город Воронеж |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А35-5763/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ФорПост": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 13.11.2013 по делу N А35-5763/2013 (судья Морозова М.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФорПост" (ОГРН 1104632010328, ИНН 4632126703) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу об оспаривании постановления N 03-13/845-5ю от 10.06.2013,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФорПост" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным постановления МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО N 03-13/845-5ю от 10.06.2013 по делу об административном правонарушении N 03-13/845, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением от 13.11.2013, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Административный орган полагает, что судом области ненадлежащим образом исследовался вопрос о вине лица в совершении деяния, указывает, что для юридических лиц КоАП РФ не выделяет формы вины. По мнению административного органа, у Общества имелась возможность для соблюдение правил и норм, за неисполнение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Ссылается также на то, что уточненные декларации за 4 квартал 2012 года были представлены Обществом 20.05.2013, следовательно уже после возбуждения административного дела 15.05.2013.
Кроме того, вывод суда области о ненадлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного дела считает ошибочным. Указывает, что ООО "ФорПост" было надлежаще извещено о составлении протокола и о рассмотрении административного дела, а следовательно его процессуальные права не были нарушены.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Общество ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ФорПост" осуществляет производство алкогольных и безалкогольных напитков.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО проведен анализ деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных ООО "ФорПост".
По результатам анализа указанных деклараций Управление пришло к выводу о том, что имеются расхождения в сведениях, отраженных Обществом в декларациях об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об остатках и разгрузке продукции, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, в связи с чем Управление вынесло определение от 15.05.2013 N 03-13/845-1 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ и о проведении административного расследования в ходе которого были затребованы документы на основании определения от 15.05.2013 N 03-13/845-2 об истребовании сведений.
В адрес Общества Управлением была направлена телефонограмма от 07.06.2013 N yl-8872/03 о необходимости явки представителя Общества 10.06.2013 г. для составления протокола об административном правонарушении.
Установив при анализе деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных ООО "ФорПост", нарушения ч.4 ст. 14, ч. 1 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, Постановления Правительства РФ от 9 августа 2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке заполнения деклараций об объёмах производства, оборота за исключением розничной продажи и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" N231 от 23.08.2012 г., должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2012 N03-13/845-4ю.
Рассмотрев протокол от 10.06.2012 N 03-13/845-4ю и другие материалы дела об административном правонарушении, 10.06.2013 заместитель руководителя Управления вынес постановление N 03-13/845-5ю, которым ООО "ФорПост" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Посчитав вынесенное постановление необоснованным и незаконным, ООО "ФорПост" обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ, а также о допущенных Управлением процессуальных нарушениях при производстве по административному делу.
Апелляционный суд признает верными выводы суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных в виде наложения на юридических лиц штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок представления деклараций и форма деклараций установлены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (вместе с "Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей").
Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны представлять декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции N 5 (пункт 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815).
В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу пункта 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, ООО "ФорПост" осуществляет деятельность по производству алкогольной продукции.
Таким образом, осуществление лицом действий по включению в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Вместе с тем, возможность привлечения лица к административной ответственности в том числе обусловлена обязательным соблюдением административным органом процессуальных требований при осуществлении производства по административному делу.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Оценивая обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции находит, что суд области пришел к обоснованному выводу о допущенных Управлением процессуальных нарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлены права (гарантии) юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители (часть 1). Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2). Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3).
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
На основании ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу указанных норм извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является обязательным. В противном случае лицо, привлекаемое к ответственности, лишается возможности реализовать свои процессуальные права и гарантии, предусмотренные законом.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что протокол об административном правонарушении от 10.06.2013 г. N 03-13/845-4ю составлен в отсутствие законного представителя Общества.
В материалах дела административным органом представлена телефонограмма от 07.06.2013 г., согласно которой административный орган уведомил заявителя о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 10.06.2013 г. в 10 часов 00 минут.
Указанная телефонограмма получена заявителем 07.06.2013 г. в 15 часов 46 минут. 08.06.2013 г. и 09,06.2013 г. являются выходными днями. Юридическим адресом заявителя является: Курская область, г. Курск, проезд Магистральный, д. 18-п.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что с учетом затрат времени на регистрацию входящей корреспонденции, передачу документов руководителю и необходимости оформления документов (приказ о направлении в командировку, командировочного удостоверения, доверенности и иных) для формирования правовой позиции, обеспечения участия представителя и его явки на составление протокола в ином населенном пункте (г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д. 7 стр. 3) предоставленный Обществу срок менее одного рабочего дня является неразумно коротким.
Таким образом, административный орган формально выполнив требование об извещении о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, фактически не предоставил ему возможности реализации прав и гарантий предоставленных КоАП, как лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Формальное выполнение требования об извещении о дате и времени составления протокола об административном правонарушении не может быть расценено как принятие надлежащих и достаточных мер по обеспечению реальной возможности реализации Обществом прав и гарантий, предусмотренных КоАП РФ как лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При установленных обстоятельствах у административного органа, не имелось оснований считать Общество надлежащим образом уведомлённым о дне, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В связи с чем, суд области верно признал протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством события вмененного правонарушения и обстоятельств его совершения, вследствие чего он не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении также было рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
В материалах дела имеется телефонограмма от 07.06.2013 о необходимости явки для рассмотрения дела об административном правонарушении 10.06.2013 г. в 11 часов 00 минут. Указанная телефонограмма получена заявителем 07.06.2013 г. в 15 часов 50 минут.
На составлении протокола об административном правонарушении представитель, защитник Общества не присутствовал, расписка о получении законным представителем экземпляра протокола, с указанием в нем времени и места рассмотрения административного делу, отсутствует.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что рассмотрение дела об административном правонарушении имело место в тот же день, когда был составлен протокол об административном правонарушении, что лишило Общество возможности надлежащим образом ознакомиться с протоколом, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, воспользоваться услугами защитника при рассмотрении дела, осуществлять иные права, предоставленные законом.
Доказательств того, что Общество ходатайствовало о рассмотрении дела об административном правонарушении в день составления протокола, в деле не имеется.
При этом выполнение административным органом требований к процедуре привлечения к административной ответственности не должно быть формальным, а должно обеспечивать реальную возможность участвовать, также и при рассмотрении дела, в том числе, обратиться к помощи защитника либо ходатайствовать об отложении рассмотрения дела.
Необеспечение возможности реализации права на защиту суд считает существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Арбитражный суд полагает, что необеспечение Обществу процессуальной возможности присутствовать при вынесении протокола об административном правонарушении, нарушение гарантий защиты, необеспечение Обществу процессуальной возможности присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, нарушение гарантий защиты, выразившееся в невозможности представить свои возражения и дать объяснения по существу правонарушения, а также права на защиту, является существенным нарушением административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований КоАП РФ, и не могут быть устранены при рассмотрении настоящего дела.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
При этом выводы суда первой инстанции, сделанные по существу выявленного деяния, и касающиеся установления события правонарушения и вины Общества в его совершения, не принимаются апелляционной коллегией во внимание, с учетом установленных процессуальных нарушений административного органа. Данные выводы являются оценкой доводов лиц, участвующих в деле, приведенных в ходе рассмотрения дела судом области, и не привели к принятию судом первой инстанции неправомерного судебного акта.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 13.11.2013 по делу N А35-5763/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5763/2013
Истец: ООО "ФорПост"
Ответчик: МУФС по регулированию алкогольного рынка по ЦО
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6827/13