город Омск |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А81-4018/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11529/2013) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2013 по делу N А81-4018/2013 (судья Садретинова Н.М.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901012479, ОГРН 1028900510980) к обществу с ограниченной ответственностью "Косатка" (ИНН 8901023960, ОГРН 1108901000405) о взыскании финансовых санкций за нарушение страхователем срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 1 800 руб.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заявитель, орган Пенсионного фонда РФ) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Косатка" (далее - ООО "Косатка", общество, страхователь ) о взыскании финансовых санкций в сумме 1800 руб.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2013 по делу N А81-4018/2013 в удовлетворении заявления орган Пенсионного фонда РФ отказано.
При принятии решения суд первой инстанции, указав на подтвержденный материалами дела факт несвоевременного предоставления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного учета) о застрахованных лицах, тем не менее не нашел правовых оснований для взыскания с ответчика финансовых санкций за данное нарушение в связи с нарушением органом Пенсионного фонда РФ процедуры привлечения ООО "Косатка" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Орган Пенсионного фонда РФ обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на надлежавшее уведомление ООО "Косатка" о рассмотрении акта с учетом представленных страхователем документов 27.12.2012, неявка представителя Общества на рассмотрение акта не является препятствием для рассмотрения материалов проверки и вынесения 09.01.2013 решения N 2 о привлечении лица к ответственности.
До начала судебного заседания от органа Пенсионного фонда РФ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО "Косатка", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
27.11.2012 в орган Пенсионного фонда ООО "Косатка" были представлены сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3 квартал 2012 года, о чем составлена расписка в приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц.
При проведении проверки данных сведений на предмет своевременности их представления должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа был установлен факт представления указанных сведений с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ NОб индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ).
В связи с чем 27.11.2012 органом Пенсионного фонда РФ составлен акт N 2 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. К акту приложен расчет финансовых санкций ООО "Косатка".
Данный акт с указанием времени, места и даты рассмотрения материалов проверки был направлен в адрес страхователя по почте заказным письмом с уведомлением, что подтверждается материалами дела.
Согласно акту N 2 от 27.11.2012, рассмотрение материалов проверки назначено на 27.12.2012 в 10-00 часов.
Рассмотрение акта состоялось в отсутствие представителя ответчика, что следует из решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.01.2013 N 2 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27- ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за 3 квартал 2012 года платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1800 руб. 00 коп.
Решение также отправлено страхователю почтовой связью, что подтверждается материалами дела.
На основании указанного решения в адрес заинтересованного лица было выставлено требование от 08.02.2013 N 1, которым Обществу было предложено в добровольном порядке в срок до 11.03.2013 уплатить штрафные санкции в размере 1800 руб. 00 коп.
Неисполнение Обществом требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд с настоящим заявлением.
23.10.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 ЗаконаN 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные федеральным законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество не исполнило возложенную на него действующим законодательством обязанность по своевременному предоставлению индивидуальных сведений в отношении
застрахованных лиц за 3 квартал 2012 года, сведения предоставлены 27.11.2012, в то время как должны быть предоставлены не позднее 15.11.2012.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, нарушение Обществом сроков представления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, влечет наступление ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, органом Пенсионного фонда РФ существенно нарушена процедура привлечения Общества к ответственности.
Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Указанной нормой также определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом. Таким образом, при привлечении страхователей к ответственности применяется процедура, установленная названным Законом.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регламентирован в статье 39 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, статьей 39 Закона N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения).
Как следует из материалов дела, о дате и времени рассмотрения материалов проверки Общество было извещено актом проверки от 27.11.2012 N 2.
В акте указано, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится в 10-00 часов 27.12.2012.
В то же время, как следует из решения N 2, рассмотрение материалов проверки состоялось 09.01.2013. Документы, свидетельствующие о надлежащем уведомлении Общества о дате и времени рассмотрения материалов проверки 09.01.2013 в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что положениями Закона N 212-ФЗ не закреплена обязанность рассмотрения материалов проверки и принятие по результатам такого рассмотрения решения в один день, несостоятелен, поскольку нарушение процедуры привлечения Общества к ответственности выразилось не в том, что решение N 2 было вынесено позже рассмотрения акта и материалов проверки, а в том, что фактически рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоялось не 27.12.2012, а 09.01.2013, что прямо следует из содержания решения N2.
Довод апелляционной жалобы о том, что рассмотрение материалов проверки состоялось 27.12.2012 не находит документального подтверждения и опровергается содержанием решения N 2, из которого не следует, что такое рассмотрение имело место 27.12.2012.
Более того, на день вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности - 09.01.2013, заявитель не располагал сведениями о получении Обществом акта проверки от 27.11.2012 N 2 в котором содержались сведения о дате и времени рассмотрения материалов проверки. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru), заказное письмо с указанным актом (внутрироссийский почтовый идентификатор - 62900756007905) было возвращено заявителю органом почтовой связи в связи с истечением срока хранения 14.01.2013, а получено данное письмо Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа было только 18.01.2013.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности решения Органа пенсионного фонда РФ от 09.01.2013 N 2 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с ООО "Касатка" штрафа в сумме 1 800 руб.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявления Органа Пенсионного фонда РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало -Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2013 по делу N А81-4018/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4018/2013
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Косатка"