г. Киров |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А29-9755/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2013 по делу N А29-9755/2012, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Сыктывкарский ликеро-водочный завод"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Сыктывкарский ликеро-водочный завод" (далее - заявитель, Общество, ОАО "СЛВЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, Управление, административной орган) от 07.11.2012 N 0753-03/446, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением суда первой инстанции от 19.11.2012 заявление ОАО "СЛВЗ" принято к производству. Согласно указанному акту дело подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Установив, что имеются основания для рассмотрения дела по правилам административного производства, предусмотренные частью 5 статьи 227 АПК РФ, 16.01.2013 суд первой инстанции вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.
Определением суда первой инстанции от 22.02.2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ производство по настоящему делу было приостановлено до разрешения дела N А29-9753/2012 (до вступления в силу окончательного судебного акта).
01.11.2013 производство по настоящему делу было возобновлено
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием состава вменяемого Обществу административного правонарушения.
Управление с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2013 по делу N А29-9755/2012 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в деянии Общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения. Управление, ссылаясь на положения действующего законодательства, полагает, что в рассматриваемом случае ОАО "СЛВЗ" является субъектом транспортной инфраструктуры.
В подтверждение названной позиции Управление ссылается правовую позицию арбитражных судов, изложенных в решениях (постановлениях) по делам N А53-23227/2011, N А53-5531/2011, N А42-6688/2011.
Кроме того, административный орган считает, что Обществом допущено нарушение статьи 9 Закона N 16-ФЗ, выразившееся в не разработке и не утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. При этом Управление отмечает, что заявление о присвоении категории в Росжелдор или в Росавтодор Обществом не направлялось, что свидетельствует о непринятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области транспортной безопасности. В этой связи Управление обращает внимание апелляционного суда на то, что отсутствие присвоенной категории ОТИ и/или ТС не свидетельствует об отсутствии его вины.
В апелляционной жалобе административный орган также указывает, что признаки малозначительности совершенного ОАО "СЛВЗ" правонарушения в рассматриваемом случае отсутствуют.
Более подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ответчиком направлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 18.10.2012 N 976-р проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "СЛВЗ" с целью проверки исполнения ранее выданного предписания административного органа об устранении выявленных нарушений от 10.02.2012 N 07-44-03/40.
26.10.2012 по итогам проверки Управлением составлен акт проверки N 07-4603/637, согласно которому административным органом выявлены нарушения обществом требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности) (в ранее действовавшей редакции) и подзаконных актов по обеспечению транспортной безопасности перевозок груза и пассажиров.
В ту же дату по итогам проверки Управление выдало Обществу предписания N 07-44-03/500 и N 07-44-03/501.
Предписанием N 07-44-03/500 Обществу в срок до 27.05.2013 предлагалось устранить нарушение статьи 5 Закона N 16-ФЗ, выразившееся в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной безопасности.
Предписанием N 07-44-03/501 Обществу предлагалось в срок до 27.08.2013 устранить нарушение статьи 9 Закона N 16-ФЗ, выразившееся в не разработке и не утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
31.10.2012 по факту неисполнения указанных предписаний в установленные в них сроки Управлением в отношении ОАО "СЛВЗ" составлен протокол об административном правонарушении, которым названное деяние Общества квалифицировано по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
07.11.2012 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным лицом Управления в отношении Общества вынесено постановление N 0753-03/446, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество не является субъектом транспортной инфраструктуры по смыслу пункта 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по соблюдению требований транспортной безопасности, предусмотренных Законом N 16-ФЗ и Требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность субъекта транспортной безопасности по оценке уязвимости ОТИ и/или ТС возникает в соответствующей последовательности только после категорирования ОТИ и/или ТС. При этом на момент проведения проверки Обществу не было направлено уведомление о включении объектов транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры,
Кроме того, при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции также учтено, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2013 по делу N А29-9753/2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013, предписания N 07-44-03/500 и N 07-44-03/501, выданные 26.10.2012 административным органом, признаны судом недействительными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Из анализа положений привлечение к административной ответственности возможно лишь в случае, если предписание или требование органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, будут выданы правомерно, то есть на законных основаниях.
Из материалов дела следует, что ОАО "СЛВЗ" привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок предписаний от 26.10.2012 N 07-44-03/500 и N 07-44-03/501.
Как установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2013 по делу N А29-9753/2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013, предписания от 26.10.2012 N 07-44-03/500 и N 07-44-03/501.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на основании части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А29-9753/2012, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Указанными судебными актами по делу N А29-9753/2012 установлено, что у административного органа не имелось предусмотренных Законом N 16-ФЗ оснований для возложения на Общество обязанностей, указанных в оспариваемых предписаниях, поскольку ОАО "СЛВЗ" не допускало нарушений норм Закона N 16-ФЗ и правовых актов, на нарушение которых было указано, и в предписаниях не были конкретизированы объекты, в отношении которых было необходимо устранить нарушения.
В этой связи суды по делу N А29-9753/2012 пришли к выводу о том, что предписания Управления от 26.10.2012 N 07-44-03/500 и N 07-44-03/501 нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку под угрозой привлечения к административной ответственности возлагают на Общество исполнение не основанных на действующем законодательстве и не конкретизированных обязанностей.
При таких обстоятельствах, учитывая несоответствие предписаний N 07-44-03/500 и N 07-44-03/501 закону, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, в деянии ОАО "СЛВЗ" отсутствует, поскольку по смыслу указанной нормы, привлечение к административной ответственности за неисполнение неправомерно выданного предписания недопустимо.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований и признании незаконным и отмене постановления Управления от 07.11.2012 N 07-53-03/446.
Доводы заявителя жалобы о наличии в деянии ОАО "СЛВЗ" события вменяемого ему административного правонарушения подлежат отклонению. поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе в подтверждение своей позиции на судебные акты арбитражных судов не принимается апелляционным судом, поскольку выводы, изложенные в указанных судебных актах, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2013 по делу N А29-9755/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9755/2012
Истец: ОАО "Сыктывкарский ликеро-водочный завод"
Ответчик: УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, Управление ГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора)