г. Пермь |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А60-35665/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя (Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья") (ОГРН 1026605239495, ИНН 661093291): не явились;
от заинтересованного лица (Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области) (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2013 года по делу N А60-35665/2013, принятое судьей Окуловой В.В., при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья"
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья" (далее - ЕМУП "СУЭРЖ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Инспекция, административный орган) от 28.08.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 18.11.2013 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприятие обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В обоснование жалобы е подателем приведены доводы о том, что на дату проведения проверки общество не являлось лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, д. 18 и субъектом административной ответственности, поскольку на основании протокола общего собрания собственников с 29.04.2013 управляющей организацией вышеуказанного дома является ООО УК "Зеленый город". ЕМУП "СУЭРЖ", осуществлявшему управление вышеуказанным домом менее года, неправомерно вменено нарушение п.7 ст.12 Федерального закона N 261-ФЗ.
Административным органом представлен отзыв с возражениями на доводы жалобы, оснований для отмены судебного акта сторона по делу не усматривает.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с целью проверки изложенных в жалобе Калинина Н.Н. фактов нарушений, на основании приказа от 08.07.2013 Инспекцией 11.07.2013 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЕМУП "СУЭРЖ" и установлено, что в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, д.18, в отношении которого общество до 01.07.2013 исполняло функции управляющей организации, отсутствуют общедомовые приборы учета горячего водоснабжения и тепловой энергии.
По данному факту Инспекцией в отношении общества 15.07.2013 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 47), по результатам рассмотрения которого 28.08.2013 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 43).
Полагая, что привлечение к административной ответственности является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Отказ в удовлетворении требований арбитражный суд мотивировал выводами о доказанности в действиях общества состава правонарушения, нарушений порядка административного производства судом не установлено.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
На основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
В силу подп. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ ответственным за содержание многоквартирного дома является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ и п. 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо управляющей организацией.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 2 и подп. "и", "к" п. 11 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе включая проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа и иных, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Согласно п. 5 приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) к Перечню мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, с возможностью дистанционного снятия показаний.
Административным органом установлено, что жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, 18 принят в муниципальную собственность на основании постановления администрации г. Екатеринбурга N 4095 от 18.09.2012; пунктом 3 данного постановления ЕМУП "СУЭРЖ" определено ответственным за организацию содержания указанного дома до момента проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Согласно Уставу ЕМУП "СУЭРЖ" осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда. Основными видами деятельности предприятия являются эксплуатация жилого, в том числе маневренного, и не жилого фонда, общежитий; эксплуатация внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, вентиляционных систем; текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений, в том числе жилых домов, маневренного жилого и нежилого фондов, общежитий; создание и совершенствование системы жилищного хозяйства и реабилитации старого жилого фонда и др. (ч. 2.2 Устава).
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие факт начисления ЕМУП "СУЭРЖ" платежей за капитальный ремонт и содержание жилья в отношении дома по ул. Старых Большевиков, 18 в г. Екатеринбурге за период с 01.10.2012 по 01.07.2013 (л.д. 92).
Таким образом, в указанный период общество осуществляло управление жилым домом, поэтому в силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 491 было обязано обеспечить в доме установку общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и тепловой энергии.
Избрание собственниками помещений в жилом доме в качестве управляющей организации ООО "Зеленый город" 29.04.2013 не означает, что заявитель по настоящему делу не может быть признан субъектом административного правонарушения. ЕМУП "СУЭРЖ" привлечено к административной ответственности за неисполнение обязанности в период, когда оно осуществляло функции управляющей организации.
Отсутствие в жилом доме по указанному адресу общедомовых приборов учета центрального отопления и горячего водоснабжения установлено в ходе проверки, подтверждено материалами административного дела, обществом документально не опровергнуто, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о виновном совершении правонарушения исследован Инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Доказательств принятия необходимых и своевременных мер для обеспечения установки в доме общедомовых приборов учета центрального отопления и горячего водоснабжения в период управления домом, равно как доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие у общества возможности для соблюдения требований нормативных актов при содержании жилого дома, заявителем суду не представлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения; наказание за правонарушение назначено в минимальном санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2013 года по делу N А60-35665/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35665/2013
Истец: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированное управление эксплуатации и реабилитации жилья"
Ответчик: Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области