г. Саратов |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А12-24079/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 62, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 ноября 2013 года по делу N А12-24079/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Кулик И.В.)
по заявлению администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области (403171, Волгоградская область, Нехаевский р-н, ст-ца Нехаевская, ул.Ленина, 41, ОГРН 1023405766845, ИНН 3417002951)
к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 62, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29 августа 2013 года по делу N 03-03/13-262 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, вынесенного министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган, министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признанно незаконным и отменено.
Административный орган не огласился с принятым решением, и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 66 94075 0, N410031 66 94074 3, N410031 66 94073 6. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 12 декабря 2013 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что заявитель является субъектом вменённого ему правонарушения, и позиция суда первой инстанции по данному поводу неправильна. Однако оспоренное постановление подлежит отмене на том основании, что административным органом не установлена вина заявителя.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что в нарушение пункта 7.7 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), администрация не представила в министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в установленный срок информацию о платежах граждан за коммунальные услуги в разрезе каждого поселения муниципального района.
Указанное нарушение подтверждается докладной запиской от 25.07.2013 N 31-06-14/209 начальнику департамента тарифного контроля, экономического анализа и работы с обращениями от начальника отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике и газоснабжении департамента тарифного регулирования с приложением списка муниципальных образований, не представивших информацию по запросу министерства от 22.07.2013 (т.1 л.д.50).
Административный орган квалифицировал допущенное нарушение по части 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
15 августа 2013 года административным органом в отсутствие представителя администрации составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т.1. л.д.43-45). О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель извещён надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 02.08.2013 N УРТ-16/2800, уведомлением о вручении почтового отправления N 400066 63 51535 4 (т.1. л.д.47-49).
В этот же день, 15 августа 2013 года, министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
29 августа 2013 года министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области без участия представителя заявителя вынесено постановление по делу N 03-03/13-262 о привлечении администрации к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении администрация извещена надлежащим образом, уведомлением от 15.08.2013 NУРТ-16/2924, уведомлением о вручении почтового отправления N400066 63 51787 7 (т.1. л.д.40-41).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку пришёл к выводу, что администрация не является субъектом вменённого административного правонарушения.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что администрация не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, на которое нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Положениями статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе запрашивать и получать у органа местного самоуправления информацию и иные необходимые сведения по вопросам применения предельных индексов для соответствующего муниципального образования, осуществлять сбор информации о соответствии размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексам, установленным для соответствующего муниципального образовании, а также запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам платы граждан за коммунальные услуги, платы граждан за жилое помещение в формате, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании подпункта 1.1 Положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19 июня 2012 года N 125-п, органом исполнительной власти Волгоградской области, участвующим в проведении единой государственной политики и осуществляющим полномочия в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации программ газификации Волгоградской области, а также в области государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), включая контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области", является министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
В рамках исполнения поручения Федеральной службы по тарифам от 17 июля 2013 года N СЗ-7072/5 о представлении информации об изменении размера платы граждан за коммунальные услуги для составления обобщенного доклада в Правительство Российской Федерации, в адрес администрации на официальный адрес электронной почты: ra_nehaev@volganet.ru Министерством направлен соответствующий запрос с приложением форм для заполнения (исх. N 31-06-10/3915 от 22 июля 2012 года).
При этом, административный орган, руководствуясь пунктами 7.6,7.7 статьи 6 Федерального закона N ФЗ-184, исходил из того, что администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области, являясь органом местного самоуправления, обязана предоставить в орган исполнительной власти субъекта по его запросу и в определяемом им формате информацию и необходимые материалы по вопросам платы граждан за коммунальные услуги в разрезе каждого муниципального образования (поселения) Нехаевского муниципального района с приложением соответствующих заполненных форм (выборочно один жилой дом по степени благоустройства, количество проживающих, отапливаемая площадь и т.д.).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Соответственно, у администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области имелась обязанность по представлению в министерство заращиваемой информации, однако она не была исполнена, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, заявитель является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем неверные выводы суда первой инстанции не привели к принятию незаконного судебного акта ввиду того, что лицо привлечено к ответственности в нарушение статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и презумпции невиновности.
При производстве по делу об административном правонарушении не устанавливалась вина заявителя в совершении выявленного нарушения, материалами дела не зафиксированы данные, позволяющие на стадии рассмотрения дела в суде судить о виновности заявителя.
Письмо министерства, направленное в рамках исполнения поручения Федеральной службы по тарифам от 17 июля 2013 года N СЗ-7072/5 о представлении информации об изменении размера платы граждан за коммунальные услуги для составления обобщенного доклада в Правительство Российской Федерации, в адрес администрации на официальный адрес электронной почты: поступило 22 июля 2013 года.
Срок предоставления информации определён до 15 часов 00 минут 23 июля 2013 года.
Апелляционный суд пришёл к выводу о том, что при привлечении заявителя к административной ответственности административным органом не выяснялись и не устанавливались обстоятельства, позволяющие судить о наличии вины заявителя в допущенном нарушении.
Факт нарушения доказан, и непредставление запрошенной министерством информации в определённый срок под сомнение не ставится.
Однако в ходе проведения административного расследования достоверно не установлено, по чьей вине допущено нарушение.
Административный орган не выяснил, имелась ли у администрации возможность исполнения запроса и представления всей запрашиваемой министерством информации в установленный срок. Не исследовано административным органом и не зафиксировано, имелась ли в распоряжении администрации запрошенная информация, или предполагалось её получение в поселковых администрациях. Указанные сведения в какой-либо форме отсутствуют в материалах дела, однако, они имеют определяющее значение для выводов о наличии реальной возможности исполнить обязанность по предоставлению информации в установленный срок.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает вину заявителя не доказанной.
Согласно статье 26.1. КоАП РФ, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в статье 26.2. КоАП РФ, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В нарушение требований указанных норм и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ не установлены и не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает, что в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2013 по делу N А12-24079/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24079/2013
Истец: Администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгградской области, Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области