г. Томск |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А67-5353/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Маткина В. Е. по дов. от 09.01.2014, Стрельцовой С. В. по дов. от 22.01.2014, Пашковой А. С. по дов. от 09.01.2014, Бакун Е. И. по дов. от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 18.11.2013 по делу N А67-5353/2013 (судья Панкратова Н. В.) по заявлению Департамента лесного хозяйства Томской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права от 03.07.2013 N 01/165/2013-098, третьи лица: государственное научное учреждение Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства и торфа Российской академии сельскохозяйственных наук, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент лесного хозяйства, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 03.07.2013 N 01/165/2013-098.
Определением суда от 06.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственное научное учреждение Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства и торфа Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии, учреждение) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ Росимущества).
21.10.2013 ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании его третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора с требованием о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 03.07.2013 N 01/165/2013-098 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии на часть лесного участка Корниловского лесничества, относящегося к землям лестного фонда, находящегося в Корниловском лесничестве, Томско-Обском участковом лесничестве, квартале 56, выделах 55, 60-62, квартале 64, выделах 12,13, 18-24, 48, квартале 65, выделе 30, площадью 120 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 8328-2013-02, оформленное сообщением от 03.07.2013 N 01/165/2013-098.
Определением суда от 23.10.2013 ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.11.2013 требования Департамента лесного хозяйства о признании незаконным отказа в государственной регистрации права от 03.07.2013 N 01/165/2013-098 оставлены без удовлетворения; требования ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии удовлетворены - суд признал недействительным решение об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Государственному научному учреждению Сибирский научно-исследовательского институт сельского хозяйства и торфа Российской академии сельскохозяйственных наук на часть лесного участка Корниловского лесничества, относящегося к землям лестного фонда, находящегося в Корниловском лесничестве, Томско-Обском участковом лесничестве, квартале 56, выделах 55, 60-62, квартале 64, выделах 12,13, 18-24, 48, квартале 65, выделе 30, площадью 120 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 8328-2013-02, оформленное сообщением от 03.07.2013 N 01/165/2013-098. Суд обязал Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного научного учреждения Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства и торфа Российской академии сельскохозяйственных наук.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо приводит следующие доводы:
- указанные учреждением причины пропуска срока на обжалование не являются уважительными, действия заявителя по обращению в Департамент лесного хозяйства в июле 2013 года с требованием об оказании содействия не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд;
- действующее законодательство не рассматривает часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости и объекта такого вещного права как постоянное (бессрочное) пользование, следовательно, распоряжение Департамента от 19.02.2013 N 158 по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства; оснований для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за учреждением части земельного участка не имелось.
Департамент и ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии в отзывах на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным. Просили оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра настаивал на доводах жалобы, представители Департамента и третьих лиц просили в ее удовлетворении отказать.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19.02.2013 Департаментом лесного хозяйства Томской области издано распоряжение N 158 о предоставлении ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии в постоянное (бессрочное) пользование части лесного участка Корниловского лесничества, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано под условным номером 70-70/03/189/2008-435, относящегося к землям лесного фонда, находящегося в Корниловском лесничестве, Томско-Обском лесничестве, квартале 56, выделах 55, 60-62, квартале 64, выделах 12, 13, 18-24, 48, квартале 65, выделе 30, площадью 120 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 8328-2013-02 (далее также - испрашиваемый, спорный участок).
Актом приема-передачи от 19.02.2013 указанная часть лесного участка передана ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии.
14.05.2013 ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии обратилось в Управление Росеестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования объектом недвижимого имущества - лесного участка по адресу: Томская область, Томский район, Корниловское лесничество, кадастровый номер: 70:14:0000000:1312 (входящий номер 01/165/2013-098).
В качестве правоустанавливающего документа для регистрации права ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии представило распоряжение Департамента лесного хозяйства от 19.02.2013 N 158.
31.05.2013 государственная регистрация прав была приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации на срок до 30.06.2013.
03.07.2013 Управлением Росреестра, в связи с неустранением заявителем причин, послужившим основанием для приостановления государственной регистрации прав, на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемого лесного участка, с указанием на то, что представленные заявителем документы не соответствуют по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.
Департамент лесного хозяйства и ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии обратились в Арбитражный суд Томской области в заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по отказу в государственной регистрации испрашиваемого права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Отказывая Департаменту лесного хозяйства в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что он является ненадлежащим заявителем по делу, поскольку его права и законные интересы оспариваемым решением об отказе, оформленным сообщением от 03.07.2013 Управления Росреестра, не нарушаются. Данный вывод суда Департаментом лесного хозяйства, иными лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные ГНУ СибНИИСХиТ Россельхозакадемии требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования части земельного (лесного) участка противоречит требованиям Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения и не соответствует нормам действующего законодательства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из данных норм, суд должен установить несоответствие или соответствие ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В соответствии со статьями 131, 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является наряду с правом собственности вещным правом, которое подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Недвижимое имущество, согласно положениям статьи 1 Закона N 122-ФЗ, это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В силу статьи 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (пункт 1). Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (пункт 2).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ).
В силу статьи 17 Закона N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Основанием для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя послужил вывод Управления Росреестра о том, что представленные заявителем документы не соответствуют по форме или содержанию требованиям действующего законодательства. Управлением Росреестра в сообщении от 03.07.2013 указано на то, что представленные учреждением документы не позволяют провести государственную регистрацию, действующее законодательство не предусматривает в качестве объекта права постоянного (бессрочного) пользования часть земельного (лесного) участка, объектом этого права может быть только земельный (лесной) участок.
Данный вывод Управления судом первой инстанции правомерно признан незаконным.
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии со статьей 9 Кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В порядке статьи 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно статье 18 Закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 4.4 Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
В силу статьи 4.3 Закона N 201-ФЗ государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
Анализ положений норм 7, 69, 93 ЛК РФ, положений статей 4.3, 4.4 Закона N 201-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение либо по договору не требует разделения земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Запрета в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на часть лесного (земельного) участка действующее законодательство не содержит.
Исследовав представленные доказательства, дав им оценку, суд установил, что спорный лесной участок относится к землям лесного фонда, в отношении него имеется план (схема) лесного участка, имеются свидетельство от 28.11.2008 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда площадью 1956287000 кв. м. с условным номером лесного участка 70-70-03/189/2008-435, в состав которого входит спорный лесной участок.
Из материалов дела (расписка в получении документов на государственную регистрацию от 14.05.2013) следует, что учреждение для государственной регистрации права на спорный лесной участок предоставило в Управление: заявление от 14.05.2013, доверенность от 07.05.2013, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав, выписка из протокола от 28.12.2009 N 14, приказ от 23.12.2010 N 418-лк, распоряжение Департамента лесного хозяйства от 05.02.2013 N 107, план части лесного участка от 05.02.2013, распоряжение Департамента лесного хозяйства от 19.02.2013 N 158 о предоставлении учреждению части лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, акт приема-передачи части лесного участка от 19.02.2013.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у Управления Росреестра отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Закона N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный лесной участок апелляционный суд считает правильным.
При указанных обстоятельствах отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Доводы апеллянта о пропуске учреждением срока для обращения в суд, рассматривались судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
При этом условием восстановления пропущенного срока является уважительность причины его пропуска. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается судом с учетом обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, основываясь на своем внутреннем убеждении, с учетом конкретных обстоятельств дела (суд учел, что учреждение для содействия в защите нарушенного права первоначально обращалось в Департамент лесного хозяйства) восстановил данный срок и рассмотрел настоящий спор по существу.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части восстановления срока на подачу заявления.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18.11.2013 года по делу N А67-5353/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5353/2013
Истец: Департамент лесного хозяйства Томской области
Ответчик: ГНУ СибНИИСХиТ СО Россельхозакадемии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Третье лицо: ГНУ СибНИИСХиТ СО Россельхозакадемии, ТУ Росимущество ТО, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области