г. Пермь |
|
03 февраля 2011 г. |
Дело N А60-37633/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е. Ю.,
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя ЗАО "Горэлектросеть" (ОГРН 1026601507602, ИНН 6625004521), Ковина Е.А., паспорт, доверенность от 01.11.2010,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103), Крашенинников С.С., удостоверение, доверенность от 22.09.2010,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя- ЗАО "Горэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2010 года
по делу N А60-37633/10,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по заявлению ЗАО "Горэлектросеть"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Горэлектросеть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган), которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2010 г. (резолютивная часть решения объявлена 19.11.2010 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что антимонопольным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ. Письмо "Горэлектросеть" N 186 от 15.07.2010, на которое ссылается административный орган в обоснование наличия события правонарушения, не является надлежащим доказательством по делу, поскольку получено до возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола от 02.08.2010. Ссылается на то, что вопрос вины общества в совершении правонарушения не исследовался и не устанавливался административным органом. Указывает на то, что в протоколе от 02.08.2010 и в постановлении от 02.09.2010 отсутствует указание на время совершения правонарушения. Считает вывод суда первой инстанции о длительности периода исполнения публично-правовых обязанностей, и, как следствие, о пренебрежительном отношении общества к их исполнению, не соответствующим ст. 1.7 КоАП РФ.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно, распечаток с сайта ЗАО "Горэлектросеть", сообщений о раскрытии информации от 20.10.2010, 17.11.2010.
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и при отсутствии возражений со стороны представителя антимонопольного органа удовлетворено, указанные документы приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда является законным и обоснованным, наличие в действиях общества состава административного правонарушения доказано административным органом, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 02.08.2010 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отношении ЗАО "Горэлектросеть" возбуждено дело N 50 об административном правонарушении по факту нарушения Стандартов раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. N 24, выразившегося в неопубликовании в официальных печатных изданиях и официальном сайте сетевой организации информации (сведений), предусмотренных указанными Стандартами.
02.09.2010 г. заинтересованным лицом в отношении ЗАО "Горэлектросеть" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом вынесено постановление от 16.09.2010 г. по делу N 50 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 250 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, ЗАО "Горэлектросеть" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
Статьей 37 Закона установлено, что субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "Горэлектросеть" как электросетевой организации Региональной энергетической комиссией Свердловской области утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии - постановление РЭК Свердловской области от 21.12.2009 г. N 161-ПК "Об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области". В соответствии с данным постановлением тарифы действуют с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 24 от 21.01.2004 во исполнение Федерального закона N 35-ФЗ утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Стандарты).
В соответствии с пунктами 9, 10 Стандартов раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. N 24, установлено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении субъекта рынка электрической энергии осуществлялась аудиторская проверка), если иное не установлено законодательством Российской Федерации; б) показатели эффективности использования капитала - в случае применения метода расчета экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъекта рынка электрической энергии: уровень доходности инвестированного капитала, установленный федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, с указанием источника опубликования методики определения уровня доходности инвестированного капитала; фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; в) отчет о движении активов, учитываемых при установлении федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня доходности инвестированного капитала, включающий: балансовую стоимость активов на начало года; балансовую стоимость активов на конец года; сведения о выбытии активов в течение года; сведения о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования. Указанная в п. 9 Стандартов информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В силу п. 11 Стандартов организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации (далее - сетевые организации) помимо информации, предусмотренной п. 9 настоящего документа, размещают в открытом доступе на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию: а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; в) сведения о размерах потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, включая: размеры потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них в целом по сетевой организации и по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке, а также процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования; источник опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; г) перечень зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов; д) сведения о техническом состоянии сетей, в том числе: количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению; объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии; е) сведения об общей пропускной способности каждого участка электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием: текущего резерва мощности для присоединения потребителей (в абсолютных показателях) с учетом присоединенных потребителей и отдельно с учетом заключенных договоров на технологическое присоединение; планируемого резерва мощности на конец года с учетом присоединенных потребителей, заключенных договоров на технологическое присоединение, поданных заявок на технологическое присоединение и реализации планов капитальных вложений (инвестиционных программ); ж) отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств); з) планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием даты расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств); и) годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, согласованные с системным оператором (его территориальными управлениями), а также сведения о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами; к) сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием: количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно; информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение.
Согласно пункту 12 Стандартов определено, что информация, указанная в подпунктах "а" и "г" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпунктах "б", "в", "д", "ж" и "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет и в официальном печатном издании ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпунктах "е" и "к" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц. Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта, и обновлению в течение 10 дней с даты утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы. Информация, размещенная на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, должна храниться в открытом доступе не менее 3 лет.
Таким образом, приведенными Стандартами определен как объем подлежащей раскрытию информации, так и способы и сроки ее опубликования.
Исходя из п. 10, 12 Стандартов указанная в п. 9 информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня, способы, периодичность и сроки опубликования информации, указанной в п. 11 Стандартов, дифференцированы в зависимости от ее характера и содержания. Однако большая часть предусмотренной п. 11 информации должна быть опубликована как на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, так и в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 марта.
Административным органом установлено, что ЗАО "Горэлектросеть" не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 9 и 11 Стандартов, подлежащая ежегодному опубликованию в сроки до 1 марта 2010 г., 1 июня 2010 г. При этом информация не опубликована ни в официальном печатном издании, ни на сайте сетевой организации.
Из материалов административного дела следует, что действия по созданию официального сайта в сети Интернет предприняты обществом после истечения указанных сроков, что подтверждается копией договора N 27/10 от 16.07.2010 г., заключенного обществом с ООО "Web-формат" (л.д. 17-22).
Нарушение обществом раскрытия информации, установленной Стандартами раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. N 24, свидетельствуют о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.9.15 КоАП РФ.
Факт совершения обществом правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями представителя общества Киреева А.А., копией договора N 27/10 от 16.07.2010 г., письмом от 15.07.2010, объяснениями ЗАО "Горэлектросеть" от 30.08.2010.
Ссылка апеллятора на то, что письмо "Горэлектросеть" N 186 от 15.07.2010, не может быть признано надлежащим доказательством по делу, подтверждающим наличие события административного правонарушения, поскольку получено до возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола от 02.08.2010, является несостоятельной.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом изложенного письмо ЗАО "Горэлектросеть" N 186 от 15.07.2010 является доказательством по делу об административном правонарушении, при этом общество в нарушение ст. 65 АПК РФ не представило каких-либо иных доказательств, опровергающих сведения, содержащееся в письме.
То обстоятельство, что антимонопольным органом письмо получено до возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, не свидетельствует о том, что вывод о событии административного правонарушения сделан антимонопольным органом только на основании письма 15.07.2010.
Как усматривается из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении наряду с непосредственным обнаружением явилась жалоба ООО "МетСтройТех", поступившая в Федеральную антимонопольную службу РФ на действия ЗАО "Горэлектросеть", из которой следует, что у последнего отсутствует официальный сайт сетевой организации. Данное обращение центральный аппарат ФАС России направил для рассмотрения по существу в УФАС по Свердловской области (л.д. 89-91).
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы о недоказанности события правонарушения подлежат отклонению.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения обществом указанной обязанности, не установлено.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доказанной вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы апеллятора о том, что вопрос вины общества в совершении правонарушения не исследовался и не устанавливался административным органом, подлежат отклонению, как неподтвержденные материалами дела. Вопрос вины в постановлении исследован.
Следует отметить, что Стандарты раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии действуют с 2004 г., однако действия, направленные на их соблюдение, заявитель начал совершать лишь в 2010 г. после истечения установленных сроков ежегодного опубликования информации.
Представленные в суд апелляционной инстанции документы не свидетельствуют об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, поскольку распечатки с сайта заявителя не содержат даты, а из сообщений о раскрытии информации от 20.10.2010, 17.11.2010 следует, что обществом принимались меры после истечения сроков, необходимых для раскрытия информации.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, без существенных процессуальных нарушений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и правильно отметил, что состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет оценить допущенное правонарушение как малозначительное. Кроме того, пренебрежительное отношение заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей проявилось в длительности периода их неисполнения.
Ссылка апеллятора на то, что в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении отсутствует указание на время совершения правонарушения, подлежит отклонению, как несоответствующая материалам дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут в соответствии со ст. 270 АПК РФ повлечь отмену судебного акта, суд первой инстанции не допустил.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2010 года по делу N А60-37633/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Горэлектросеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю.Ясикова |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37633/2010
Истец: ЗАО "Горэлектросеть"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области