г. Челябинск |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А76-14473/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2014 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Толкунова В.М., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтальПром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2014 по делу N А76-14473/2013 (судья Белый А.В.), участвуют представители: от общества с ограниченной ответственностью "СтальПром" Исаенко В.Е. (доверенность N 26 от 16.01.2013), от государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Насибуллова А.К. (доверенность N 114 от 31.12.2013), Шепелова Т.Г. (доверенность N 111 от 31.12.2013)
УСТАНОВИЛ:
24.07.2013 общество с ограниченной ответственностью "СтальПром" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, управление, фонд) от 10.06.2013 N 24/27 и N 27/27 и требований об уплате N 24/27 и N27/27 от 10.06.2013.
Основанием для доначисления страховых взносов, пеней и штрафов, послужил вывод учреждения о том, что суммы доплат, начисленных работникам за разъездной характер работы в 2010-2011 годах подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Выводы фонда неверны, выплаченные суммы являются компенсациями - возмещением дополнительных расходов, связанных с разъездным характером работ и не подлежат обложению страховыми взносами согласно ст. 168.1 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
При вынесении решений фонд не учел обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения - разъяснения данные федеральными органами, не установил обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам N 24/27 и требование N 27/27 были выставлены одновременно с принятыми решения, что ограничило сроки для добровольной уплаты, а направление "повторных" требований действующим законодательством не предусмотрено (т.1, л.д.3-10).
Фонд возражает против заявленных требований, ссылается на установленные проверкой обстоятельства (т. 1, л.д. 96-100).
Решением суда первой инстанции от 06.11.2013 в удовлетворении требований общества отказано, в остальной части суд прекратил производство по делу ввиду отказа заявителя от требований.
Суд сделал вывод, что спорные выплаты относятся к оплате труда, так как непосредственно связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями. Указание в локальных нормативных актах о том, что данные выплаты организация относит к компенсационным, не является достаточным основанием отнесения их к таковым, без учета их фактической природы.
Разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, относятся к лицам работающих по "вахтовому" методу и не могут быть применены к работникам общества (т.2, л.д.110-131).
12.12.2013 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Освобождая компенсационные выплаты за разъездной характер работы от обложения страховыми взносами заявитель руководствовался Письмом Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2010 N 406-19, т.е. органа, полномочного давать разъяснения по вопросам взимания страховых взносов. Исполняя данные указания, плательщик освобождается от привлечения к ответственности и начисления пени.
Решение фонда, не содержит важнейших элементов процесса привлечения к ответственности, таких как установление наличия (отсутствия) вины, установление обстоятельств, исключающих вину, а также смягчающих и отягчающих ответственность.
Кроме того, резолютивная часть решения N 24/27 от 10.06.2013 в качестве нормы, предусматривающей ответственность за совершение правонарушения содержит отсылку к ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), т.е. к норме, устанавливающей обязанность, а не предусматривающей ответственность, что в свою очередь, в силу положений п.9 ст.39 Закона РФ N212-ФЗ влечет недействительность решения.
Вышеназванные обстоятельства суд первой инстанции оставил без соответствующей оценки.
Отказывая в признании недействительными уточненных требований N 24/27 и N 27/27 от 29.08.2013 суд первой инстанции ограничился лишь указанием на то, что требования соответствуют фактической обязанности страхователя по уплате страховых взносов и пеней. Обязанность по уплате недоимки по результатам выездной проверки у общества не изменилась, следовательно, основания для выставления уточненных требований от 28.08.2013 отсутствовали (т.3, л.д.3-9,18-24).
Фонд возражает против доводов апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующее.
ООО "СтальПром" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 30.12.2002, состоит на учете в территориальном органе фонда социального страхования, является плательщиком страховых взносов (т. 1 л.д. 15-20).
Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, составлены акты N 03.01.-27 с/с (т. 1 л.д. 49-53) и N 03.01.-27 н/с от 23.04.2013 (т.1, л.д.54-58).
Вынесены решения N 24/27 от 10.06.2013 и N 27/27 от 10.06.2013 о привлечении к ответственности, начислении страховых взносов и пени, сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов на суммы дополнительных выплат работникам за разъездной характер работы (т.1 л.д.74-80, 81-86). Выставлены требования об уплате начисленных сумм от 10.06.2013 N 24/27 и N 27/27 (т.1, л.д. 88-91).
29.08.2013 фондом выставлены уточненные требования N 24/27 и N 27/27, согласно которым ранее выставленные требования "аннулируются" и исполнению не подлежат. Срок оплаты изменен - до 21.09.2013, в остальном содержание документов не изменилось (т.1, л.д.23-24, 35-36).
Податель жалобы - общество утверждает, что доплата за разъездной характер работы является компенсационной выплатой и не подлежит обложению страховыми взносами. Судом не дана оценка не применению фондом исключающих ответственность и смягчающих обстоятельств. Выставление повторных требований об уплате является не законным.
Суд пришел к выводу, что спорные выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, нарушений порядка привлечения к ответственности не допущено.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее Закон N 212-фз), следует, что объектом обложения страховыми взносами для общества признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые обществом в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
По п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Аналогичные положения закреплены в ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ).
В ст. 129 ТК РФ указано, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Спорные выплаты работникам производились предприятием в порядке, установленном Положением о заработной плате и материальном стимулировании работников ООО "СтальПром", утвержденного директором ООО "СтальПром" 11.01.2010 и Положением о служебных поездках работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, утвержденного директором ООО "СтальПром" 22.12.2006. Они имели фиксированный размер установленный локальными актами, выплачиваются ежемесячно работникам, занимающим должности в соответствии с перечнем.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что спорные выплаты входят в действующую на предприятии систему оплаты труда, и не являются возмещением понесенных работниками конкретных (определенных) расходов в связи с трудовой деятельностью.
Разъяснения, изложенные в письме Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2010 N 406-19, касаются компенсационных выплат работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в виде полевого довольствия, а также выплаты, произведенные лицам, выполняющим работы вахтовым методом (надбавка взамен суточных). В спорной ситуации данные разъяснения не применимы, основания для освобождения от ответственности на основании данного нормативного документа отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении срока выставления требований 24/27 и 27/27 от 10.06.2013 не рассматриваются, поскольку касаются той части требований, от которой заявитель отказался в суде первой инстанции (т.2, л.д. 99).
Уточненные требования N 24/27 и N 27/27 от 29.08.2013 соответствуют фактической обязанности страхователя по уплате страховых взносов. Первоначально выставленные требования аннулированы и исполнению не подлежат, нарушения прав заявителя не установлено. По содержанию (кроме сроков для добровольной уплаты) они соответствуют ранее выставленным документам и являются способом устранения технической ошибки, действиями по их выставлению права и законные интересы плательщика не нарушаются.
Представитель общества пояснил, что в ходе проверки, принятия фондом решений и рассмотрения дела в суде первой инстанции заявления о применении смягчающих обстоятельств не делались, доказательства наличия этих обстоятельств не представлялись. Сделан правильный вывод об отсутствии основания для применения этих обстоятельств.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют. Неверное указание номеров статей Закона N 212 -фз не привела к принятию незаконного решения. Суд апелляционной инстанции не вправе рассматривать требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, поэтому, вопрос о применении смягчающих обстоятельств, заявленный обществом, не может быть разрешен в рамках рассмотрения апелляционной жалобы.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2014 по делу N А76-14473/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтальПром" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14473/2013
Истец: ООО "СтальПром"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4 ГУ ЧРО ФСС РФ, Магнитогорский филиал N 4 ГУ ЧРО ФСС