г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А56-45477/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Ильин А.Ю. по доверенности от 27.08.2013;
от заинтересованного лица: Власов А.А. по доверенности от 27.08.2013, Тоток В.А. по доверенности от 13.01.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25901/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2013 по делу N А56-45477/2013 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" (ОГРН: 1127847665120, адрес: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, далее - заявитель, общество, ООО "СЗСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037851017973, адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 14/52, литера А, далее - заинтересованное лицо, Комитет) об отказе в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗСК" на территории Санкт-Петербурга на 2013 - 2016 годы, оформленное извещением от 17.07.2013 г. N 01-141661/13-1-1 об отказе в открытии дела. В порядке устранения допущенных нарушений прав общество просило суд обязать Комитет открыть в отношении ООО "СЗСК" дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества на территории Санкт-Петербурга на 2013 - 2016 годы и рассмотреть по существу заявление общества исх. N 37 от 29.05.2013 г. (вх. N 01-14-1661/13-0-0 от 29.05.2013 г.) об установлении тарифов.
Решением суда от 25.10.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что обжалуемое решение Комитета является законным, противоречит положениям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", подпункту 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктам 1, 2 Регламента установления цен (тарифов)и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФСТ от 28.03.2013 г. N313-э.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета их отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии с правилами статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 15.01.2014 объявлен перерыв до 22.01.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
На основании материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства.
ООО "СЗСК" обратилось в Комитет с заявлением от 28.05.2013 г. N 37 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗСК" на территории Санкт-Петербурга на 2013 - 2016 годы. К заявлению обществом приложены расчетные и обосновывающие материалы. Комитет рассмотрел представленные ООО "СЗСК" документы, и по результатам рабочего совещания 04.06.2013, оформленного протоколом от 04.06.2013 N 191-ГС, предложил обществу представить дополнительные документы, которые представлены заявителем письмом от 13.06.2013 N 41, в том числе письмо ОАО "Ленэнерго" от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/446 по вопросу заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям ООО "СЗСК" и проект договора на услуги по передаче электрической энергии.
Письмом от 17.06.2013 N 01-14-1661/13-0-1 Комитет направил обществу уведомление об отказе в открытии дела, указав на нарушение подпункта 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. Установив, что согласно представленным обществом договорам аренды оборудования от 11.01.2013 N 04/2013, от 11.01.2013 N 05/2013, от 11.01.2013 N 06/2013 и дополнительным соглашениям к договорам, принадлежащее обществу оборудование передано в аренду закрытому акционерному обществу "Региональные электрические сети", и, ссылаясь на положения статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комитет указал в извещении о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности. Кроме того, в означенном уведомлении об отказе в открытии дела Комитет указал, что "по информации, поступившей от ОАО "Ленэнерго", письмо от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/446 по вопросу заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям ООО "СЗСК" считается отозванным, проект договора на услуги по передаче электрической энергии, направленный в Комитет по тарифам, недействителен" (л.д. 12-13). Представленные обществом материалы возвращены на доработку.
Письмом от 01.07.2013 N 44 общество выразило несогласие с принятым Комитетом решением об отказе в открытии дела об установлении тарифов, пояснив, что в перечне обосновывающих материалов к заявлению от 29.05.2013 представлены документы, подтверждающие, что кроме оборудования, переданного аренду, общество владеет на праве собственности иными объектами для осуществления регулируемой деятельности (трансформаторная подстанция, кабельные линии, высоковольтное и низковольтное оборудование, силовые трансформаторы), в отношении которых представлены договоры купли-продажи, свидетельство о регистрации права собственности (л.д. 14-15). В этом же письме общество указало на необоснованность отказа в открытии дела об установлении тарифов и просило в срок до 10.07.2013 принять соответствующее решение.
17.07.2013 г. Комитет принял решение об отказе ООО "СЗСК" в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗНК" на территории Санкт-Петербурга на 2013 - 2016 годы и возвращении материалов на доработку. В обоснование принятого решения Комитет указал, что обществом в нарушение подпункта 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, не представлены договоры на осуществление регулируемой деятельности. При этом Комитетом принята во внимание "информация от ОАО "Ленэнерго" о том, что письмо от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/446 по вопросу заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям ООО "СЗСК" считается отозванным, проект договора на услуги по передаче электрической энергии, направленный в Комитет по тарифам, недействителен" (л.д. 10-11).
Общество обжаловало решение Комитета в судебном порядке. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, признав законность отказа в открытии дела об установлении тарифов. Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, установил следующее.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по утверждению тарифов на тепловую энергию предусмотрены статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2011 г. N 1178 утвердило Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 28.03.2013 N 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (далее - Регламент установления цен).
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определен разделом III Регламента установления цен.
Пунктом 27 Регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений). При этом основания отказа в открытии дела об установлении тарифов раздел III Регламента установления цен не содержит.
Согласно пункту 26 Регламента при рассмотрении дел об установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются положения Главы I настоящего Регламента. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 1 главы I Регламента и пункт 8 Правил регулирования), рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) осуществляется на основании заявления с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункт 2 главы I Регламента).
Пунктом 17 Правил регулирования предусмотрен перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствующий регулирующий орган.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил регулирования).
Согласно пункту 24 Правил регулирования и пункту 3 Регламента в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Как следует из материалов дела, Общество ранее не осуществляло регулируемую деятельность и за установлением тарифов обратилось впервые.
Пунктом 1 главы I Регламента определено, что дело об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не открывается в случае:
1) применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:
- цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);
- цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;
- цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;
- цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций;
2) пересмотра цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Регламента регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цен (тарифов) (рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней) в случае, если заявитель не опубликовал предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24.
Оснований, предусмотренных пунктами 1 и 5 главы I Регламента, для принятия решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов Комитетом, как следует из содержания решения от 17.07.2013 г., не установлено. Иных оснований отказа в открытии дела об установлении тарифов Регламент установления цен не содержит.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что орган исполнительной власти вправе отказать в открытии дела об установлении тарифов при отсутствии каких-либо предусмотренных Регламентом материалов, либо их части, не соответствует положениям Регламента.
Апелляционная инстанция считает, что суд ошибочно принял во внимание доводы Комитета о непредставлении обществом ни одного из предусмотренных подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования документов, ибо эти доводы не нашли отражения в обжалуемом обществом решении Комитета от 17.07.2013 г. об отказе в открытии дела. Эти обстоятельства, ранее отраженные Комитетом в решении от 17.06.2013 N N 01-14-1661/13-0-1, в решении от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1 не указаны в качестве основания отказа в открытии дела.
При этом, по мнению апелляционного суда, не имеет правового значения для принятия решения об открытии дела об установлении тарифов факт установления Комитетом тарифов закрытому акционерному обществу "Региональные электрические сети", оказывающему услуги по передаче электрической энергии с использованием переданного ему обществом в аренду имущества. В любом случае, это обстоятельство также не нашло отражения в обжалуемо обществом решении Комитета.
Апелляционный суд находит обоснованным довод общества о том, что положения подпункта 13 пункта 17 Правил регулирования предполагают представление регулируемой организацией в обязательном порядке либо документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, либо договоры на осуществление регулируемой деятельности. Поскольку ранее общество не осуществляло регулируемой деятельности, оно не заключало соответствующие договоры.
Представитель Комитета в судебном заседании апелляционного суда пояснил, что представленный обществом проект договора с ОАО "Ленэнерго" в отсутствие "информации ОАО "Ленэнерго" о его отзыве" удовлетворяет требованиям подпункта 13 пункта 17 Правил регулирования. При этом источник получения "информации ОАО "Ленэнерго" об отзыве проекта договора и отказе в его заключении" представитель комитета назвать отказался, предъявив для обозрения суда незаверенную копию письма, адресованного ООО "СЗСК".
Вместе с тем, как следует из письма от 17.06.2013 N ЛЭ/05-01/472 "О заключении договора оказания услуг по передаче электроэнергии" ОАО "Ленэнерго" не отказывалось от заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии по сетям ООО "СЗСК".
При таких обстоятельствах следует признать, что единственное указанное в извещении от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1 об отказе в открытии дела основание - "информация об отказе ОАО "Ленэнерго" от заключения договора", несостоятельно, а иных оснований Комитетом не установлено.
В соответствии с положениями части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что такие доказательства Комитетом не представлены.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание оспариваемого обществом решения Комитета от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1 не основано на положениях Закона N 35-ФЗ, Правил регулирования, Регламента установления цен. Это решение, безусловно нарушает права общества, ибо препятствует началу осуществления регулируемой деятельности, являющейся для ООО "СЗСК" основным видом деятельности, целью которой является извлечение прибыли (раздел 2 Устава, л.д. 28).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ООО "СЗСК" о признании незаконным решения Комитета, оформленного извещением от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1 об отказе в открытии дела, подлежит отмене.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Общество в качестве мер по устранению нарушения его прав и законных интересов заявило обязание Комитета открыть в отношении ООО "СЗСК" дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества на территории Санкт-Петербурга по заявлению от 29.05.2013 г. N 37 (вх. N 01-14-1661/13-0-0 от 29.05.2013 г.) об установлении тарифов. По мнению апелляционного суда, заявленный способ соответствует целям устранения нарушения и приведет к восстановлению нарушенных прав.
Государственная пошлина в сумме 1000 рублей, излишне уплаченная платежным поручением от 05.11.2013 N 252 при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату Обществу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2013 по делу N А56-45477/2013 отменить.
Признать незаконным решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оформленное извещением от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1.
В порядке устранения нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга открыть дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗСК" на основании заявления от 28.05.2013 г. N 37 и приложенных к нему материалов.
Взыскать с Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037851017973, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" (адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21; ОГРН 1127847665120) судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Северо-Западная сетевая компания" из федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. излишне уплаченной государственной пошлины согласно платежному поручению от 05.11.2013 N 252.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45477/2013
Истец: ООО "Северо-Западная сетевая компания"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23401/14
30.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2772/14
27.01.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25901/13
25.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45477/13