г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А56-38847/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Муравьев А.О. - доверенность от 19.12.2013
от ответчика (должника): предст. Белинский Ф.Г. - доверенность от 16.12.2013
от третьего лица: предст. Фатеев В.В. - доверенность от 29.10.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-26567/2013, 13АП-26732/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области и Зубарева Вячеслава Борисовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2013 по делу N А56-38847/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо: Зубарев Вячеслав Борисович
о признании недействительным решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС по Ленинградской области), а именно: решения от 10.04.2013 по делу N 526-108-05-А в части абзаца "б" пункта 1, а именно: "Признать в действиях ОАО "Ленэнерго", выразившихся в навязывании гр. Зубареву при заключении Договора технологического присоединения несоответствующих Правилам технологического присоединения требований технических условий, а именно - указание точки присоединения за пределами границы балансовой принадлежности энергопринимающего устройства; предписания от 10.04.2013 по делу N 526-108-05-А в части пункта 1, а именно: "привести технические условия на присоединение к электрическим сетям, выдаваемым ОАО "Ленэнерго" для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, указывающих при подаче заявки на наличие энергопринимающего устройства - жилого дома, а равно как и предоставивших сведения о введении его в эксплуатацию по этапам и очередям, в том числе гр. Зубареву В.Б., в соответствии с "Правилами технологического присоединения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, исключив из выдаваемых технических условий положение (п. 7 ТУ) о том, что точка присоединения располагается за пределами границ энергопринимающего устройства заявителя".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Зубарев Вячеслав Борисович (далее - третье лицо, Зубарев В.Б.).
Решением суда от 30.10.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые акты Управления в обжалуемой части признаны не соответствующими действующему законодательству.
Не согласившись с решением суда, Управление и Зубарев В.Б обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Ленэнерго" в удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. По мнению подателей жалоб, суд неправильно применил положения пунктов 16.1, 16.3 и 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, неправильно истолковал решение Ленинградского УФАС и выводы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Президиума от 18.05.2011 N 16008/10.
В судебном заседании представители Управления и Зубарева В.Б. поддержали доводы жалоб.
Представитель Общества доводы жалоб отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить без изменения решение суда от 30.10.2013.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УФАС по Ленинградской области рассмотрено дело N 526-108-05-А/13, возбужденное по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Поводом для возбуждения дела о нарушении ОАО "Ленэнерго" антимонопольного законодательства послужила жалоба гражданина Зубарева В.Б. на незаконные действия филиала Общества "Кингисеппские электрические сети", выразившиеся в навязывании условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2994 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии со статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ Управление выдало Обществу предупреждение от 27.08.2012 N Пд/05/2425-17 о необходимости прекращения указанных действий путем направления гражданину Зубареву В.Б. договора технологического присоединения и технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям, не содержащих требований, перечисленных в жалобе заявителя.
Письмом от 07.09.2012 N ЛЭ/06-06/536 Общество сообщило о выполнении предупреждения и устранения всех признаков нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела N 526-108-05-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением установлено, что Обществом направлены в адрес гражданина Зубарева В.Б. договор на технологическое присоединение и технические условия, содержащие, в том числе, следующие условия:
пункт 7 технических условий: точка(и) присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы): ближайшая опора новой ВЛИ-0,4 кВ Л.1 от ТП N 1402;
пункт 11.2. технических условий: заявитель осуществляет: монтаж ответвления (ввода) к энергопринимающим устройства от ближайшей опоры новой ВЛИ-0,4 кВ Л.1 от новой ТП N 1402 (160 кВа), конкретную опору согласовать со Сланцевским РЭС.
Полагая, что названные положения технических условий противоречат требованиям Правил технологического присоединения, решением от 10.04.2013 N 526-108-05-А/13 УФАС по Ленинградской области признало в действиях Общества нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в навязывании гражданину Зубареву В.В. при заключении договора технологического присоединения технический условий, не соответствующих Правилам технологического присоединения, а именно:
- указание точки присоединения за пределами границы балансовой принадлежности энергопринимающего устройства заявителя;
- выполнение монтажных работ гражданином Зубаревым В.Б. за пределами границы балансовой принадлежности участка заявителя, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании данного решения Управление выдало ОАО "Ленэнерго" предписание от 12.04.2013 N П/05/1284-1 по делу N 526-108-05-А/13, согласно которому Обществу предписано прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в ущемлении интересов гр. Зубарева В.Б. при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в результате навязывания невыгодных для него и непредусмотренных законодательством требований технических условий технологического присоединения, для чего совершить следующие действия:
- привести технические условия для присоединения к электрическим сетям, выдаваемые Обществом для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, указывающих при подаче заявки на наличие энергопринимающего устройства - жилого дома, а равно как и предоставивших сведения о введении его в эксплуатацию по этапам и очередям, в том числе гр. Зубареву В.Б., в соответствии с "Правилами технологического присоединения_", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, исключив из выдаваемых технических условий положение (п. 7 ТУ) о том, что точка присоединения располагается за пределами границы энергопринимающего устройства заявителя, а также положение (п. 11.2. ТУ) о том, что выполнение монтажных работ осуществляется заявителем (в частности гражданином Зубаревым В.Б.) за пределами границы энергопринимающего устройства заявителя. Направить гр. Зубареву В.Б. договор и технические условия об осуществлении технологического присоединения в соответствии с положениями Правил технологического присоединения, с соблюдением норм антимонопольного законодательства и требований пункта 1 предписания;
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием в оспариваемой части (указание точки присоединения за пределами границы балансовой принадлежности энергопринимающих устройств заявителя), Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, не согласился с выводом антимонопольного органа о наличии в действиях Общества в оспариваемой части нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В силу части 5 названной статьи доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из формулировок, приведенных в статьях 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "Ленэнерго" относится к субъектам естественных монополий и включено в реестр субъектов естественной монополии по передаче электрической и (или) тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Как уже было установлено выше, Правила технологического присоединения утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 16 "а" Правил технологического присоединения договор должен содержать, в том числе, перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Согласно пункту 25(1) "а" Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14, 34 названных Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Признавая Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, УФАС по Ленинградской области исходило из того, что установление точки присоединения за пределами границы балансовой принадлежности энергопринимающего устройства заявителя не соответствует требованиям Правил технологического присоединения.
Вместе с тем, пунктом 25(1) "а" Правил прямо предусмотрено, что точки присоединения могут располагаться в пределах 25 метров, но не далее от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. С учетом приведенной нормы суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы гр. Зубарева В.Б. о том, что объектом присоединения является жилой дом и точка присоединения должна определяться на вводных зажимах автоматического выключателя, расположенного во вводно-распределительном устройстве заявителя.
При этом, исходя из логического толкования пунктов 16.1, 16.3 и 25.1 Правил следует, что установление точки присоединения не влияет на обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, установленные в пункте 16.3 Правил, согласно которым заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, а сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, независимо от того, где будет определена точка присоединения (в зависимости от конкретных обстоятельств - либо границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства).
Решение УФАС в части признания в действиях ОАО "Ленэнерго" при заключении Договора технологического присоединения несоответствующих Правилам технического присоединения требований технических условий о выполнении монтажных работ гр. Зубаревым В.Б. за пределами балансовой принадлежности участка заявителя заявителем не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то обстоятельств, что вменяя Обществу установление точки присоединения не в соответствии с Правилами технологического присоединения, Управление не исследовало вопрос о том, находится ли установленная в Технических условиях, выданных гр. Зубареву В.Б., точка присоединения (ближайшая опора новой ВЛИ-0,4 кВ Л.1 от ТП N 1402) в допустимой названными Правилами 25-метровой зоне. В рассматриваемом случае данное обстоятельство является существенным для признания ОАО "Ленэнерго" нарушившим Правила технического присоединения в части определения точки присоединения, не в соответствии с Правилами, и квалификации действий Общества по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем, бремя доказывания данных обстоятельств в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.
В мотивировочной части решения Управление указало, что расстояние от существующего энергопринимающего устройства заявителя до обозначенной точки присоединения в ТУ не указано (абзац 2 страницы 4), однако это нарушение не вменяется заявителю и не изложено в резолютивной части решения УФАС, где перечислены конкретные нарушения, которые признаны антимонопольным органом как нарушающие статью 10 Закона N 135-ФЗ.
Некорректное цитирование судом первой инстанции резолютивной части оспариваемого решения Управления, которым заявителю не вменялось установление точки присоединения за пределами границ земельного участка, не привело к принятию неправильного решения.
В целом судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений процессуальных норм, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб УФАС по Ленинградской области и Зубарева В.Б. не имеется.
Уплаченная Зубаревым В.Б. государственная пошлина в сумме 100 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 октября 2013 года по делу N А56-38847/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Зубарева Вячеслава Борисовича и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38847/2013
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Зубарев Вячеслав Борисович