г. Вологда |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А13-2759/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.
при участии от Администрации города Вологды Крымовой Т.Е. по доверенности от 24.09.2013 N 3-1-2-2/1684,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дружинина Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 июля 2013 года по делу N А13-2759/2013 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Дружинин Андрей Владимирович (ОГРНИП 310352521400026; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Вологды о признании незаконным бездействия по продлению срока действия договора N 24-6351А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города, с кадастровым номером 35:24:0402011:0056, площадью 127 кв. м, находящегося по адресу: город Вологда, улица Псковская, вблизи дома N 7, выразившегося в непринятии в период с 07.12.2012 по 09.01.2013 правового акта администрации города Вологды о продлении срока аренды земельного участка. Предприниматель также просил обязать администрацию города Вологды принять правовой акт по заявлению индивидуального предпринимателя Дружинина Андрея Владимировича от 28.11.2012 о продлении срока действия договора N 24-6351А о предоставлении в аренду земельного участка.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласен. В апелляционной жалобе указывает на факт обращения с заявлением о продлении договора в пределах срока, установленного для заявления сторонами намерений о его продлении. Считает, что Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды не является уполномоченным органом по распоряжению земельным участком, действия Администрации, выполненные после принятия Комиссией по выбору земельных участков решения от 06.12.2012 о возможности продления договора на один год, не могут быть приняты как основание для отказа в удовлетворении требований Предпринимателя.
Представитель Администрации в отзыве на апелляционную жалобу и в заседании суда просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения. Указывает на то, что Комиссия по выбору земельных участков является совещательным органом при Администрации и ее решения носят рекомендательный характер. Считает, что Предприниматель не может быть признан арендатором, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности в смысле статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как в период действия договора аренды земельного участка имел задолженность по арендной плате.
Определением суда первой инстанции от 09.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды (160000, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6 "а").
Предприниматель, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Администрации, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы города Вологды от 24.12.2003 N 4254 и договора N 24-6351А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города (листы дела 20-23; далее - договор N 24-6351А), с учетом дополнительных соглашений к этому договору от 21.12.2007 N 1, от 28.03.2011 N 2, от 30.08.2011 N 3, от 12.05.2012 N 4, Предприниматель использовал для размещения временного сооружения находящийся на территории муниципального образования "Город Вологда" земельный участок с кадастровым номером 35:24:0402011:0056, площадью 127 кв. м, относящийся к категории - земли населенных пунктов, имеющий местоположение: вблизи дома N 7 по улице Псковской города Вологды (далее - земельный участок). Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена. Срок действия указанного договора предусмотрен до 31.12.2012 (пункт 1 дополнительного соглашения от 12.05.2012 N 4 к договору N 24-6351А).
С целью продления действия данного договора аренды Предприниматель 28.11.2012, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 6.3.2 договора N 24-6351А и пунктом 5.2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением администрации города Вологды от 13.09.2012 N 5313, обратился в Департамент градостроительства администрации города Вологды с заявлением (вх. N 2493), в котором просил оформить продление срока аренды земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402011:0056 площадью 150 кв. метров на 5 лет (листы дела 17, 76; далее - заявление Предпринимателя от 28.11.2012).
Администрацией по результатам рассмотрения заявления Предпринимателя от 28.11.2012 не принят правовой акт о продлении срока действия договора аренды N 24-6351А, и не заключено с Предпринимателем дополнительное соглашение к этому договору.
Считая, что Администрацией в период с 10.01.2013 допущено незаконное бездействие в части продления срока действия договора N 24-6351А, выразившееся в непринятии правового акта Администрации о продлении срока аренды земельного участка, и данное бездействие нарушает права Предпринимателя на продление срока действия договора N 24-6351А, он обратился с заявленными исковыми требованиями в арбитражный суд.
По существу Предпринимателем в арбитражный суд заявлены требования обязать администрацию принять решение о заключении нового договора аренды земельного участка.
На основании Закона Вологодской области от 25.05.2012 N 2771-ОЗ признан утратившим силу Закон Вологодской области от 20.11.2006 N 1518-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", в связи с чем, с учетом положений абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 03.09.2012 распоряжение земельными участками на территории муниципального образования "Город Вологда", государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Администрацией города Вологды.
Статьей 2 Закона Вологодской области от 25.05.2012 N 2771-ОЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" участвует в правоотношениях, связанных с использованием (предоставлением) земельных участков, в соответствии с действующим законодательством.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержден постановлением Администрации города Вологды от 13.09.2012 N 5313 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - Порядок от 13.09.2012 N 5313).
Согласно пунктам 5.2, 5.3 Порядка от 13.09.2012 N 5313 заявители, заинтересованные в продлении срока аренды, обращаются в уполномоченный орган Администрации города Вологды в сфере градостроительства или уполномоченный орган Администрации города Вологды в сфере имущественных отношений в соответствии с компетенцией, определенной в пункте 5.1 Порядка, не менее чем за 45 дней до истечения срока аренды (если иное не указано договором аренды).
Уполномоченный орган Администрации города Вологды в сфере имущественных отношений или уполномоченный орган Администрации города Вологды в сфере градостроительства в пределах своей компетенции по заявлению о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, продлении срока аренды в течение 7 календарных дней со дня поступления заявления готовит предложения на рассмотрение Комиссии по отбору земельных участков.
Департамент имущественных отношений администрации города Вологды (далее - Департамент имущественных отношений) является функциональным органом администрации города Вологды, не наделенным правами юридического лица, и действует на основании Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Вологды, утвержденного постановлением Главы города Вологды от 07.08.2006 N 3088 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Вологды" (далее - Положение от 07.08.2006 N 3088).
К числу функций Департамента имущественных отношений относится, в том числе, обеспечение подготовки и заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также подготовка соглашений о внесении изменений, дополнений, о расторжении вышеуказанных договоров, ведение их учета (пункт 3.12.7.10 Положения от 07.08.2006 N 3088).
Материалами дела, в том числе уведомлением от 29.11.2012 N 7-0-13/11854, почтовым уведомлением ООО КС "Информ-Курьер" N ZA0001026886, штемпелем ООО КС "Информ-Курьер" на конверте, подтверждается, что Департамент имущественных отношений, выполняющий от имени Администрации функции арендодателя по договору N 24-6351А, в ответ на заявление Предпринимателя от 28.11.2012 о продлении действия договора аренды земельного участка направил 30.11.2012 по адресу, соответствующему месту жительства заявителя, письмо об отказе от продления указанного договора (листы дела 9-11, 106, 107). В этом уведомлении Департамент имущественных отношений сообщил, что намерения по возобновлению договора аренды на новый срок у него отсутствуют и известил Предпринимателя о прекращении действия договора N 24-6351А по окончании его срока, то есть с 31.12.2012.
Исходя из вышеизложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Администрацией выполнены действия по уведомлению заявителя о расторжении договора аренды, предусмотренные абзацем вторым пункта 5.4 Порядка от 13.09.2012 N 5313.
То обстоятельство, что направленное администрацией уведомление от 29.11.2012 N 7-0-13/11854 вернулось отправителю 09.01.2013 по причине истечения срока хранения и не было получено Предпринимателем, не свидетельствует о бездействии Администрации при рассмотрении заявления Предпринимателя от 28.11.2012.
Выполнение процедуры, предусмотренной абзацем вторым пункта 5.4 Порядка от 13.09.2012 N 5313, не предполагает принятие Администрацией правового акта.
Требования об оспаривании действий Администрации по отказу Предпринимателю в продлении срока действия договора N 24-6351А суду не заявлены и предметом рассмотрения не являлись.
Материалами дела подтверждается, что заявление Предпринимателя от 28.11.2012 рассматривалось также Комиссией по отбору земельных участков Администрации (далее - Комиссия), и 06.12.2012 принято решение о возможности продления срока аренды земельного участка для эксплуатации торгового павильона, расположенного вблизи дома N 7 по улице Псковской (пункт 25 протокола N 403 заседания Комиссии от 06.12.2012; листы дела 83-85). Впоследствии по тому же вопросу Комиссия 01.03.2013 приняла решение о невозможности продления срока аренды земельного участка для эксплуатации торгового павильона, расположенного вблизи дома N 7 по улице Псковской, поскольку в едином государственном реестре прав погашена запись об аренде указанного земельного участка. В связи с данным обстоятельством Комиссия отменила решение, изложенное в пункте 25 протокола заседания Комиссии N 403 от 06.12.2012. (пункт 34 протокола N 413 заседания Комиссии от 01.03.2013; листы дела 87-88).
При оценке довода жалобы относительно действий Администрации после принятия Комиссией вышеуказанных решений суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Комиссия по выбору земельных участков при администрации города Вологды действует на основании Положения, утвержденного постановлением Главы города Вологды от 29.03.2007 N 1288 (далее - Положение от 29.03.2007 N 1288).
Из положений пункта 3.1.2 Положения от 29.03.2007 N 1288, пункта 5.4 Порядка от 13.09.2012 N 5313 следует, что Комиссии предоставлены полномочия, в частности, на принятие решений о возможности либо невозможности продления срока действия договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для использования в целях, указанных в заявлении.
Из абзаца второго пункта 5.4 Порядка от 13.09.2012 N 5313 следует, что в случае принятия решения Комиссии о невозможности продления срока аренды земельного участка для использования в целях, указанных в заявлении, уполномоченный орган администрации города Вологды в сфере имущественных отношений или уполномоченный орган администрации города Вологды в сфере градостроительства в пределах своей компетенции в течение тридцати календарных дней со дня утверждения протокола Комиссии Главой города Вологды уведомляет заявителя о расторжении договора аренды в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5.4 Порядка от 13.09.2012 N 5313 в случае принятия решения Комиссии о возможности продления срока аренды земельного участка для использования в целях, указанных в заявлении, уполномоченный орган Администрации города Вологды в сфере имущественных отношений или уполномоченный орган Администрации города Вологды в сфере градостроительства в пределах своей компетенции в течение тридцати календарных дней со дня утверждения протокола Комиссии Главой города Вологды обеспечивает подготовку, принятие и направление заявителю правового акта Главы города Вологды о продлении срока аренды.
В силу абзацев второго и третьего пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участкам, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Структура органов местного самоуправления города Вологды предусмотрена статьей 28 Устава муниципального образования "Город Вологда". Комиссия по выбору земельных участков при администрации города Вологды данной статьей не предусмотрена.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Вологда" администрация города Вологды осуществляет иные полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные законодательством, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Вологодской городской Думы к компетенции представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, иных органов местного самоуправления.
Из положений пунктов 1, 2 решения Вологодской городской Думы от 06.05.2010 N 342 "О реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда" следует, что органы местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" участвуют в реализации отдельных государственных полномочий, не переданных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), в частности, предусмотренных пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Вологда", за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Осуществление данных полномочий обеспечивается администрацией города Вологды и финансируется за счет средств бюджета города Вологды в пределах выделенных на эти цели ассигнований.
Структура администрации города Вологды утверждена решением Вологодской городской Думы от 27.11.2009 N 179 "Об утверждении структуры Администрации города Вологды". Комиссия по выбору земельных участков при администрации города Вологды в структуру администрации не включена.
С учетом вышеизложенного Комиссия является совещательным органом при Администрации, решения Комиссии носят рекомендательный характер. Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что предусмотренная абзацем третьим пункта 5.4 Порядка от 13.09.2012 N 5313 правовая норма не может быть истолкована как содержащая безусловную обязанность органа местного самоуправления принять правовой акт о продлении срока аренды земельного участка в случае принятия Комиссией решения о возможности продления срока аренды земельного участка для использования в целях, указанных в заявлении.
Обязанность доказывания в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на каждую из сторон.
В данном случае Предприниматель не доказал, что факт подачи заявления от 28.11.2012 повлек возникновение у Администрации следующих обязанностей: издать правовой акт о продлении срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного предпринимателю для размещения временного сооружения; заключить с Предпринимателем соответствующее дополнительное соглашение к этому договору о продлении срока его действия.
Ссылка Предпринимателя на наличие у него преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка на новый срок в силу статьи 621 ГК РФ) и условий договора аренды N 24-6351А, не принимается судом по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 209, 264, 421 и 621 ГК РФ, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.07.2005 N 3440/05 изложил правовую позицию, согласно которой преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок может быть реализовано им только в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьему лицу.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17540/11.
Судом по настоящему делу не был установлен факт передачи Администрацией спорного земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402011:0056 в аренду какому-либо третьему лицу. Предприниматель в данном случае также не ссылался на факт передачи Администрацией спорного земельного участка в аренду иному лицу.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным бездействия Администрации по продлению действия договора N 24-6351А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города, с кадастровым номером 35:24:0402011:0056, выразившегося в непринятии в период с 10.01.2013 правового акта о продлении срока аренды земельного участка. По тем же основаниям Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленного требования об обязании администрации города Вологды принять правовой акт о продлении срока действия договора N 24-6351А о предоставлении в аренду земельного участка.
Состав Комиссии по выбору земельных участков при администрации города Вологды утвержден постановлением администрации города Вологды от 26.11.2012 N 6883 (приложение N 1).
Пунктом 5.4 Положения от 29.03.2007 N 1288 предусмотрено, что Комиссия правомочна решать вопросы, если на ее заседании присутствуют более половины от установленного числа ее членов.
На момент принятия Комиссией решений от 06.12.2012, от 01.03.2013 в состав Комиссии входили 17 человек (без учета изменений, внесенных постановлением администрации города Вологды от 24.04.2013 N 3390).
Копией протокола N 413 заседания Комиссии по выбору земельных участков при администрации города Вологды от 01.03.2013 (подлинник обозревался в судебном заседании 18.07.2013) подтверждается, что при принятии Комиссией решения от 01.03.2013 на ее заседании присутствовали 9 членов данной Комиссии, то есть более половины от установленного числа ее членов.
В связи с изложенным довод Предпринимателя о том, что вышеуказанное решение принято Комиссией 01.03.2012 в отсутствие необходимого кворума, правомерно не принят судом первой инстанции.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку Предпринимателем не представлен подлинный платёжный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и в связи с отказом в её удовлетворении с Предпринимателя подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 100 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 июля 2013 года по делу N А13-2759/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Дружинина Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Взыскать с предпринимателя Дружинина Андрея Владимировича в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 100 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2759/2013
Истец: Предприниматель Дружинин Андрей Владимирович
Ответчик: Администрация г. Вологды
Третье лицо: Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды