.11.2010 по 01.11.2011.
Сведения о зарегистрированных правах на используемый земельный участок с кадастровым номером 47:15:0110013:238 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
По результатам проверки, отраженным в акте от 10.07.2013 N 70/13 с применением фотосъемки, Управление Росреестра по Ленинградской области пришло к выводу о том, что ООО "Форт" использует земельный участок с кадастровым номером 47:15:0110013:238 площадью 3754,1 кв.м. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По результатам проверки Обществу выдано предписание по делу N 70/13 об устранении нарушения земельного законодательства, Обществу предписано устранить допущенное нарушение в срок до 18.02.2014.
Не согласившись с законностью вышеуказанного предписания, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявления ООО "Форт".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда ввиду следующего.
Статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В части 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, при этом, согласно части 5 этой же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Из материалов дела следует и заявителем не опровергнуто, что ООО "Форт" использует земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, г.Сосновый Бор, в районе СНТ "Северное", с кадастровым номером 47:15:0110013:238 площадью 3754,1 кв.м. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, так как срок договора аренды N 2010-ДА 499 от 29.12.2010 истек 01.11.2011. Постановлением Главы Администрации Сосновоборского городского округа от 03.11.2010 N 2280 принято решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка сроком до одного года.
Сведения о зарегистрированных правах на используемый земельный участок с кадастровым номером 47:15:0110013:238 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент проверки отсутствовали.
С заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду ООО "Форт" обратилось в Администрацию Сосновоборского городского округа в 2013 году.
Доводы подателя жалобы о том, что Обществом были предприняты все меры для оформления земельного участка и об отсутствии в его действиях вины, обосновано отклонены судом первой инстанции, так как вопрос вины исследуется и оценивается исключительно при решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания за выявленное правонарушение.
При оспаривании предписания в предмет доказывания входит оценка полномочий органа его выдавшего и установление факта нарушения при наличии соответствующей ему корреспондирующей обязанности, закрепленной в нормативном правовом акте. Так как Общество в силу вышеприведенных норм обязано иметь правоустанавливающие документы на используемый им земельный участок и такие документы на момент проведения проверки у него отсутствовали, предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим закону не имеется.
Апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы о неисполнимости вынесенного предписания в части установления срока его исполнения, так как согласно резолютивной части предписания Обществу предложено в срок до 18.02.2014 представить информацию об исполнении предписания, либо ходатайство о продлении срока его исполнения с указанием причин и принятых мер по устранению правонарушения.
Доводы Общества о том, что главный государственный инспектор по использованию и охране земель Ломоносовского района Емельянова Т.Н. при вынесении предписания необоснованно сослалась на подпункт б" пункта 14 Положения о государственном земельном контроле в обоснование своих полномочий на выдачу предписания, также не могут быть признаны судом в качестве основания для удовлетворения требований заявителя.
Действительно, полномочия на выдачу обязательного для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий установлены подпунктом "в" пункта 9 Положения о государственном земельном контроле, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого акта), а не пунктом 14 названного Положения.
Однако, неправильное указание в предписании пункта Положения, устанавливающего полномочия государственного инспектора по использованию и охране земель, вовсе не свидетельствует об отсутствии у него таких полномочий, при том, что из материалов дела следует, что нарушение земельного законодательства административным органом установлено и доказано, предписание выдано уполномоченным должностным лицом органа в сфере осуществления контроля земельного законодательства.
При таких обстоятельства апелляционная коллегия полагает правильным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Общества и не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Форт".
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. суд относит на подателя жалобы.
Излишне уплаченная на основании платежного поручения от 26.11.2013 N 66 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. с учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91, подлежит возврату ООО "Форт" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2013 года по делу N А56-45943/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45943/2013
Истец: ООО "Форт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Ломоносовский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2602/14
27.01.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24977/13
11.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45943/13