г. Киров |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А31-7018/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - прокурора Костромской области - Хрящевой Е.Ю., удостоверение;
представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, - Стрельниковой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 20.11.2013,
представителя третьего лица - Администрации Костромской области - Сильнихина А.Ю., действующего на основании доверенности от 26.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общественной организации Федерация организаций профсоюзов Костромской области, общественной организации Федерация независимых профсоюзов России
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2013 по делу N А31-7018/2012, принятое судом в составе судьи Хубеева А.Ф.,
по иску прокурора Костромской области
к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, общественной организации "Федерация организаций профсоюзов Костромской области"; общественной организации "Федерация независимых профсоюзов России"; обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба"; Гулиеву Дилма Вели оглы
о признании недействительными распоряжений администрации; о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков и применении последствий их недействительности,
и иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, - Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области,
к общественной организации "Федерация организаций профсоюзов Костромской области"; общественной организации "Федерация независимых профсоюзов России"; Гулиеву Дилма Вели оглы
о признании права собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения
с участием третьих лиц: администрация Костромской области; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области; Федерация независимых профсоюзов России; Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области; Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области; ЛПУ "Санаторий им. Ивана Сусанина"; муниципальное образование "Боровиковское сельское поселение" в лице администрации; Министерство природных ресурсов и экологии РФ
установил:
прокурор Костромской области (далее - истец, прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Администрация), общественной организации Федерация Независимых Профсоюзов России (далее - ответчик, ФНПР), общественной организации "Федерация организаций профсоюзов Костромской области" (далее - ответчик, ОО "ФОПКО"), обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба" (далее - ответчик, ООО "Усадьба"), Гулиеву Дильма Вели оглы (с учетом уточнения иска):
о признании недействительным распоряжения главы Красносельского муниципального района от 03.09.2007 N 535 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в долевую собственность Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации организаций профсоюзов Костромской области в лечебно-профилактическом учреждении "Санаторий имени Ивана Сусанина" Боровиковского сельского поселения";
о признании недействительным распоряжения главы Красносельского муниципального района Костромской области от 04.02.2009 N 36 "О внесении изменений в распоряжение главы муниципального района от 03.09.2007 года N 535 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в долевую собственность Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации организаций профсоюзов Костромской области в лечебно-профилактическом учреждении "Санаторий имени Ивана Сусанина" Боровиковского сельского поселения";
признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:151, площадью 19765,31 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области;
признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области;
признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области;
признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:151 площадью 19765,31 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
о применении последствий недействительности указанных ничтожных сделок в виде:
признать недействительными (ничтожными) подпункты 13-19 п.1, п.п. 3,4, 5 договора пожертвования от 27.12.2011 заключенного между Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:164, площадью 14326 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение: примерно в 140 м по направлению на северо-восток от ориентира административный корпус в п/о Санаторий им. И. Сусанина;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:165, площадью 5439 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение: примерно в 220 м по направлению на северо-восток от ориентира административный корпус в п/о Санаторий им. И. Сусанина;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:166, площадью 73229 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение установлено относительно ориентира административный корпус в п/о Санаторий им. И. Сусанина, расположенного в границах участка;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:167, площадью 2454 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение: примерно в 200 м по направлению на север от ориентира административный корпус в п/о Санаторий им. И. Сусанина;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:168, площадью 111093 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение: примерно в 40 м по направлению на запад от ориентира административный корпус в п/о Санаторий им. И. Сусанина;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:169, площадью 15875 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение: примерно в 430 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ-029 п/о Санаторий им. И. Сусанина;
- обязать Федерацию Независимых Профсоюзов России возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:171, площадью 22413 кв.м., категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, местоположение: примерно в 400 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ-029 п/о Санаторий им. И. Сусанина;
- признать недействительным ничтожным договор купли-продажи от 14.02.2011 года 17/20 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, общей площадью 5750 кв. м., адрес объекта: Костромская область, Красносельский район, Боровиковское сельское поселение примерно в 410 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ-29 п/о санаторий им. И. Сусанина, заключенный между ОО "ФОПКО" и ООО "Усадьба";
- признать недействительным ничтожным договор купли-продажи от 27.10.2011 года 3/20 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целее, общей площадью 5750 кв. м., адрес объекта: Костромская область, Красносельский район, Боровиковское сельское поселение примерно в 410 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ -29 п/о санаторий им. И. Сусанина, заключенный между ОО "ФНПР" и ООО "Усадьба";
- признать недействительным ничтожным договор купли-продажи от 12.03.2012 на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целей, общей площадью 5750 кв. м., адрес объекта: Костромская область, Красносельский район, Боровиковское сельское поселение примерно в 410 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ -29 п/о санаторий им. И. Сусанина, заключенный между ООО "Усадьба" ИП Гулиевым Д.В.
- обязать ИП Гулиева Д.В. возвратить земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, категория земель земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечебно-оздоровительных целее, общей площадью 5750 кв. м., адрес объекта: Костромская область, Красносельский район, Боровиковское сельское поселение примерно в 410 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ -29 п/о санаторий им. И. Сусанина.
- взыскать с администрации Красносельского муниципального района в пользу Федерации Независимых Профсоюзов России денежные средства в размере 158 241 рубль.
- взыскать с администрации Красносельского муниципального района в пользу Федерации организаций профсоюзов Костромской области денежные средства в размере 887727 рублей 68 копеек.
- взыскать с Федерации организаций профсоюзов Костромской области в пользу ООО "Усадьба" денежные средства в размере 488 750 рублей.
- взыскать с Федерации независимых профсоюзов России в пользу ООО "Усадьба" денежные средства, уплаченные ООО "Усадьба" по договору купли-продажи от 27.10.2011 года в размере 86 250 рублей.
- взыскать с ООО "Усадьба" в пользу ИП Гулиева Д.В. денежные средства, уплаченные ИП Гулиевым Д.В. по договору купли-продажи от 12.03.2012 года в размере 1 500 000 рублей.
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) заявил самостоятельные требования относительно предмета спора, просит (с учетом уточнений):
признать право собственности Костромской области на следующие земельные участки: с кадастровым номером 44:08:012402:164 площадью 14326 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:165 площадью 5439 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:166 площадью 73229 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:167 площадью 2454 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:168 площадью 111093 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:169 площадью 15875 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:171 площадью 22413 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:170 площадью 5750 кв.м;
изъять у ФНПР следующие земельные участки: с кадастровым номером 44:08:012402:164 площадью 14326 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:165 площадью 5439 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:166 площадью 73229 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:167 площадью 2454 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:168 площадью 111093 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:169 площадью 15875 кв.м, с кадастровым номером 44:08:012402:171 площадью 22413 кв.м;
погасить записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав N 44-44-01/101/2011-958, 44-44-01/101/2011-959, 44-44-01/101/2011-960, 44-44-01/101/2011-961, 44-44-01/101/2011-962, 44-44-01/101/2011-963, 44-44-01/101/2011-964;
изъять у Гулиева Дилман Вели Оглы земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170 площадью 5750 кв.м;
погасить записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав N 44-44-01/005/2012-877.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Костромской области; Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области; ЛПУ "Санаторий им. Ивана Сусанина" (далее - Санаторий им. И. Сусанина; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области; муниципальное образование Боровиковское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области в лице администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.09.2013 заявленные требования прокурора Костромской области; департамента имущественных и земельных отношений Костромской области удовлетворены частично, суд решил:
1. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:151 площадью 19765,31 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области.
2. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области.
3. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области.
4. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:151 площадью 19765,31 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России.
5. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России.
6. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России.
7. Признать недействительными (ничтожными) подпункты 13-19 п.1, п.п. 3,4,5 договора пожертвования от 27.12.2011 заключенного между Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
8. Признать недействительным ничтожным договор купли-продажи от 14.02.2011 года 17/20 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, заключенный между ОО "ФОПКО" и ООО "Усадьба";
9. Признать недействительным ничтожным договор купли-продажи от 27.10.2011 года 3/20 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, заключенный между ОО "ФНПР" и ООО "Усадьба";
10. Признать недействительным ничтожным договор купли-продажи от 12.03.2012 на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170, заключенный между ООО "Усадьба" ИП Гулиевым Д.В.;
- взыскать с администрации Красносельского муниципального района в пользу Федерации Независимых Профсоюзов России 158 241 руб.;
- взыскать с администрации Красносельского муниципального района в пользу Федерации организаций профсоюзов Костромской области 887727 руб. 68 коп.;
- взыскать с Федерации организаций профсоюзов Костромской области в пользу ООО "Усадьба" 488750 руб.;
- взыскать с Федерации независимых профсоюзов России в пользу ООО "Усадьба" 86250 руб.;
- взыскать с ООО "Усадьба" в пользу ИП Гулиева Д.В. 1500000 руб.
11. Признать право собственности Костромской области на следующие земельные участки: с кадастровым номером 44:08:012402:164 площадью 14326 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:165 площадью 5439 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:166 площадью 73229 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:167 площадью 2454 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:168 площадью 111093 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:169 площадью 15875 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:171 площадью 22413 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:170 площадью 5750 кв.м.
12. Изъять у Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России в пользу ЛПУ "Санаторий им. Ивана Сусанина" следующие земельные участки: с кадастровым номером 44:08:012402:164 площадью 14326 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:165 площадью 5439 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:166 площадью 73229 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:167 площадью 2454 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:168 площадью 111093 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:169 площадью 15875 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:171 площадью 22413 кв.м.
13. Погасить записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав N 44-44-01/101/2011-958, N 44-44-01/101/2011-959, N 44-44-01/101/2011-960, N 44-44-01/101/2011-961, N 44-44-01/101/2011-962, N 44-44-01/101/2011-963, N 44-44-01/101/2011-964.
14. Изъять у Гулиева Дилман Вели Оглы в пользу ЛПУ "Санаторий им. Ивана Сусанина" земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170 площадью 5750 кв.м.
В удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Главы Красносельского муниципального района Костромской области от 03.09.2007 N 535 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в долевую собственность Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации организаций профсоюзов Костромской области в лечебно-профилактическом учреждении "Санаторий имени Ивана Сусанина" Боровиковского сельского поселения и о признании недействительным распоряжение Главы Красносельского муниципального района Костромской области от 04.02.2009 N36 "О внесении изменений в распоряжение главы муниципального района от 03.09.2007 года N 535 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в долевую собственность Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации организаций профсоюзов Костромской области в лечебно-профилактическом учреждении "Санаторий имени Ивана Сусанина" Боровиковского сельского отказано.
Федерация организаций профсоюзов Костромской области, Федерация независимых профсоюзов России с принятым решением суда не согласились, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Федерация организаций профсоюзов Костромской области в ходе рассмотрения её апелляционной жалобы представила отказ от апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае прекращения производства по апелляционной жалобе повторное обращение того же лица по тем же основаниям в арбитражный суд с апелляционной жалобой не допускается.
Учитывая, что заявленный ответчиком отказ от апелляционной жалобы закону не противоречит и права других лиц не нарушает, арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ и прекратить производство по жалобе.
В связи с принятием отказа производство по апелляционной жалобе следует прекратить. Уплаченная заявителем госпошлина на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Федерация независимых профсоюзов России в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2013 по делу N А31-7018/2012 отменить в части удовлетворения исковых требований и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению ФНПР, суд первой инстанции неправомерно не применил исковую давность, о применении которой просили ответчики. Считает, что статья 10 ГК РФ не подлежала применению в рассматриваемом споре. Также заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что территория санатория имени Ивана Сусанина была признана лечебно-оздоровительной местностью в установленном порядке.
Подробно доводы заявителя изложены в тексте апелляционной жалобы.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу считает правомерным вывод суда об отнесении территории Санатория имени И. Сусанина к особо охраняемым природным территориям; согласна с решением суда о признании оспариваемых договоров недействительными. Возражает против доводов о пропуске истцом срока исковой давности, считает правомерным применение статьи 10 ГК РФ.
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу по делу считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, согласен с выводами суда об отнесении территории санатория имени Ивана Сусанина к лечебно-оздоровительной местности - особо охраняемой природной территорией регионального значения, право собственности на которую возникло у Костромской области в силу Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
ООО "Усадьба" ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает ранее выраженную позицию по делу.
Санаторий имени И. Сусанина в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает её доводы, просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Администрация Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя управления Росреестра.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу ФНПР - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Муниципальное образование Боровиковское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области в лице администрации Боровиковского сельского поселения в отзыве на апелляционную жалобу согласно с решением суда.
В судебном заседании 23.01.2014, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель прокурора Костромской области доводы отзыва поддерживает.
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы ФНПР, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации Костромской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы ФНПР.
Ответчики и остальные третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Красносельского района от 05.11.1992 N 202 Санаторию им. Ивана Сусанина в постоянное (бессрочное) пользование был оформлен земельный участок для строительства санатория и зоны отдыха общей площадью 32,6 га (свидетельство от 30.11.1992 N 1452).
Впоследствии указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 44:08:012402:125.
В связи с изменением собственников на здания и сооружения земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:125 был разделен на два: земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:126 площадью 1983,1 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:127.
В связи с изменением собственников на здания и сооружения участок с кадастровым номером 44:08:012402:127 был преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами 44:08:012402:149, 44:08:012402:150, 44:08:012402:151.
Распоряжением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 03.09.2007 N 535 решено на указанный земельный участок из земель особо охраняемых природных территорий с кадастровым номером 44:08:012402:0127 переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в долевую собственность Федерации Независимых Профсоюзов России, Федерации организаций Независимых Профсоюзов Костромской области за плату.
Распоряжением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 04.02.2009 N 36 внесены изменения в распоряжение администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 03.09.2007 N 535, в связи размежеванием решено переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в долевую собственность Федерации Независимых Профсоюзов России, Федерации организаций Независимых Профсоюзов Костромской области следующие земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий: земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м., расположенный относительно ориентира административный корпус в ЛПУ Санаторий имени Ивана Сусанина; земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м., расположенный примерно в 40 м по направлению на запад от ориентира административный корпус в ЛПУ Санаторий имени Ивана Сусанина, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: район Красносельский, Боровиковское сельское поселение; земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:151 площадью 19765,31 кв.м., расположенный примерно в 140 м по направлению на северо-восток от ориентира административный корпус в ЛПУ Санаторий имени Ивана Сусанина, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: район Красносельский, Боровиковское сельское поселение.
На основании указанных распоряжений заключены следующие сделки:
1) договор от 04.02.2009 купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:151 площадью 19765,31 кв.м. между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области;
2) договор от 04.02.2009 купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м. между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области;
3) договор от 04.02.2009 купли-продажи земельного участка (17/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м. между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией организаций профсоюзов Костромской области;
4) договор от 04.02.2009 купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:151 площадью 19765,31 кв.м. между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
5) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:149 площадью 141340,85 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России;
6) договор купли-продажи земельного участка (3/20 долей) с кадастровым номером 44:08:012402:150 площадью 89473,48 кв.м. от 04.02.2009 между администрацией Красносельского муниципального Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России.
Акты о передаче указанных земельных участков подписаны с ООО "ФОПКО" и с ФНПР 04.02.2009 года.
Оплата произведена ОО "ФОПКО" 30.01.2009 по платежному поручению N 59 на сумму 8 887 727 рублей 68 копеек.
Оплата произведена ФНПР по платежным поручениям от 03.12.2008 N 1674 на сумму 23 498 рублей 67 копеек, от 11.12.2008 N 1707 на сумму 133 159 рублей 16 копеек.
Государственная регистрация права ООО ФОПКО" на земельные участки на основании договоров от 04.02.2009 произведена 26.02.2009.
Государственная регистрация права ФНПР на земельные участки на основании договоров от 04.02.2009 произведена 14.05.2009.
Далее земельные участки площадью 141340,85 кв.м. с кадастровым номером 44:08:012402:149, площадью 89473,48 кв.м. с кадастровым номером 44:08:012402:150, площадью 19765,31 кв.м. с кадастровым номером 44:08:012402:151 были разделены на следующие земельные участки: 44:08:012402:164, 44:08:012402:165, 44:08:012402:166, 44:08:012402:167, 44:08:012402:168, 44:08:012402:169, 44:08:012402:170, 44:08:012402:171.
Право общей долевой собственности ФНПР (доля 3/20) и ОО "ФОПКО" (доля 17/20) на все восемь образованных в результате раздела и перераспределения земельных участков было зарегистрировано в ЕГРП 07 сентября 2010 года и 15 сентября 2010 года.
В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами 44:08:012402:164, 44:08:012402:165, 44:08:012402:166, 44:08:012402:167, 44:08:012402:168, 44:08:012402:169 и 44:08:012402:171 находятся в собственности ФНПР, поскольку доля ОО "ФОПКО" 17/20 была передана в собственность ФНПР по договору пожертвования от 27 декабря 2011 года.
Регистрация перехода прав на указанные участки от ОО "ФОПКО" к ФНПР произведена 21.03.2012.
Доля ОО "ФОПКО" 17/20 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170 была продана по договору купли-продажи от 14.02.2011 года обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба".
Доля ФНПР 3/20 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:170 была отчуждена ООО "Усадьба" по договор купли-продажи от 27.10.2011.
12.03.2012 ООО "Усадьба" заключило договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 44:08:012402:170 с индивидуальным предпринимателем Гулиевым Д.В.
Посчитав названные сделки ничтожными, право собственности Костромской области нарушенным, прокурор и Департамент обратились с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Такой же запрет установлен и в статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в силу которой земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 1 части 2 статьи 94 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период)).
В силу статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.
Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Порядок отнесения территорий к особо охраняемым природным территориям, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) и Федеральным законом N26-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 18 ЗК РФ закреплено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки и земли, предусмотренные федеральными законами.
Территория Санатория им. И. Сусанина была признана лечебно-оздоровительной местностью до вступления указанных законов в силу.
В Костромской области спорному земельному участку особый статус был присвоен в связи с принятием главой администрации Костромской области постановления N 503 от 25.11.1993 "Об организации особой охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда", которым было утверждено положение о статусе особо охраняемых природных территорий и объектов в Костромской области, территория санатория "имени Ивана Сусанина" была признана лечебно-оздоровительной зоной, определен округ санитарной охраны месторождения минеральных вод.
Следовательно, право собственности Костромской области на земельный участок занятый территорией санатория имени И. Сусанина, площадью 28,05 га, возникло в силу прямого указания закона и не зависит от наличия государственной регистрации права Костромской области на этот земельный участок. В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что право собственности Костромской области возникло с момента введения в действие Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" является правомерным.
Администрацией Костромской области в дальнейшем принято постановление N 1 от 03.01.1996 "Об особо охраняемых природных территориях", которым был также утвержден перечень особо охраняемых природных территорий, согласно которому территория санатория имени И. Сусанина, также признана лечебно-оздоровительной местностью с установлением 1, 2, 3 зон санитарной охраны, протяженностью округа санитарной охраны 20420 м.
Постановлением главы администрации Костромской области от 22.05.1998 N 327 "О признании территорий лечебно-оздоровительными местностями регионального значения" был утвержден перечень лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения объединения "Костромакурорт" на территории Костромской области, где территория санатория также указана как лечебно-оздоровительная местность, площадь 32,6 га, протяженность внешнего округа границы указана 20420 м.
Постановлением администрации Костромской области от 04.02.2012 N 26-а "Об утверждении перечня лечебно-оздоровительных местностей регионального значения", территория Санатория имени И. Сусанина также отнесена к лечебно-оздоровительной местности.
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы о порядке действия и утраты силы постановлений главы администрации Костромской области не имеют правового значения, поскольку возникшее в силу закона право собственности Костромской области не прекращалось по каким-либо установленным в законодательстве основаниям и в предусмотренном им порядке. Последующая утрата силы указанных выше постановлений не влечет автоматическое прекращение права собственности Костромской области на спорный объект. Уполномоченный орган собственника государственного имущества Костромской области соответствующего распоряжения объектом собственности не совершал.
Действия по разделу земельного участка и постановке на кадастровый учет новых земельных участков не влекут сами по себе прекращение права собственности на образуемые земельные участки.
В связи с вышеуказанным решение суда первой инстанции о признании права собственности Костромской области на земельные участки с кадастровым номером 44:08:012402:164 площадью 14326 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:165 площадью 5439 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:166 площадью 73229 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:167 площадью 2454 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:168 площадью 111093 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:169 площадью 15875 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:171 площадью 22413 кв.м., с кадастровым номером 44:08:012402:170 площадью 5750 кв.м, является правомерным.
В связи с изложенным следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик - администрация Красносельского муниципального района Костромской области не являлась органом, уполномоченным распоряжаться имуществом субъекта Российской Федерации и не имела права заключать года спорные договор купли-продажи.
Поскольку неуполномоченное лицо распорядилось земельными участками, которые в силу закона не подлежат передаче в частную собственность, то договоры купли-продажи от 04.02.2009 года в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации правильно признаны судом недействительными (ничтожными).
Последующее распоряжение земельными участками также является неправомерным, в связи с чем подпункты 13-19 п.1, п.п. 3,4,5 договора пожертвования от 27.12.2011 заключенного между Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и Федерацией Независимых Профсоюзов России являются ничтожными.
По этому же основанию ничтожными сделками правомерно признаны: договор купли-продажи от 14.02.2011 между ОО "ФОПКО" и ООО "Усадьба", договор купли-продажи от 27.10.2011 между ФНПР и ООО "Усадьба", а также договор купли-продажи от 12.03.2012, заключенный между ООО "Усадьба" ИП Гулиевым Д.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:08:012402:170.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о пропуске истцами срока исковой давности по заявленным требованиям подлежат отклонению по следующим основаниям.
Прокурором Костромской области и департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области предъявлены требования, направленные, по своему существу, на восстановление нарушенных прав Костромской области как собственника земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за иным лицом.
Согласно абзацу 2 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Пленум N 10/22) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Пунктом 57 Пленума N 10/22 разъяснено, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Прокурор Костромской области, обратившийся в арбитражный суд в защиту интересов Костромской области, а также Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, как и любой другой представитель собственника, не являясь стороной по оспариваемым сделкам, не знали о регистрации права собственности за ФНПР и ФОПКО на спорный земельный участок. Каких-либо доказательств в подтверждение того, что истцы должны были сразу знать об оспариваемых сделках и выбытии имущества, в материалах дела не содержится. Не имеется доказательств в подтверждение доводов о том, что истцы должны были узнать о нарушении права собственности Костромской области ранее 11.01.2010 (с учетом даты подачи иска в суд Департаментом).
Применение судом первой инстанции ст. 10 ГК РФ не привело к принятию неправильного судебного акта, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения судом исковой давности по удовлетворенным требованиям.
Арбитражный суд Костромской области, удовлетворяя требование об истребовании (изъятии) спорных земельных участков, исходил из правил о применении последствий недействительности сделки. Однако суд исходил из нормы права, не подлежащей применению в данном случае, поскольку изъятие земельного участка в пользу лица, не являвшегося участником сделок, должно производиться по правилам ст. 302 ГК РФ (п. 34, 35 Пленума N 10/22).
Право собственности Костромской области при рассмотрении настоящего дела подтверждено, имущество приобретено в результате недействительных сделок у лица, которое не имело права его отчуждать, помимо воли собственника, таким образом, истребование из незаконного владения общественной организации "Федерации Независимых Профсоюзов России" и Гулиева Д.В. земельных участков подлежит удовлетворению на основании статьи 302 ГК РФ. Таким образом, неправильное применение судом нормы материального права не привело к принятию неправильного судебного акта.
Истец - Департамент, прокурор и третье лицо - администрация Костромской области согласны с вынесенным решением.
Доводы ответчиков о добросовестном приобретении недвижимого имущества подлежат отклонению.
В пункте 37 Постановления N 10/22 разъяснено, что приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.
Из материалов дела следует, что приобретатели имущества, являясь собственниками Санатория им. И. Сусанина, не могли не знать об отнесении территории санатория к особо охраняемым природным территориям лечебно-оздоровительных местностей.
Из выписок из государственного кадастра недвижимости от 01.09.2008 года в отношении земельных участков 44:08:012402:149, 44:08:012402:150, 44:08:012402:151, а также выписки из государственного кадастра недвижимости от 02.02.2010 года в отношении земельного участка 44:08:012402:170 следует, что указанные земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, имеют разрешенное использование для лечебно-оздоровительных целей, в разделе о правах (14) указана государственная собственность.
При таких обстоятельствах доводы о добросовестном приобретении земельных участков являются несостоятельными.
В связи с истребованием недвижимого имущества - земельных участков из собственности ФНПР, Гулиева Д.В. и признании права собственности Костромской области на земельные участки: с кадастровым номером 44:08:012402:164, с кадастровым номером 44:08:012402:165, с кадастровым номером 44:08:012402:166, с кадастровым номером 44:08:012402:167, с кадастровым номером 44:08:012402:168, с кадастровым номером 44:08:012402:169, с кадастровым номером 44:08:012402:171, с кадастровым номером 44:08:012402:170, что является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП, правомерным является решение погасить записи N 44-44-01/101/2011-958, N 44-44-01/101/2011-959, N 44-44-01/101/2011-960, N 44-44-01/101/2011-961, N 44-44-01/101/2011-962, N 44-44-01/101/2011-963, N 44-44-01/101/2011-964 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ФНПР подлежат отклонению в полном объеме, оснований для изменения решения суда первой инстанции по приведенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 150, 258, 265, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционной жалобе общественной организации Федерация организаций профсоюзов Костромской области прекратить.
Возвратить общественной организации Федерация организаций профсоюзов Костромской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей 00 копеек, уплаченную по квитанции от 27.09.2013 N 2409414607. Выдать справку на возврат.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2013 по делу N А31-7018/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общественной организации Федерация независимых профсоюзов России - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7018/2012
Истец: Прокурор Костромской области
Ответчик: Администрация Костромской области, Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений КО, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, государственный инспектор по охране природы И. Г. Некрасов, ЛПУ \ "Санаторий им. Ивана Сусанина\", ООО \ "Усадьба\", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Федерация независимых профсоюзов России, Федерация организаций профсоюзов Костромской области
Третье лицо: Гулиев Дилма Вели оглы, Гулиев Дилман Вели-оглы, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, МО "Боровиковское сельское поселение" в лице администрации, Управление Росреестра по Костромской области