г. Хабаровск |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А37-975/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Супер Электро-Импульс": представитель не явился;
от Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области: представитель не явился;
от Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области на решение от 05.11.2013 по делу N А37-975/2013 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Обществ с ограниченной ответственностью "Супер Электро-Импульс"
к Департаменту природных ресурсов администрации Магаданской области
о признании недействительным решения N 2563 от 19.12.2012 о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР, о признании незаконными действий по прекращению права пользования недрами по лицензии МАГ 80044ТР, действий по отказу в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР, о возложении обязанности по рассмотрению вопроса о восстановлении действия лицензии МАГ 80044 ТР
третье лицо: Северо-Восточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Супер Электро-Импульс" (далее - ООО "Супер Электро-Импульс", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения, к Департаменту природных ресурсов администрации Магаданской области (далее - Департамент) о признании недействительным решения N 2563 от 19.12.2012 о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР, действий по отказу в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР, о возложении обязанности по рассмотрению вопроса о восстановлении действия лицензии МАГ 80044 ТР.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2013 уточненные заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР признано недействительным; действия Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области по отказу в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР признаны незаконными; в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Супер Электро-Импульс".
Не согласившись с судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять по делу новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимал участия в заседании суда апелляционной инстанции, заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Департамента, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ООО "Супер Электро-Импульс", Северо-Восточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляли.
ООО "Супер Электро-Импульс" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Супер Электро-Импульс" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Мэрии г. Магадана N 4902 от 03.05.1995, с внесением записи в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Магаданской области 12.08.2002, свидетельство N 000060232, ОГРН 1024900952460, ИНН 4909065725.
ООО "Супер Электро-Импульс" имеет лицензию на право пользования недрами МАГ 80044 ТР (разведка и добыча песчано-гравийной смеси на "Красноармейском" месторождении), выданную на основании постановления Департамента природных ресурсов от 25.04.2008 N 19/08, в соответствии с которой ООО "Супер Электро-Импульс" предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси.
Лицензия МАГ 80044 ТР зарегистрирована 07.05.2008. Срок окончания действия лицензии МАГ 80044 ТР 31.12.2012.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с п. 4.1.1 Лицензионных соглашений (Приложение N 1) по объёмам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязуется обеспечить подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке Проекта на производство геологоразведочных работ не позднее третьего квартала 2008 года, при этом, проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы; начало геологоразведочных работ не позднее четвертого квартала 2008 года; завершение геолого-разведочных работ и предоставление в установленном порядке отчета с подсчетом запасов на ТКЗ не позднее второго квартала 2010 года; представление на утверждение проекта отработки месторождения и согласование в установленном порядке в 2010 году, при этом, технический проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности; срок начала добычных работ не позднее 2011 года; рекультивацию и сдачу земельного участка произвести в соответствии с требованиями законодательства РФ до окончания срока действия лицензии.
Согласно п. 3.3 Лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии, срок действия лицензии может быть продлен по заявке недропользователя. Действие лицензии продлевается при выполнении недропользователем условий пользования недрами и сохранении участком недр полезных свойств, подтверждаемых материалами государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации и государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской области 18.01.2010 в адрес ООО "Супер Электро-Импулье" направлено письмо о необходимости устранения выявленных замечаний по лицензии МАГ 80044 ТР.
Письмом N 809 от 10.03.2010 ООО "Супер Электро-Импульс" сообщило о выполненных мероприятиях, в частности, о разработке технического проекта, плана горного отвода, плана развития горных работ, а также указало, что План развития горных работ в части утверждения нормативов потерь будет представлен в Департамент после согласования технического проекта.
Письмом N 818 от 26.03.2010 ООО "Супер Электро-Импульс" направил для согласования в административный орган, выдавший лицензию - Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области - технический проект по разработке участка месторождения по лицензии МАГ 80044 ТР и заключение экспертизы промышленной безопасности N ЭПД-2010-31 от 17.03.2010 по материалам технического проекта на разработку месторождения "Красноармейское".
Как установлено судом, представленный письмом N 818 от 26.03.2010 в Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области технический проект по разработке участка месторождения по лицензии МАГ 80044 ТР был рассмотрен в соответствии с компетенцией Департамента в части утверждения нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых ( протокол заседания временной Комиссии научно-технического совета N 3 от 27.05.2010).
Из материалов дела следует, что по утверждению Департамента, названный проект был возвращен обществу. Названное обстоятельство оспаривалось ООО "Супер Электро-Импульс" и не опровергнуто, по выводу суда первой инстанции, с достаточной степенью достоверности Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской области. Кроме того, в материалах дела доказательства возвращения Департаментом проекта обществу отсутствуют.
Судом из объяснений общества и представленных последним доказательств, установлено, что указанные документы были возвращены ООО "Супер Электро-Импульс" через два года - в апреле 2012 года - без каких-либо письменных замечаний и возражений с устной рекомендацией согласовывать документы в Северо-Восточном Управлении Ростехнадзора.
Из материалов дела следует, что письмом N 2033 от 11.04.2012 ООО "Супер Электро-Импульс" направило указанные документы для согласования в Северо-Восточном Управлении Ростехнадзора.
Письмом N 03/1237 от 28.04.2012 Северо-Восточное Управление Ростехнадзора сообщило о необходимости представления уточненных документов - пополненных планов горных работ на 01.01.2012, справки о движении за время производства горных работ и остатках балансовых запасов песчано-гравийной смеси.
Письмами б/н от 20.05.2012 и N 2106 от 10.07.2012 ООО "Супер Электро-Импульс" обратилось в Управление Ростехнадзора с просьбой о возврате документов.
Как установлено судом, указанные документы были возвращены заявителю в сентябре 2012 года, что, по выводу суда, не опровергнуто с достаточной степенью достоверности Управлением Ростехнадзора. Письмом N 2532 от 20.11.2012 в Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области от ООО "Супер Электро-Импульс" поступило заявление о продлении срока действия лицензии и пакет обязательных и дополнительных документов.
Заявление рассмотрено комиссий по вопросам недропользования Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области (протокол от 14.12.2012 N 12/12).
На основании протокола заседания комиссии по вопросам недропользования от 14.12.2012 N 12/12, в связи с наличием нарушений условий лицензии и по истечении установленного срока действия лицензии, принято решение от 18.12.2012 N 15/12 о прекращении права пользования недрами ООО "Супер Электро-Импульс" по лицензии МАГ 80044 ТР.
Уведомлением Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области от 19.12.2012 N 2563 ООО "Супер Электро-Импульс" извещено о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР.
Причиной прекращения права пользования недрами послужило истечение установленного срока действия лицензии и нарушение лицензионного соглашения - Технический проект на отработку месторождения "Красноармейское", проект горного отвода по участку месторождения не согласованы в установленном порядке, следовательно, по мнению Департамента, не имеют юридической силы, кроме этого, после оформления горного отвода ООО "Супер Электро-Импульс" не оформило договор аренды земельного участка, необходимый для ведения работ.
Не согласившись с решением о прекращении права пользования недрами и отказом Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области в продлении срока действия лицензии, ООО "Супер Электро-Импульс" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР, о признании незаконными действий по отказу в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР, о возложении обязанности по рассмотрению вопроса о восстановлении действия лицензии МАГ 80044 ТР.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 1.2 ФЗ "О недрах" недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами РФ.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В силу статьи 12 ФЗ "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе сведения о сроках действия лицензии и сроках начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно части 2 статьи 22 ФЗ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с частью 3 статьи 7 ФЗ "О недрах" предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 ФЗ "О недрах" документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Статьей 23.2 ФЗ "О недрах" предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, которым, в том числе установлен порядок и сроки рассмотрения и согласования проектной документации.
Как установлено судом первой инстанции, в Магаданской области технические проекты согласовывает Территориальная комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, созданная на основании Приказа Управления по недропользованию по Магаданской области от 22.06.2010 N 27.
Судом также установлено, что технический проект по разработке участка месторождения "Красноармейское" по лицензии МАГ 80044 ТР и заключение экспертизы промышленной безопасности по материалам технического проекта направлены ООО "Супер Электро-Импульс" для согласования в административный орган, выдавший лицензию - Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области письмом N 818 от 26.03.2010, то есть до создания Территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области уполномочен рассматривать технические проекты разработки месторождений только в части согласования нормативов потерь.
Соответственно, как следует из материалов дела, Временной комиссией научно-технического совета Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области рассмотрен технический проект разработки месторождения в части согласования нормативов потерь, в частности, протоколом заседания комиссии N 3 от 27.05.2010 утверждены эксплуатационные потери песчано-гравийной смеси при разработке карьера на участке месторождения "Красноармейское".
Однако, весь пакет документов, представленных ООО "Супер Электро-Импульс" для согласования, в том числе технический проект и заключение экспертизы промышленной безопасности по материалам технического проекта возвращены недропользователю в апреле 2012 года, то есть через два года без каких-либо письменных замечаний и возражений с устной рекомендацией согласовывать документы в Северо-Восточном Управлении Ростехнадзора.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, то есть, как установлено судом, указанное обстоятельство Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской области с достаточной степенью достоверности не опровергнуто.
Письмом N 2033 от 11.04.2012 ООО "Супер Электро-Импульс" направило технический проект и заключение экспертизы промышленной безопасности по материалам технического проекта для согласования в Северо-Восточном Управлении Ростехнадзора.
Письмом N 03/1237 от 28.04.2012 Северо-Восточное Управление Ростехнадзора сообщило о необходимости представления уточненных документов - пополненных планов горных работ на 01.01.2012, справки о движении за время производства горных работ и остатках балансовых запасов песчано-гравийной смеси.
При этом представленные ООО "Супер Электро-Импульс" документы Управление Ростехнадзора с указанным письмом недропользователю не возвратило, в то время как, по обоснованному выводу суда первой инстанции, для выполнения требований Управления Ростехнадзора обществу было необходимо провести сопоставление данных полноты и достоверности геологической информации за период 2010 - 2012 годы, произвести сравнение и подсчет объемов, уточнить ранее подсчитанные запасы и внести коррективы.
Пополненные планы развития горных работ должны быть выполнены без отклонения от проектных решений в части соблюдения направлений движения фронта горных работ, выполнения календарных планов вскрышных, добычных и подготовительных работ, обеспеченности готовыми к выемке запасами, с соблюдением уточненных границ горных отводов, с применением технических устройств, предусмотренных проектными решениями.
Однако вся проектная документация, включая планы горных работ, геологические карты с границами горных отводов находилась в Управлении Ростехнадзора.
В связи с указанными обстоятельствами, письмами от 20.05.2013 и 10.07.2013 ООО "Супер Электро-Импульс" обращалось в Управление Ростехнадзора с заявлениями о возврате документов.
Указанные документы, как установлено судом, были возвращены обществу в сентябре 2012 года.
Таким образом, довод ООО "Супер Электро - Импульс" о том, что отсутствие указанных документов не позволило своевременно выполнить требования уполномоченного органа, правомерно признан судом обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам и подтвержденным представленными в материалах дела доказательствами.
Обоснованным признан также довод общества о том, что Управление Ростехнадзора не уполномочено принимать для рассмотрения проектную документацию недропользователя в полном объеме, поэтому могло принять для рассмотрения проектную документацию только в части экспертизы промышленной безопасности.
Следовательно, как правомерно признал суд, Управлением Ростехнадзора нарушен порядок рассмотрения материалов экспертизы промышленной безопасности и правила утверждения экспертизы.
Письмом N 2532 от 20.11.2012 ООО "Супер Электро-Импульс" в Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области направлено заявление о внесении изменений и дополнений в условия лицензии в части продления срока действия лицензии с приложением обязательных и дополнительных документов.
На основании протокола заседания комиссии по вопросам недропользования от 14.12.2012 N 12/12 в связи с нарушением условий лицензии и по истечении установленного срока действия лицензии принято решение от 18.12.2012 N 15/12 о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР.
Причиной прекращения права пользования недрами, послужило истечение установленного срока действия лицензии и нарушение лицензионного соглашения - Технический проект на отработку месторождения "Красноармейское", проект горного отвода по участку месторождения не согласованы в установленном порядке, а значит, не имеют юридической силы, после оформления горного отвода, ООО "Супер Электро-Импульс" не оформило договор аренды земельного участка, необходимый для ведения работ.
В то же время, как установлено судом, на момент вынесения оспариваемого решения Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области располагал только информацией Северо-Восточного управления Ростехнадзора (письмо от 26.11.2012 N 03/2996 об отсутствии согласования экспертизы промышленной безопасности и проекта горного отвода по участку месторождения ПГС "Красноармейское").
Сведения об отсутствии согласования Технического проекта на разработку месторождения ПГС "Красноармейское" были получены от Управления по недропользованию по Магаданской области (Магаданнедра) письмом N СМ-02/715 от 11.06.2013, то есть после принятия оспариваемого решения о прекращении права пользования недрами, что свидетельствует, по обоснованному выводу суда первой инстанции, о непринятии Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской области необходимых и достаточных мер по выяснению обстоятельств, позволивших сделать вывод о нарушении ООО "Супер Электро-Импульс" условий лицензионного соглашения.
В соответствии со статьей 20 Закона РФ "О недрах" основаниями для прекращения права пользования недрами являются: истечение установленного в лицензии срока ее действия, отказ владельца лицензии от права пользования недрами, возникновение определенного условия, с наступлением которого прекращается право пользования недрами, переоформление лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 ФЗ "О недрах".
В силу статьи 10 ФЗ "О недрах" срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разведки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Предоставление государственной услуги по внесению изменений и дополнений в лицензии осуществляется на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.09.2009 N 315, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Указанный Административный регламент Федерального агентства по недропользованию который определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, осуществляемой осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) и его территориальными органами.
Результатом исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является выдача заявителю зарегистрированного дополнения к лицензии на право пользования недрами или отказ во внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами.
Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Магаданской области, утвержденному Распоряжением МПР РФ N 4-р, Администрации Магаданской области N 82-р от 08.02.2006, песчано-гравийная смесь, на разведку и добычу которой ООО "Супер Электро-Импульс" выдавалась лицензия МАГ 80044 ТР, является общераспространенным полезным ископаемым. На основании абзац 2 пункта 1 приложения 2 к указанному Административному регламенту данный регламент не регулирует вопросы лицензирования пользования участками недр местного значения, к которым в том числе относятся общераспространенные полезные ископаемые.
Правоотношения, возникающие между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской, связанные с внесением изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр регулируется Административным регламентом Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области предоставления государственной услуги по предоставлению в пользование участков недр местного значения на территории Магаданской области, утвержденным приказом Департамента от 01.02.2008 N 21/08 в редакции приказа от 11.03.2012 N 23/12, которым установлена процедура внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр.
Согласно разделу 3.7.1 Регламента "Прием и регистрация поступивших документов", результатом административной процедуры является регистрация заявления и передача на исполнение в отдел природопользования, фиксация результата выполнения административной процедуры производится посредством проставления на заявлении регистрационного штампа (п. 3.7.1.5, п. 3.7.1.6).
Согласно разделу 3.7.2 Регламента "Проверка комплектности поступивших документов", результатом административной процедуры является прием документов к рассмотрению, а в случае некомплектности - направление уведомления об отказе в их рассмотрении и возврат заявителю. Максимальный срок выполнения административной процедуры - не позднее 3 дней со дня регистрации заявления (п. 3.7.2.5, п. 3.7.2.6).
Разделом 3.7.3 Регламента "Рассмотрение документов" предусмотрено, что результатом административной процедуры является принятие комиссией по недропользованию одного из следующих решений: о внесении изменений и дополнений в лицензию - оформляется и регистрируется приложение к лицензии на пользование недрами, об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию в части продления срока действия, если имеются нарушения условий лицензии (п. 3.7.3.4).
На основании п. 3.7.3.2 и п.3.7.3.3 Регламента документы, представленные для внесения изменений и дополнений в лицензию, рассматриваются комиссией по недропользованию. По итогам заседания комиссии оформляется протокол, в котором указывается решение комиссии по недропользованию. Максимальный срок выполнения административной процедуры не позднее 20 дней со дня приема документов к рассмотрению.
Согласно разд. 3.7.4 Регламента "Извещение и выдача документов" результатом административной процедуры является выдача заявителю зарегистрированного приложения к лицензии или направление заявителю мотивированного отказа в части продления срока действия лицензии и возврат документов. Максимальный срок выполнения процедуры не позднее 4 дней со дня подписания протокола заседания комиссии по недропользованию (п. 3.7.4.1, п. 3.7.4.2, п. 3.7.4.3).
Как установлено судом первой инстанции, заявление ООО "Супер Электро-Импульс" о внесении изменений и дополнений в условия лицензии N 2532 от 20.11.2012 рассмотрено Департаментом природных ресурсов администрации Магаданской области с нарушением указанных положений в части соблюдения сроков выполнения соответствующих действий.
При этом, несоблюдение сроков выполнения отдельных административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по внесению изменений и дополнений в лицензию, нарушает права и законные интересы ООО "Супер Электро-Импульс", так как государственная услуга была оказана с нарушением установленного порядка.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями частей 4 и 5 статьи 200 АПК РФ, а также оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, обоснованно признал, что у ООО "Супер Электро-Импульс" отсутствовала возможность надлежащим образом оформить разрешительную документацию в период действия лицензии в связи с несогласованностью действий административных органов, что привело к отсутствию у заявителя реальной возможности надлежащим образом и в установленном законом порядке оформить, согласовать и утвердить технический проект, получить положительное заключение экспертизы промышленной безопасности по материалам технического проекта, горноотводный акт, договор аренды земли.
Согласно части статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания указанной нормы следует, что признание недействительным ненормативного акта, действий (бездействия) возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции установлено несоответствие оспариваемых решения и действий Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области положениям ФЗ "О недрах", Приказа Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий", Административного регламента Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области предоставления государственной услуги по предоставлению в пользование участков недр местного значения на территории Магаданской области от 01.02.2008 N 21/08, Постановления N 118 от 03.03.2010 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых".
Кроме этого, судом также установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт и действия Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области неправомерно лишают ООО "Супер Электро-Импульс" права пользования недрами, следовательно, нарушают права и законные интересы заявителя, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие необходимых критериев, позволяющих признать оспариваемые решение и действия одновременно несоответствующими закону и нарушающим права и законные интересы общества, следовательно, требования ООО "Супер Электро-Импульс" подлежат удовлетворению в указанной части.
Суд также сделал правильный вывод о том, что, поскольку лишение лицензии в силу статьи 49 ГК РФ ограничивает правоспособность юридического лица, лишая возможности заниматься определенным видом деятельности, и соответственно, является мерой государственного принуждения, следовательно, данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, в данном случае мера принуждения в виде прекращения действия лицензии является существенным ограничением прав и законных интересов ООО "Супер Электро-Импульс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ведущим к невозможности осуществления уставной деятельности недропользователя, следовательно, ее применение не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также не является необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
В то же время, суд правомерно признал неподлежащим удовлетворению требование ООО "Супер Электро-Импульс" о возложении на Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области обязанности по рассмотрению вопроса о восстановлении действия лицензии МАГ 80044 ТР по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 ФЗ "О недрах" в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. При этом время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
Таким образом, при досрочном прекращении права пользования недрами восстановлению подлежит действие лицензии на срок, в течении которого действовало приостановление или ограничение права пользования недрами.
Соответственно, в случае прекращения права пользования недрами в связи с истечением срока действия лицензии, восстановление действия лицензии невозможно, поскольку в этом случае действие лицензии подлежит продлению в установленном законом порядке.
Как установлено судом, в данном случае обществом оспаривается решение Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР, принятое в связи с отказом в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР, а также оспариваются действия Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области по отказу в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, при указанных обстоятельствах на Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области не может быть возложена обязанность по рассмотрению вопроса о восстановлении действия лицензии МАГ 80044 ТР.
В то же время, суд, учитывая положения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в соответствии с которым в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, правомерно возложил на Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области обязанность рассмотреть вопрос о продлении действия лицензии МАГ 80044 ТР при условии представления обществом надлежащим образом и в установленном законом порядке оформленной, согласованной и утвержденной технический документации.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал решение Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области о прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 80044 ТР недействительным, действия Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области по отказу в продлении срока действия лицензии МАГ 80044 ТР - незаконными, а также возложил в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Супер Электро-Импульс".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 05.11.2013 по делу N А37-975/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-975/2013
Истец: ООО "Супер Электро-Импульс"
Ответчик: Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области
Третье лицо: Северо-Восточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору