г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А56-45976/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Смойлик В.А. по доверенности от 10.01.2014, Стародубцева Е.В. по доверенности от 10.01.2014;
от заинтересованного лица: Тырина И.И. по доверенности от 10.01.2014;
от 3-их лиц: 1. не явился, извещен; 2. Не явился извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27287/2013) Администрации муниципального образования город Ломоносов на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2013 по делу N А56-45976/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования город Ломоносов
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "ТД "Северная столица", ООО "Фиолент"
об оспаривании решения от 18.06.2013 по делу N К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства
установил:
Администрация муниципального образования город Ломоносов (ОГРН: 1037841001010, адрес: 188512, Санкт-Петербург г, Ломоносов г, Дворцовый пр-кт, 40, далее - заявитель, заказчик, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление) от 18.06.2013 по делу N К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ТД "Северная столица" (далее - ООО "ТД "Северная столица") и общество с ограниченной ответственностью "Фиолент" (далее -ООО "Фиолент").
Решением от 07.11.2013 суд отказал в удовлетворении требований.
Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 07.11.2013 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, действия заказчика (Администрации) по установлению периода подачи заявок на участие в аукционе соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), поскольку данным нормативно-правовым актом не установлен запрет на размещение извещения о проведении открытого аукциона в предпраздничные дни, либо в выходные и праздничные дни.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления, ссылаясь на их несостоятельность, просил оставить решение суда без изменения.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 29.12.2013 в 17 час. 37 мин. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчиком (Администрацией) www.zakupki.gov.ru размещено извещение (N 0172300010012000073) о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта. Максимальная цена контракта составила 2 726 400 руб. Предмет контракта - выполнение работ по уборке и очистке наземных объектов гидросферы на территории муниципального образования город Ломоносов. Время начала приема заявок - 9 часов 10.12.2012, окончания - 09.01.2013 - 18 час.00 мин.
В Управление от ООО "ТД "Северная Столица" поступила жалоба (вх. N 1224 от 23.01.2013, вх. N 1381 от 24.01.2013) на действия заказчика по ограничению возможности участия в указанном открытом аукционе в электронной форме, по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 02.07.2013 (резолютивная часть решения оглашена 18.06.2013) по делу N К03-45/13 о нарушении антимонопольного законодательства. Означенным решением Комиссии УФАС признала в действиях Администрации Муниципального образования г. Ломоносов нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в размещении информации о проведении открытого аукциона в электронной форме (реестровый номер заказа 0172300010012000073) 29.12.2012 в 17:37 по местному времени на сайте www.zakupki.gov.ru на электронной площадке в сети Интернет по адресу www.sberbank-ast.ru, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 09.01.2013 18:00, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции среди неопределенного круга лиц ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, в том числе ООО "ТД Северная Столица".
Администрация обжаловала решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий Администрации, сославшись на то, что установление сроков подачи заявок на участие в аукционе, приходящихся на дни, когда банки не работают (праздничные дни), привели к невозможности исполнения данными лицами требования части 2 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ. Такие действия ограничивают конкуренцию на право заключения государственного контракта, нарушают права и законные интересы не только ООО "ТД Северная Столица", обратившегося с жалобой в антимонопольный орган, но и потенциальных участников аукциона.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта (726 400 руб.) не превышала трех миллионов рублей, Администрация разместила извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте в порядке пункта 2 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ, т.е. не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Документацией об аукционе предусмотрено внесение обеспечения заявки в размере 136320 руб.
Согласно статье 41.8 Закона N 94-ФЗ обеспечение участия в открытом аукционе в электронной форме должно быть внесено и зачислено на счет участника размещения заказа, открытый для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, до подачи соответствующим лицом заявки на участие в аукционе. В случае отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом N 94-ФЗ, участие в аукционе невозможно (пункт 2 часть 13 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Из материалов дела видно, что Северо-Западным филиалом АКБ "Город" ЗАО установлен режим работы в предпраздничные и праздничные дни, согласно которому операционное обслуживание клиентов юридических лиц осуществляется 29.12.2012 до 16-00 мск; с 30.12.2012 по 08.01.2013 включительно - нерабочие дни.
Таким образом, потенциальный участник торгов - ООО "ТД "Северная Столица", располагающий на расчетном счете суммой, достаточной для обеспечения заявки для участия в аукционе, не имел возможности внести эти средства в срок до 09.01.2013, поскольку заказчик разместил извещение и документацию об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте zakupki.gov.ru 29.12.2012 в 17 час. 37 мин. по местному времени, после чего внес в него изменения в 18 час. 16 мин. по местному времени). При этом в извещении срок окончания подачи заявок определен до 09.01.2013 18 час. 00 мин.
Иные, заинтересованные в участии в торгах лица, не имевшие на счете необходимые средства, были лишены заказчиком возможности принять в нем участие ввиду того, что установленные сроки подачи заявок на участие в аукционе, приходились на нерабочие дни. В случае же подачи такими лицами заявок на участие в аукционе, их заявки были бы возвращены оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ.
Формально, установленный в пункте 2 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ срок размещения извещения об аукционе Администрацией не нарушен. Однако, принимая во внимание цели Закона N 94-ФЗ, организатор аукциона при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к торгам, то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку (гарантированное законом право), и не допускать в связи с этим наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, несмотря на то, что законодателем не определено, что названные дни должны быть рабочими и порядок исчисления такого срока. Вместе с тем, оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) определено, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценив, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заказчик заведомо исключил из числа участников аукционов всех потенциальных поставщиков, у которых отсутствовали на счете оператора электронной площадки необходимые и достаточные денежные средства для оплаты обязательных платежей, обеспечивающих участие в аукционе, а также хозяйствующих субъектов, которые не аккредитованы на электронной площадке, поскольку процедура аккредитации осуществляется в течение пяти рабочих дней (часть 4 статьи 41.3 Закона N 94-ФЗ).
Соблюдение положений и целей законодательства о размещении заказов является обязательным для всех участников регулируемых правоотношений, в связи с чем избранный Администрацией способ извещения об открытом аукционе, противоречащий нормативным положениям части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ, правомерно оценен Управлением и судом первой инстанции как нарушающий положения законодательства Российской Федерации о защите конкуренции и создающий условия для ее ограничения.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2013 по делу N А56-45976/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Ломоносов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45976/2013
Истец: Администрация муниципального образования город Ломоносов
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной Службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ТД "Северная Столица", ООО "Фиолент"