г. Чита |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А78-6240/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 ноября 2013 г. по делу N А78-6240/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича к Администрации городского округа "Город Чита" Комитет по управлению имуществом о признании незаконным, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, решения Администрации городского округа "Город Чита" об отказе индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. в предоставлении в собственность земельных участков для размещения объектов потребительного рынка, оформленного письмом N 2565 от 24.04.2013 года, об обязании Администрации городского округа "Город Чита" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича, а именно: обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с Кадастровым номером 75:32:030854:416, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 128 для обслуживания торгового объекта, обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с кадастровым номером 75:32:030744:1357, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новобульварная, 135а; обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с кадастровым номером 75:32:030761:480, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 69 а., (суд первой инстанции - Ю.В.Судакова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Пименова О.В. (доверенность от 13.01.2014 N 48-9);
установил:
Индивидуальный предприниматель Скворцов Александр Валентинович (ОГРН 304753413400227, ИНН 753600105442, далее - заявитель, предприниматель, Скворцов А.В.) обратился в Арбитражный суд забайкальского края с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229, далее- комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, решения Администрации городского округа "Город Чита" об отказе индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. в предоставлении в собственность земельных участков для размещения объектов потребительного рынка, оформленного письмом N 2565 от 24.04.2013 года,
об обязании Администрации городского округа "Город Чита" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича, а именно:
обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с Кадастровым номером 75:32:030854:416, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 128 для обслуживания торгового объекта,
обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с кадастровым номером 75:32:030744:1357, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новобульварная, 135а
обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с кадастровым номером 75:32:030761:480, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 69 а.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича (ОГРН 304753413400227, ИНН 753600105442) к Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229) о признании незаконным, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации решения Администрации городского округа "Город Чита" об отказе индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. в предоставлении в собственность земельных участков для размещения объектов потребительного рынка, оформленного письмом N 2565 от 24.04.2013 года, а также об обязании Администрации городского округа "Город Чита" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича, а именно:
обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с Кадастровым номером 75:32:030854:416, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 128 для обслуживания торгового объекта,
обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с кадастровым номером 75:32:030744:1357, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новобульварная, 135а,
обязать Администрацию городского округа "Город Чита" предоставить в собственность индивидуальному предпринимателю Скворцову А.В. земельный участок с кадастровым номером 75:32:030761:480, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 69 а - отказано.
В обоснование суд первой инстанции указал, что спорные участки находятся в границах улиц, право собственности на которые зарегистрировано за городским округом "Город Чита", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: серии 75 АА N 110873, N 172579, N 276942, они не подлежат приватизации в силу установленного законодательного запрета на приватизацию земельных участков общего пользования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05.11.2013 года по делу N А78-6240/2013. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что Администрацией городского округа "Город Чита" не был доказан тот факт, что испрашиваемые земельные участки относятся к территориям общего пользования, а также не был доказан факт нахождения участков в границах красных линий, в силу чего вывод суда об отнесении спорных земельных участков к местам общего пользования, и как следствие, применение судом статьи пункта 12 статьи 85 ЗК РФ являются необоснованными.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.12.2013 г.
Предприниматель представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672002 68 85462 9672002 68 85763 6.
Представитель комитета дала пояснения согласно позиции в суде первой инстанции. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Индивидуальный предприниматель Скворцов А.В. поставлен на учет Межрайонной инспекцией ФНС N 2 по городу Чите, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 304753413400227, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 21.06.2013 г. (т.1 л.д.8-15).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 марта 2013 года предприниматель подал заявления в комитет (т.1 л.д.30), о предоставлении в собственность земельных участков:
с кадастровым номером 75:32:030854:416, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 128 для обслуживания торгового объекта,
с кадастровым номером 75:32:030744:1357, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новобульварная, 135а
с кадастровым номером 75:32:030761:480, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 69 а.
Заинтересованное лицо письмом N 2565 от 24.04.2013 года (т.1 л.д.31), отказало предпринимателю в предоставлении в собственность указанных земельных участков, со ссылкой на статью 85 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ).
Предприниматель, считая указанное письмо незаконным и нарушающим его права, оспорил его в Арбитражный суд Забайкальского края.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя комитета в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким предписанием. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции правильно установлено следующее.
Земельные участки закреплены за предпринимателем Скворцовым А.В. на праве аренды согласно распоряжения администрации города Читы и распоряжений мэра г. Читы и заключенным на их основе договоров аренды.
Согласно выпискам из адресного реестра зданий и сооружений земельные участки предоставлены предпринимателю под размещение остановочного киоска, для размещения временного торгового киоска с остановочным навесом, для размещения временного торгового киоска (т.1 л.д. 32-34).
25 марта 2013 года предприниматель подал заявления в комитет, о предоставлении в собственность земельных участков:
с кадастровым номером 75:32:030854:416, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 128 для обслуживания торгового объекта,
с кадастровым номером 75:32:030744:1357, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новобульварная, 135а
с кадастровым номером 75:32:030761:480, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 69 а.
Заинтересованное лицо письмом N 2565 от 24.04.2013 года, отказало предпринимателю в предоставлении в собственность указанных участков, ссылаясь на положения статьи 85 ЗК РФ и указывая на то, что испрашиваемые участки находятся в пределах границ красных линий.
Оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским 5 законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичная норма содержится в абзаце третьем пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
По смыслу норм, закрепленных в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правовой режим земельных участков должен определяться на основании принятых органами местного самоуправления правил землепользования и застройки и установленных ими градостроительных регламентов.
Пунктом 9 указанной статьи установлено, что градостроительный регламент -устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из пункта 11 указанной статьи следует, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В пункте 12 этой же статьи определено, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе, в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.
Исходя из того, что спорные участки находятся в границах улиц, право собственности на которые зарегистрировано за городским округом "Город Чита", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: серии 75 АА N 110873, N 172579, N 276942, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что они не подлежат приватизации в силу установленного законодательного запрета на приватизацию земельных участков общего пользования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нахождение испрашиваемых земельных участков в границах красных линий и на территории общего пользования не подтверждается материалами дела, отклоняются, как не соответствующие материалам дела, поскольку в свидетельствах о государственной регистрации права 75 АА N 110873, N 172579, N 276942 при описании объекта прав прямо указано, что данные земельные участки являются землями населенного пункта для обслуживания улиц и их реконструкции. Сами по себе земельные участки были предоставлены предпринимателю в аренду под использование остановочных киосков. Апелляционный суд также отмечает, что, поскольку киоски не являются объектами недвижимости, право на которые зарегистрировано, то и оснований для выводов о наличии у предпринимателя исключительного права на приобретение в собственность земельных участков под ними не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 ноября 2013 года по делу N А78-6240/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6240/2013
Истец: ИП Скворцов Александр
Ответчик: Администрация городского округа "Город Чита"