г. Самара |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А55-16850/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Михеева Е.Н., доверенность N 28-07/132 от 31.12.2013 г.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В., доверенность N 12-8868 от 30.12.2013 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2013 года по делу N А55-16850/2013, судья Бойко С.А.,
по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 1 об устранении нарушения земельного законодательства от 11 июня 2013 года (л.д. 2-7).
Решением суда первой инстанции от 30 октября 2013 года заявление удовлетворено.
Арбитражный суд признал недействительным предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 1 об устранении нарушения земельного законодательства от 11 июня 2013 года, и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (л.д. 147-148).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно.
Признавая указанное предписание недействительным, арбитражный суд первой инстанции указал на то, что нахождение в полосе отвода автомобильных дорог объектов, не отнесенных законом к объектам дорожного хозяйства, не означает их принадлежность Министерству. При этом суд сделал вывод о том, что нарушением статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации являются именно действия владельцев этих объектов по размещению.
Полагает, что данный вывод является необоснованным, поскольку обязанность по использованию земельного участка по назначению возложена законом именно на землепользователя, которым в данном случае является Министерство, которое и является субъектом указанного правонарушения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 30.12.2013 года N 28/6436.
Указывает, что Управлением Росреестра по Самарской области в вину министерства ставится нарушение земельного законодательства в части нецелевого использования земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами общего пользования, а именно нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Отмечает, что границы имеют сложный контур, и подтвердить фактическое расположение указанных объектов в их границах возможно только после проведения комплекса работ по выносу на местность границ земельного участка, а не визуально, без проведения соответствующих замеров.
Указанные действия не были проведены Управлением Росреестра по Самарской области, и в Акте проверки от 11.06.2013 года N ЕС/118 отсутствуют подтверждающие доказательства в отношении ненадлежащего использования вышеуказанного земельного участка именно министерством.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
11 июня 2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на основании распоряжения от 29.04.2013 года N 3392-Р/2013 была проведена плановая выездная проверка в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, в ходе которой были выявлены нарушения земельного законодательства, выраженные в использовании земельного участка (его части) не в соответствии с назначением, определенным видом разрешенного использования, в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт N ЕС/118 от 11.06.2013 года (л.д. 30-37) и выдано предписание от 11.06.2013 года N 1 (л.д. 18-19) об устранении выявленного нарушения земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресам:
г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова (в границах от Заводского шоссе до берега реки Самара), с кадастровым номером 63:01:0000000:2382, занимаемого объектом дорожного хозяйства - проспект Кирова, площадью 194 382 кв.м.;
г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе (от моста через р. Сок до Волжского шоссе), с кадастровым номером 63:01:0000000:2313, занимаемого автомобильной дорогой общего пользования Самарской области.
Заявитель, посчитав предписание от 11.06.2013 года незаконным и нарушающем его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением
30 октября 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 318 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Регламент).
В силу подпункта 3 пункта 1.5. Регламента государственные инспекторы при проведении проверок имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В выданном заявителю предписании от 11.06.2013 года N 1 (л.д. 18-19) об устранении выявленного нарушения земельного законодательства на земельных участках, ответчик указал на наличие нарушений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой закона собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу закона ответчик обязан доказать, что заявитель использует земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0000000:2382 и 63:01:0000000:2313 не по целевому назначению.
Между тем ни Акт проверки от 11.06.2013 года, ни другие документы (фотоматериалы), имеющиеся в материалах данного дела, не содержат указания на совершение министерством каких-либо противоправных действий при использовании земельных участков.
Факт выявления в полосе отвода автомобильных дорог объектов, не отнесенных Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного хозяйства, не означает их принадлежность министерству.
Суд обоснованно посчитал о невозможности сделать вывод о расположении указанных в Акте объектов в границах вышеназванных земельных участков, поскольку фактическое расположение указанных объектов определялось в ходе проверки визуально, без проведения соответствующих замеров.
Указанные действия не были проведены Управлением Росреестра по Самарской области, и в Акте проверки от 11.06.2013 года N ЕС/118 отсутствуют подтверждающие доказательства в отношении ненадлежащего использования вышеуказанного земельного участка заявителем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2013 года по делу N А55-16850/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16850/2013
Истец: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области