27 января 2014 г. |
А11-6292/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ВЛАДАЛКО" (ИНН 3302008555, ОГРН 1023303351235, г. Владимир) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2013 по делу N А11-6292/2013,
принятое судьей Мокрецовой Т.М.
по заявлению открытого акционерного общества "ВЛАДАЛКО" о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.07.2013 N 4.2.-0229-пл-Пс/0421-2013/1.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "ВЛАДАЛКО" - Русанен Н. Ф. по доверенности от 25.03.2013 N 25.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя открытого акционерного общества "ВЛАДАЛКО", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) была проведена плановая выездная плановая проверка открытого акционерного общества "ВЛАДАЛКО" (далее - Общество, ОАО "Владалко") на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 62, а также соблюдения лицензионных требований, требований по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
В ходе проверки выявлен факт нарушения Обществом требований пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 4 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009, а именно:
Обществом не переоформлена лицензия на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а именно:
в лицензии от 11.02.2011 N ВП-А15-000968 (ЖСХ) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в строке "вид осуществляемой деятельности" не указано "хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, а также муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий";
не проведены работы по продлению безопасной эксплуатации здания, в котором расположен опасный производственный объект - склад сырьевой (спирт), с целью определения технического состояния и принятия решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации.
По результатам проверки 28.06.2013 оформлен акт N 4.2.-0229-пл-А/0421-2013 и 04.07.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 4.2.-0229-пл-Пр/0421-2013/1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уполномоченное должностное лицо, рассмотрев материалы административного дела, 12.07.2013 вынесло постановление N 4.2.-0229-пл-Пс/0421-2013/1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 28.10.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права Российской Федерации, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество полагает, что Управлением при проведении проверки допущено грубое нарушение установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований, а именно в нарушение части 12 статьи 9 указанного закона административный орган не известил Общество о проведении в отношении него плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, с копией приказа о проведении проверки от 14.06.2013 N 229 Общество было ознакомлено непосредственно в день проверки 24.06.2013, что подтверждается подписью директора.
Общество пояснило, что указанный приказ путем направления факсимильного сообщения в его адрес не поступал.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что предоставлена копия журнала телефонограмм не может являться доказательством вручения копии приказа о проведении проверки и уведомления, поскольку из указанного журнала не усматривается, кто принял факс по факсимильной связи и какого содержания.
Общество указало, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении оно извещено не было.
ОАО "Владалко" отметило, что Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ, вступившего в силу 15.03.2013, не относит склад сырьевого спирта, указанный в свидетельстве о регистрации А 15 02337, к опасным производственным объектам, так как в нем одновременно хранится не более 200 тонн спирта.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционной жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен запрет при привлечении к административной ответственности на использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Из материалов дела усматривается, что Общество привлечено к административной ответственности по результатам проведения плановой выездной проверки.
Правоотношения по проведению плановой проверки урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" каких-либо особенностей относительно порядка уведомления о проведении плановой проверки юридического лица не содержит.
Приказом о проведении плановой выездной проверки от 14.06.2013 N 229 период проверки определен с 24.06.2013 по 28.06.2013 (т.4 л.д.58-61).
Следовательно, административный орган должен был уведомить Общество о проведении проверки с учетом выходных дней не позднее 19.06.2013.
Фактически копия приказа о проведении плановой выездной проверки от 14.06.2013 N 229 была получена генеральным директором Общества Кудерцевым О. А. под роспись в день проведения проверки 24.06.2013.
Следовательно, в данном случае административный орган не уведомил Общество о проведении проверки за три рабочих дня до её начала.
Представленные в материалы дека копии отчетов об отправке факса и журнал телефонограмм не являются доказательствами надлежащего извещения Общества о проведении проверки в силу следующего.
Как следует из записи в журнале телефонограмм административного органа, 18.06.2013 в 08 час. 47 мин. в адрес Общества был направлен приказ от 14.06.2013 N 229 на 7 страницах и уведомление (т.4 л.д.63-64).
Из материалов дела следует, что уведомление о проведении плановой проверки от 18.06.2013 составлено на 1 листе (т.4 л.д.62).
В журнале телефонограмм отсутствуют сведения о должностном лице Общества, принявшем сообщение, сам факт записи в журнале о направлении информации не может свидетельствовать о её получении Обществом.
Представленные Управлением в материалы дела отчеты об отправке факса свидетельствуют о направлении в адрес Общества лишь 4 листов из необходимых 8 листов, три из которых прошли с результатом "нормально", при оправке четвертого листа произошел затор документа (т.4 л.д.65-66). При этом не представляется возможным установить, страницы с какой информацией получены Обществом.
При таких обстоятельствах Управление не представило суду доказательств отправки текста приказа от 14.06.2013 N 229 на 7 страницах и уведомления о проверки на 1 странице факсимильной связью с указанием на результат его прохождения (получения).
Иные способы извещения о проверке Управлением не предпринимались.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям относится в том числе нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 в части срока уведомления о проведении проверки.
В рассматриваемом случае административный орган допустил грубое нарушение порядка проведения проверки, в связи с чем результаты такой проверки, в том числе акт от 28.06.2013 N 4.2.-0229-пл-А/0421-2013 и составленный на его основании протокол об административном правонарушении от 04.07.2013 N 4.2-0229-пл-Пр/0421-2013/1, не могут рассматриваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона.
Наличие существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в связи с чем вопросов о наличии или отсутствии в действиях Общества события и состава правонарушения судом апелляционной инстанции не выяснялся.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает оспариваемое постановление Управления незаконным, а вывод суда первой инстанции об обратном ошибочным.
Апелляционную жалобу Общества следует удовлетворить, постановление Управления от 12.07.2013 N 4.2.-0229-пл-Пс/0421-2013/1 - признать незаконным и отменить, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих для дела
Арбитражным судом Владимирской области нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2013 по делу N А11-6292/2013 отменить.
Постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.07.2013 N 4.2.-0229-пл-Пс/0421-2013/1 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6292/2013
Истец: ОАО "ВЛАДАЛКО"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимирской области