г. Самара |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А65-18708/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 ноября 2013 года по делу N А65-18708/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан (налоговый орган) о признании решения N 2443 от 14.06. 2013 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 ноября 2013 года по делу N А65-18708/2013 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Республики Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 2443 от 14.06.2013 г. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным применением закона и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:090313:7, общей площадью 6 830 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5.
Заявителем 30.01.2013 г. в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 322 999 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной (36 704 420 руб.), установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно, поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка 16:50:090313:7 на основании решения суда внесены 03.08.2012 г., в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу за 2012 год на 58 037 379 руб.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 94 741 799 руб., утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
По результатам проверки налоговым органом 14.06.2013 г. вынесено решение N 2443 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 102 145, 80 руб. Указанным решением Обществу доначислена недоимка по земельному налогу за 2012 год в размере 510 729 руб. и пени в размере 36 863, 95 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением вышестоящего налогового органа от 26.07.2013 г. N 2.14-0-18/016407@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Поэтому средняя кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка соотносятся между собой как усредненная и индивидуализированная, а не как ошибочная и достоверная.
Корректировка кадастровой стоимости может производиться, в том числе по инициативе владельца земельного участка. Являясь правом субъекта земельных правоотношений, корректировка кадастровой стоимости земельного участка влечет юридические последствия, в том числе для целей налогообложения, с момента реализации указанного права в установленном законом порядке (с момента вступления решения суда в законную силу, вступления в силу решения уполномоченного органа). До указанной даты отсутствуют правовые основания для неприменения ранее установленной кадастровой стоимости, если иное не вытекает из соответствующего судебного акта или решения уполномоченного органа.
Из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 вытекает, что дата, на которую определяется рыночная стоимость объекта недвижимости, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка в размере рыночной - 36 704 420 руб.
Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012 в государственный кадастр недвижимости 03.08.2012 г. внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с налогового периода 2012 г.
Довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 г. лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013 г. является несостоятельным.
Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в целях исчисления земельного налога измененная кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с начала налогового периода, в котором соответствующий судебный акт вступил в законную силу, то есть с 01.01.2012 г., как подлежала бы применению с 01.01.2012 г. по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 при отсутствии решения суда от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Как усматривается из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 г. N 7701/12 запрет на изменение налоговой базы главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает неправомерным доначисление земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
Принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 06.11.2012 г. N : 7701/12, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговый орган в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости, должен был исчислить земельный налог в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленного судебным актом.
Ссылки на письма Минфина России обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку разъяснения уполномоченных государственных органов по применению соответствующих норм налогового законодательства противоречивы. При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями действующего законодательства с учетом их систематического толкования.
Исходя из совокупности норм части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, норм главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправомерности исчисления налоговым органом налоговой базы за 2012 год без учета изменения кадастровой стоимости и о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган был не вправе производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 ноября 2013 года по делу N А65-18708/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18708/2013
Истец: ОАО "Комбытсервис", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара