г. Красноярск |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А33-15112/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Управления Судебного департамента в Красноярском крае): Григорьевой С.А., представителя по доверенности от 11.06.2013 N 1-08/2162;
от ответчика (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации): Шалавина И.Г., представителя по доверенности от 01.01.2014 N 14; Москвитиной С.А., представителя по доверенности от 01.01.2014 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения- Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" ноября 2013 года по делу N А33-15112/2013, принятое судьей Данекиной Л.А.,
установил:
Управление Судебного департамента в Красноярском крае (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, ответчик) о признании недействительными решений от 15.08.2013 N 50оос (212-ФЗ) и N 50н/с в части доначисления страховых взносов в сумме 600 рублей 84 копейки, уплаты штрафа на эту сумму в размере 120 рублей 16 копеек и пени в сумме 70 рублей 42 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2013 года требования Управления Судебного департамента в Красноярском крае удовлетворены, признаны недействительными решения Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 7 (Центрального) от 15.08.2013 N50оос (212-ФЗ) и N50н/с в части доначисления страховых взносов в сумме 600 рублей 84 копейки, уплаты штрафа на эту сумму в размере 120 рублей 16 копеек и пени - 70 рублей 42 копейки. Суд обязал государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, считает, что выплата, произведенная работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не входит в перечень выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами. Фонд также ссылается на то, что выплата, производимая работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и выплата, произведенная работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, являются однотипными выплатами, обладающими одними и теми же признаками, в связи с чем, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 13.09.2011 N 4922/11, подлежат обложению страховыми взносами.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Филиалом N 7 (Центральным) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -фонд) в период с 27.05.2013 по 05.07.2013 проведены документальные выездные проверки Управления Судебного департамента в Красноярском крае по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за тот же период.
В ходе проведенных проверок фонд, кроме прочего, установил, что управлением в 2011, 2012 годах неправомерно не были включены в базу, облагаемую страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, суммы сохраняемого среднего заработка при оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, выплаченные работникам, а именно:
- Алексеевой Е.А. - в размере 5384 рубля 08 копеек в ноябре 2011 года, в размере 5330 рублей 64 копейки в августе 2012 года;
- Ивановой И.П. - в размере 2032 рубля 52 копейки в декабре 2011 года, в размере 2843 рубля 32 копейки в августе 2012 года, в размере 3791 рубль 09 копеек в сентябре 2012 года.
Выявленные при проверке обстоятельства зафиксированы фондом в актах проверок от 15.07.2013 N 70осс (212-ФЗ), N 70н/с, врученных согласно отметкам на них временно исполняющему обязанности руководителя управления Виноградову Ю.С.
Рассмотрение материалов проверки 13.08.2013 состоялось в отсутствие представителей страхователя, о чем составлен протокол N 70.
По результатам рассмотрения материалов проверок фондом приняты решения от 15.08.2013:
- N 50осс (212-ФЗ) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым управлению доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4930 рублей 48 копеек, начислены пени за их несвоевременную уплату в сумме 542 рубля 77 копеек, управление привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 843 рубля 72 копейки, Управлению предложено уплатить указанные суммы и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета;
- N 50н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым управлению доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 340 рублей 05 копеек, начислены пени за их несвоевременную уплату в сумме 1817 рублей 14 копеек, управление привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 58 рублей 19 копеек, управлению предложено уплатить указанные суммы и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Полагая, что решение от 15.08.2013 N 50осс (212-ФЗ) в части доначисления 562 рубля 07 копеек страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисления 65 рублей 88 копеек пени и 112 рублей 41 копейка штрафа, решение от 15.08.2013 N 50н/с в части доначисления 38 рублей 77 копеек страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисления 4 рубля 54 копейки пени и 7 рублей 75 копеек штрафа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы плательщика страховых взносов, управление в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существенных нарушений процедуры привлечения Управления к ответственности и принятия оспариваемых решений судом не установлено, так как Фондом соблюдены положения статей 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в части вручения заявителю актов проверок, обеспечения управлению возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения.
При этом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решения фонда от 15.08.2013 N 50оос (212-ФЗ) и N 50н/с в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Как следует из оспариваемых решений, основанием для доначисления заявителю страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний послужил вывод фонда о том, что управлением неправомерно не были включены в облагаемую страховыми взносами базу суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлено, что страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Обязанности плательщика страховых взносов (страхователя) по начислению и перечислению страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены частью 1 статьи 14, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ соответственно.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано, что обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В силу пункта 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона. При этом подпункт 1 пункта 1 статьи 20.2 указанного закона содержит положение, аналогичное норме пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, изложенной выше.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Доводы фонда о том, что выплата, произведенная работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не входит в перечень выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами, основаны на неверном понимании сущности указанной оплаты дополнительных дней отдыха, в силу чего отклоняются судом апелляционной инстанции.
Ссылка фонда на то, что выплата, производимая работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и выплата, произведенная работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, являются однотипными выплатами, обладающими одними и теми же признаками, в связи с чем в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.09.2011 N 4922/11, подлежат обложению страховыми взносами, не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку основания для применения указанной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к спорным выплатам за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суммы выплат за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем решения фонда от 15.08.2013 N 50осс (212-ФЗ), N 50н/с в части доначисления 600 рублей 84 копейки страховых взносов, начисления пени в сумме 70 рублей 42 копейки и штрафа в сумме 120 рублей 16 копеек, правильно признаны недействительными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" ноября 2013 года по делу N А33-15112/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15112/2013
Истец: Управление Судебного департамента в Красноярском крае
Ответчик: ГУ КРО ФСС России
Третье лицо: ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 7 (Центральный)