г. Москва |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А41-16285/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованных лиц:
от Администрации Раменского муниципального района Московской области - Сивова Е.В., по доверенности от 27.12.2013 N 1942исх13,
от Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области - Сивова Е.В., по доверенности от 16.01.2014,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2013 года по делу N А41-16285/12, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" (ИНН: 5040015130, ОГРН: 1025005119171) к администрации Раменского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области, третье лицо: ЗАО "Племзавод Раменское", о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное объединение "Раменское"" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит:
- признать незаконным отказ администрации Раменского муниципального района Московской области, оформленный письмом Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района от 12.01.2012 N 17, в предоставлении ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 9000 кв.м., местоположением земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, дер. Белозериха, кадастровый номер земельного участка 50:23:0030304:83;
- обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области по истечение месячного срока со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 9000 кв.м., местоположением земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, дер. Белозериха, кадастровый номер земельного участка 50:23:0030304:83;
-обязать Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района в месячный срок с даты принятия решения в предоставлении ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" в собственность земельного участка площадью 9000 кв.м., кадастровый номер земельного участка 50:23:0030304:83, направить в адрес ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 9000 кв.м., местоположением земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, дер. Белозериха, кадастровый номер земельного участка 50:23:0030304:83 с предложением о заключении этого договора;
-обязать Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района указать в договоре купли-продажи ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" земельного участка площадью 9000 кв.м., местоположением земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, дер. Белозериха, кадастровый номер земельного участка 50:23:0030304:83, выкупную цену земельного участка в размере 339028 (триста тридцать девять тысяч двадцать восемь) рублей.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ЗАО "Племзавод Раменское".
Решением от 04 октября 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель Администрации указал, что выкупная цена спорного земельного участка должна быть рассчитана в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку на земельном участке расположен принадлежащий обществу объект незавершенного строительства, в связи с чем у заявителя не имеется прав на выкуп земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ, а также применения к нему выкупной цены в 2,5 % кадастровой стоимости.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское", ЗАО "Племзавод Раменское", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, постановлением Главы администрации Раменского района Московской области от 22.05.1992 N 478 из земель Заболотьевского сельского Совета изъят земельный участок площадью 0,9 га (свободный приусадебный фонд) и передан РСО "Раменское" (правопредшественник заявителя) под индивидуальное жилищное строительство, на основании которого выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования от 17.06.1992 N МО-23-14N 8.
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости 17.06.1992 внесены сведения о земельном участке площадью 9000, 00+_66, 0 кв.м., с местоположением: Московская область, Раменский р-н, сельское поселение Заболотьевское, д. Белозериха, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной застройки, с присвоением кадастрового номера 50:23:0030304:83.
На указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства - дом, назначение: здание, площадь застройки 79,7 кв.м., степень готовности 40%, инв. N 240:071-43605, лит. 1Б, что также подтверждается кадастровыми паспортами на земельный участок и кадастровым паспортом объекта (л.д. 40, 43).
Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано в ЕГРП 04.08.2011 за номером 50-50-23/109/2011-361 (л.д. 54).
15.12.2011 в соответствии со статьями 28,29, 36 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", (далее - Федеральный закон N137-ФЗ) статьей 445 ГК РФ, приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N475 заявитель обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровом номером 50:23:0030304:83 в собственность в установленном порядке (л.д.55).
12.01.2012 Администрация района в лице КУИ района в сообщении N 17 отказала в предоставлении в собственность указанного земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 36 ЗК РФ, т.к. наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства не может служить безусловным основанием для принятия решения о выкупе земельного участка для индивидуальной застройки (л.д. 57).
Заявитель, считая незаконным отказ КУИ района в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030304:83, обратился в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа администрации Раменского муниципального района Московской области, оформленного письмом Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района от 12.01.2012 N 17, в предоставлении ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ на юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, возложена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Статьей 36 ЗК РФ определен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которые расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0 отмечается, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-0 обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Судом установлено, что заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030304:83, площадью 9000+/- 66 кв.м, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: недостроенный дом. Почтовый адрес ориентира: Московская область, р-н Раменский, сельское поселение Заболотьевское, д. Белозериха; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуальной застройки; правообладатель: Ремонтно-строительное объединение "Раменское"; вид права: бессрочное пользование; правоподтверждающий документ: свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 17.06.1992 серия МО -23 -14 N 8, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 03.09.2013 N МО-13/3В-630923, а также свидетельством о праве от 17.06.1992 и постановлением Главы Администрации Раменского района Московской области от 22.05.1992 N 478.
В представленной выписке из ЕГРП от 12.05.2012 относительно испрашиваемого земельного участка указывается об отсутствии зарегистрированных прав на объект. Данные сведения подтверждают отсутствие регистрации права на испрашиваемый земельный участок в порядке положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что согласно пункту 1 статьи 6 данного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно материалам дела у заявителя имеется право собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, что подтверждается данными из ГКН, кадастровым паспортом объекта от 19.02.2010 и свидетельством о государственной регистрации права.
Администрация района, рассмотрев в установленные законодателем сроки заявление общества о предоставлении земельного участка с кадастровом номером 50:23:0030304:83 в собственность, отказала в его удовлетворении в связи с наличием на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что земельный участок предоставлялся изначально правопредшественнику заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования, а объект незавершенного строительства был возведен самим обществом.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 23.12.2008 N 8985/08, от 01.03.2011 N 14880/10 указал, что применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относятся приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса предусматривает, что юридические лица, за исключением, названных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Таким образом, основанием для предоставления ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" земельного участка на праве собственности является обязанность лица переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, и наличие на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства не может являться основанием для отказа в переоформлении указанного права.
Вышеизложенное подтверждается также позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 21.05.2013 N 16448/12.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о незаконности отказа Администрации Раменского муниципального района Московской области, оформленного письмом Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района от 12.01.2012 N 17.
При этом согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 1 января 2012 года в соответствии с данным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по цене устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Подпункт 1.2 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в редакции от 17.02.2012) устанавливает, что продажа земельных участков юридическим лицам при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (ранее действовавшая редакция пункта 3 устанавливала тот же размер выкупа).
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030304:83 от 03.09.2013 N МО-13/3В-630923 кадастровая стоимость составляет 13 561 110 рублей, что в размере 2,5 % составляет - 339 028 рублей.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обязании Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области указать в договоре купли-продажи ООО "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" спорного земельного участка выкупную цену в размере 339 028 рублей.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации Раменского муниципального района Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2013 по делу N А41-16285/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16285/2012
Истец: ООО "РСО Раменское"
Ответчик: Администрация Раменского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Раменского района Московской области
Третье лицо: ЗАО "Племзавод Раменское", ЗАО "Племзавод Раменское", Администрация Раменского муниципального района Московской области, КУИ Раменского муниципального района