г. Тула |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А23-1741/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фриева А.Л., судей: Рыжовой Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черкасовой Татьяны Сергеевны на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 по делу N А23-1741/2013 (судья Аникина Е.А.), принятое по иску Городской Управы г. Калуги (ОГРН 1024001179113) к ИП Черкасовой Т.С. (ОГРНИП 312400419100012), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - МУП "Управление комплексного обслуживания населения", ООО "СВД", Министерство конкурентной политики Калужской области, об освобождении земельного участка, установил следующее.
Городская Управа города Калуги (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к индивидуальному предпринимателю Черкасовой Татьяне Сергеевне (далее - предприниматель) об освобождении земельного участка, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 13, от принадлежащего предпринимателю имущества.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал предпринимателя освободить неделимый земельный участок с кадастровым номером 40:26:000309:196, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, в районе дома N 13, от принадлежащего ей имущества (металлического торгового навеса, коробок и тары с товаром, деревянных лотков, товара). Судебный акт мотивирован отсутствием законных оснований использования спорного земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности ответчиком.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 23.09.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении иска. Предприниматель ссылается на использование спорного участка по договору аренды торгового места, предоставленного некоммерческим партнерством "Калужский мини-рынок". По мнению предпринимателя, освобождение земельного участка возможно при условии предоставления иной территории для осуществления торговой деятельности в связи с принятием ненормативных актов о перемещении рынка. Также заявитель считает ликвидацию рынка нарушением права на занятие предпринимательской деятельностью.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает ее доводы необоснованными.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 38 Устава муниципального образования "город Калуга" к компетенции управы относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории г. Калуги, в пределах, установленных действующим законодательством и правовым актом Думы.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки городского округа "город Калуга", утвержденных решением городской думы г. Калуги от 14.12.2011 N 247, к компетенции управы отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение земельными участками, расположенными в границах г. Калуги, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением городского головы от 23.11.2000 N 368-п "Об утверждении мест дислокации постоянно действующих ярмарок (мини-рынков) мелко-розничной торговли на территории г. Калуги" утверждена дислокация постоянно действующих ярмарок (мини-рынков) для мелко-розничной торговли на территории г. Калуги. В перечень мест дислокации включена постоянно действующая ярмарка (промтовары) по ул. Достоевского (площадка за универсамом).
Распоряжением городского головы городского округа "Город Калуга" от 04.07.2007 N 6289-р "Об утверждении мест дислокации ярмарок на территории муниципального образования "Город Калуга" также утвержден перечень мест дислокации ярмарок на территории г. Калуги, в который включена постоянно действующая ярмарка по ул. Достоевского.
На основании распоряжения городского головы г. Калуги от 28.10.2004 N 5291-р между управлением городского хозяйства города Калуги (арендодатель) и правопредшественником МУП "УКОН" - МУП "КМР" (арендатор) заключен договор аренды N 584 от 28.10.2004 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 40:26:010515:0014 площадью 1 065 кв. метров, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, для эксплуатации мини-рынка (в редакции дополнительных соглашений N 669 от 29.04.2005, N 2 от 09.12.2005, N 309 от 07.11.2006 в части срока действия договора).
Соглашением N 258/12 от 05.07.2012 договор аренды N 584 от 28.10.2004 земельного участка с кадастровым номером 40:26:010515:0014, предоставленный для организации мини-рынка, расторгнут. Земельный участок возвращен арендатором по акту приема-передачи от 05.07.2012.
Актами осмотра от 29.10.2012 и от 25.01.2013 зафиксировано, что предприниматель продолжает осуществлять торговлю на спорном земельном участке в сборно-разборной палатке.
Истец, считая, что предприниматель использует земельный участок без законных оснований, обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненно наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (пункты 1, 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения").
В силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для распоряжения ими.
Статьей 15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определено, что торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Согласно пункту 2 статьи 6, статье 22, пункту 2 статьи 34, статье 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, так как при процедуре кадастрового учета определяются уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие отграничить его на местности.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривающего, что арендатору будет предоставлено в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Однако судам надлежит принять во внимание, что арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка.
Как правильно установлено судом первой инстанции, факт создания ответчиком препятствий в пользовании земельным участком (нахождении на нем имущества предпринимателя, ведение торговой деятельности) подтвержден актами осмотра от 29.10.2012, от 07.03.2013. При этом правоустанавливающих документов на спорный земельный участок предпринимателем не представлено.
Ссылка предпринимателя в апелляционной жалобе на наличие договорных отношений с МУП "Калужский мини-рынок", являвшихся, по мнению ответчика, договорами субаренды земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованная, поскольку право МУП "Калужский мини-рынок" на спорный земельный участок ничем не подтверждено, в связи с чем распоряжаться этим объектом оно не вправе.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих данную деятельность, регламентируются специальным законодательством - Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Согласно указанному Закону розничным рынком признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Статьей 15 Закона определено, что торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
В период возникновения настоящего спора действовало постановление правительства Калужской области от 30.08.2011 N 470 "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказание услуг) на них на территории Калужской области", которым утвержден порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калужской области. Согласно пункту 1.1 приложения N 1 к постановлению организатор ярмарки - орган исполнительной власти Калужской области, орган местного самоуправления Калужской области, юридические лица и индивидуальные предприниматели; участники ярмарки -юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, граждане (в том числе граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством и животноводством), осуществляющие продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) и включенные организатором ярмарки в состав участников ярмарки; место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке - палатка, лоток, стол, а также место для транспортного средства развозной торговли, используемые для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) (далее - место для продажи товаров). Ярмарки, организуемые органами исполнительной власти Калужской области, организуются в соответствии с правовым актом органа исполнительной власти Калужской области. Участие в ярмарке осуществляется на основании заявки, представляемой организатору ярмарки. Организатор ярмарки рассматривает поступившие заявки, разрабатывает и утверждает схему размещения мест для продажи товаров. Расположение мест для продажи товаров на ярмарке должно обеспечивать свободное продвижение по ярмарке, в том числе в проходах между торговыми рядами. За пределами территории организации ярмарки расположения предоставляются в соответствии со схемой размещения мест для продажи товаров.
Согласно приложению N 2 к постановлению муниципальное образование направляет план проведения ярмарок.
Ссылка предпринимателя об уведомлении, направленном истцу, о намерении продлить срок действия указанного договора до заключения новых договоров на предоставление торговых мест не имеет правового значения, поскольку с 05.07.2012 на спорном земельном участке ярмарка муниципальным образованием не организовывалась, с 4 квартала 2012 года в план ярмарок не включалась. Услуги предпринимателю как участнику ярмарки с 01.07.2012 не оказывались.
Кроме того, пунктом 5 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 11.10.2002 с последними изменениями установлено, что государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе сдавать такой земельный участок в субаренду.
Нормы статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых предприниматель отождествляет торговое место с земельным участком, не применимы в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка предпринимателя на возможное освобождение земельного участка при условии предоставления иной территории для осуществления торговой деятельности судом апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку предпринимателем не представлено правоустанавливающих документов на спорный земельный участок для правомерного его использования.
Довод предпринимателя о нарушении права на занятие предпринимательской деятельностью в связи с ликвидацией рынка суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку осуществление предпринимательской деятельности не зависит как от ликвидации рынка. Так и от фактического местонахождения последнего.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя жалобы.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с предпринимателя в федеральный бюджет, поскольку при подаче апелляционной жалобы заявитель госпошлину не уплатил.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.09.2013 по делу N А23-1741/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Черкасовой Татьяны Сергеевны (ОГРНИП 312400419100012) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1741/2013
Истец: Городская Управа г. Калуги
Ответчик: ИП Черкасова Т. С, Министерство конкурентной политики Калужской области, МУП "Управление комплексного обслуживания населения", ООО "СВД", Черкасова Татьяна Сергеевна
Третье лицо: Министерство конкурентной политики Калужской области, МУП Управление комплексного обслуживания населения, ООО "СВД", Богатырева А. Ю.