г. Челябинск |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А07-20674/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Костина В.Ю. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Янаульское лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2013 г. по делу N А07-20674/2012 (судья Решетников С.А.),
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Медведева Л.Д. (доверенность от 20.01.2014 N 17);
Прокуратуры Республики Башкортостан - Москвитин Н.Н. (удостоверение N 151852).
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Янаульское лесничество" (далее - ГБУ РБ "Янаульское лесничество", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, УФАС по РБ) о признании незаконными решения N А-242/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 172-А- 242/15-12 от 03.10.2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан и Прокуратура Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2013 (резолютивная часть решения объявлена 29.10.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с таким решением, ГБУ РБ "Янаульское лесничество" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях ГБУ РБ "Янаульское лесничество" нарушений п. 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Полагает недоказанным ограничение, недопущение или устранение конкуренции в результате таких действий. Возражает против вывода суда о том, что ГБУ РБ "Янаульское лесничество" осуществляет функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. По мнению подателя жалобы, бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, в связи с чем, не могут выступать в качестве организаторов аукциона по продаже права или продавцами по договору купли продажи лесных насаждений, соответственно их хозяйственная деятельность по заключению договоров оказания услуг не регулируется частью 4 статьи 75, пунктом 2 части 4 ст. 79 Лесного кодекса РФ и Методическими указаниями.
Полагает неверным вывод суда, что услуги, по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, оказываемые Министерством лесного хозяйства РБ прямо указаны в Перечне бесплатно оказываемых услуг, утвержденных Правительством от 30.07.2009 г. N 300, так как плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины, что исходя из положений п. 4 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ является предметом аукциона на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (начальная цена заготавливаемой древесины).
Кроме того указывает, что представленные заявителем расшифровки, предъявленные к оплате услуг: работы по ограничению лесных участков в натуре, материально-денежная оценка, отвод, оформление договора купли-продажи и составление технологической карты разработки лесосек непосредственно связаны с аукционами, указанные документы необходимы для участия в аукционе, но в перечень госуслуг не входят.
Основанием для самостоятельного заключения гражданско-правовых договоров на возмещение возникающих в связи с выполнением работ издержек являлось то, что лесничество от своего имени, без доверенности заключает договоры оказания услуг в рамках своей хозяйственной деятельности, эти работы не связаны с аукционами.
В связи с чем, вывод суда о незаключении ГБУ РБ "Янаульское лесничество" договоров купли-продажи лесных насаждений без подписания участниками аукционов договоров об оказании дополнительных платных услуг и их оплаты, свидетельствует о нарушении заявителем прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, является незаконным.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ГБУ РБ "Янаульское лесничество" неправомерно устанавливало и взимало плату за те госуслуги, которые являлись предметом аукциона и должны были оказываться бесплатно не соответствует вышеуказанным нормам права и фактическим обстоятельствам по делу, которые бы свидетельствовали об их бесплатном характере выполнения, документального подтверждения не имеют.
В судебное заседание представитель ГБУ РБ "Янаульское лесничество" не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. До судебного заседания представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УФАС по РБ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо - Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. До судебного заседания представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без их участия. Указав, что доводы, изложенные ГБУ РБ "Янаульское лесничество" в апелляционной жалобе поддерживают.
Представитель третьего лица - Прокурора Республики Башкортостан возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Министерство финансов Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей участвующих в деле лиц.
В материалы дела поступил отзыв Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, в котором указано о согласии с доводами заявителя, указанными в апелляционной жалобе, о незаконности решения. В приобщении отзыва, представленного Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, судом отказано, так как не представлено доказательств заблаговременного направления его копий лицам, участвующим в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГБУ РБ "Янаульское лесничество", которое создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2008 N 319 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений, и к функциям которого отнесено обеспечение реализации полномочий Министерства лесного хозяйства республики Башкортостан по организации и проведению аукционов и заключению по их результатам договоров купли-продажи лесных насаждений.
Должностными лицами ГБУ РБ "Янаульское лесничество" по итогам аукциона заключались договоры купли-продажи лесных насаждений, на основании выданной Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан доверенности на подписание договора купли-продажи лесных насаждений.
С учетом этих обстоятельств, антимонопольный орган пришел к выводу об осуществлении ГБУ РБ "Янаульское лесничество" функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в связи с чем оно обязано соблюдать ограничения, установленные ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения УФАС по РБ дела о нарушении антимонопольного законодательства N А-242/15-12 вынесено решение от 03.10.2012, в соответствии с которым ГБУ РБ "Янаульское лесничество" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Из текста решения следует, что основанием для признания действий ГБУ РБ "Янаульское лесничество" нарушающими антимонопольное законодательства послужил вывод об осуществлении им действий, которые могут привести к ограничению конкуренции путем взимания не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Основанием для признания действий ГБУ РБ "Янаульское лесничество" нарушающими антимонопольное законодательства послужил вывод об осуществлении им действий, которые могут привести к ограничению конкуренции путем установления взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
В оспариваемом решении указано, что с победителя аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в том числе ИП Латыпова Г.Х. взималась плата при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
На основании этого решения Управлением в адрес ГБУ РБ "Янаульское лесничество" выдано предписание N 172-А-242/15-12 от 03.10.2012, которым предписано устранить нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, а именно - прекратить взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при представлении услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже прав на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ГБУ РБ "Янаульское лесничество" оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности (незаконности) этих актов в указанной части.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п.2) и установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что нарушающими указанную норму признаны действия ГБУ РБ "Янаульское лесничество" по установлению и взиманию непредусмотренных законом платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п.8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Частью 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора за исключением случаев, установленных статьями 19 и 30 этого Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 78 ЛК РФ, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В соответствии со ст. 79 ЛК РФ, организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее в целях настоящей главы - официальный сайт торгов), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем пять дней;
4) о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
5) об официальном сайте торгов, на котором размещена документация об аукционе;
6) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений.
Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;
2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;
3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;
4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не установленным частью 8 настоящей статьи, не допускается.
В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.
К заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. По межведомственному запросу организатора аукциона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).
Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 настоящей статьи.
Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Не допускается взимание платы за участие в аукционе.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды либо права на заключение договоров купли-продажи осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий, предусмотренных частью первой статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента РБ от 31.07.2008 N УП-362 установлено, что уполномоченным органом в Республике Башкортостан по реализации указанных полномочий является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, которое осуществляет в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, оказание государственных услуг в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан, в том числе заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, организует и проводит соответствующие аукционы.
Согласно п.2 ч.1 ст.83 ЛК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений отнесено в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что предметом аукциона является право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в Янаульском лесничестве Республики Башкортостан. При этом документация по проведению аукциона, содержит сведения о том, что организаторами аукциона являются Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан и ГБУ РБ "Янаульское лесничество", которое создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2008 N 319 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений, и к функциям которого отнесено обеспечение реализации полномочий Министерства лесного хозяйства республики Башкортостан по организации и проведению аукционов и заключению по их результатам договоров купли-продажи лесных насаждений.
Именно должностными лицами ГБУ РБ "Янаульское лесничество" сформирована аукционная комиссия, подписаны протоколы приема заявок на участие в аукционе и протоколы о результатах аукциона, а также заключенные по итогам аукциона договоры купли-продажи лесных насаждений.
ГБУ РБ "Янаульское лесничество" действовало на основании выданной Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан доверенности на подписание договора купли-продажи лесных насаждений.
С учетом этих обстоятельств, антимонопольный орган пришел к правильному выводу об осуществлении ГБУ РБ "Янаульское лесничество" функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в связи с чем оно обязано соблюдать ограничения, установленные ст.15 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009 N 300, в соответствии с требованиями статьей 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержден Перечень государственных услуг (функций) Республики Башкортостан, в который включены в том числе услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, оказываемые Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан. При этом, как прямо указано в этом Перечне, такая государственная услуга оказывается бесплатно.
Организация проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок проведения указанных аукционов регулируются главой 8 Лесного кодекса и Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания).
В силу ч.4 ст.75 и п.2 ч.4 ст.79 ЛК РФ в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, включая местоположение лесных участков или лесных насаждений, площадь и границы лесных участков, объем подлежащих заготовке лесных ресурсов, кадастровые номера лесных участков.
Приказом Министерства лесного хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее - Методические указания), определяющие в том числе порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Пунктом 11 этих Методических указаний установлено, что организатор аукциона осуществляет следующие функции: а) определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины; б) готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных ЛК РФ и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона; в) готовит проекты договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений; г) обеспечивает подписание договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений в установленный срок, а также предпринимает действия, необходимые для их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) осуществляет иные функции в качестве продавца в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, должны быть включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 этого Федерального закона.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений по рассматриваемому аукциону в качестве приложения к договору подготовлены: схема расположения лесных насаждений с указанием квартала, выдела, площади участка; документ об объеме подлежащей заготовке древесины в кубических метрах, с указанием категории подлежащей вырубке древесины; акт приема-передачи лесных насаждений с указанием характеристики и объема вырубаемой древесины.
Необходимым условием подготовки указанных документов является проведение работ по подбору и оценке лесных участков, предназначенных в рубку.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что названные действия входят в состав бесплатно оказываемой услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Между тем, из материалов дела следует, что в стоимость платных услуг, оказываемых ГБУ РБ "Янаульское лесничество" ИП Латыпову Г.Х. включены работы по подготовке материалов, ограничению в натуре, материально-денежной оценке, отводу и таксации лесосек, оформлению договора купли-продажи и составлению технологической карты разработки лесосек (следует из представленной заявителем расшифровки предъявленных к оплате услуг). Указанные виды работ непосредственно связаны с определением лесных участков, объемов подлежащей заготовке древесины, а также подготовкой и оформлением документации об аукционе и заключением договоров, а потому подлежат выполнению в рамках оказания государственных услуг в области лесных отношений бесплатно.
Осуществление действий, направленных на взимание платы за оказание таких услуг, обоснованно признано антимонопольным органом нарушающим требования п.9 ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ.
В то же время, как правомерно отмечено судом первой инстанции, такие виды работ, как отвод и ограничение лесного участка в натуре, составление технологической карты разработки лесосеки, связанные с выездом на место нахождения лесного участка специалистов и выполнением натурного определения характеристик и объема лесных насаждений, не предусмотрены в вышеназванных нормативных актах в качестве функций и полномочий организатора аукциона при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
Результаты таких работ, оформляемые технологической картой разработки лесосеки, не являются необходимыми для проведения аукциона по заключению договора купли-продажи лесных насаждений, однако, необходимы для проведения работ по заготовке древесины, в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.11 N 337.
На момент рассмотрения дела в суде нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, включающий работы по отводу и таксации лесосек, а также работы по составлению технологической карты, в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, отсутствует, также как отсутствует установленный порядок определения размера платы за оказание таких услуг.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при отсутствии соответствующих нормативно установленных размеров платы за услуги и правового регулирования порядка определения цен за оказание этих видов услуг, ГБУ РБ "Янаульское лесничество" неправомерно используются при определении платы за оказание названных услуг Методические рекомендации по формированию цен на производимые товары, выполняемые работы и услуги, оказываемые организациями, находящимися в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, на платной основе", утвержденные приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 19.11.2008 N 153п.
Суд апелляционной инстанции, изучив представленные материалы дела приходит к выводу о доказанности факта навязывания ИП Латыпову Г.Х. не предусмотренных законом дополнительных платных услуг при заключении договора купли-продажи лесных насаждений.
Судебная коллегия полагает, что действия ГБУ РБ "Янаульское лесничество" антимонопольным органом квалифицированы правильно.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ГБУ РБ "Янаульское лесничество" не вправе выступать в качестве организаторов аукциона по продаже права или продавцами по договору купли продажи лесных насаждений, так как не осуществляет функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений подлежат отклонению в связи со следующим.
ГБУ РБ "Янаульское лесничество" действовало на основании выданной Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан доверенности на подписание договора купли-продажи лесных насаждений, сформировало аукционную комиссию, составляло протоколы приема заявок на участие в аукционе и протоколы о результатах аукциона, а также по итогам аукциона ГБУ РБ "Янаульское лесничество" заключило договоры купли-продажи лесных насаждений.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на недоказанность ограничения, недопущения или устранения конкуренции является несостоятельной, поскольку ГБУ РБ "Янаульское лесничество" являлось уполномоченным органом в Республике Башкортостан по оказанию государственных услуг в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан, в том числе по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, организации и проведении соответствующих аукционов, в связи с чем запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Указание ГБУ РБ "Янаульское лесничество" на то, что часть услуг, предшествующих заключению договора купли-продажи, входят в платные услуги, такие как работы по ограничению лесных участков в натуре, материально-денежная оценка, отвод, оформление договора купли-продажи и составление технологической карты разработки лесосек непосредственно связаны с аукционами, указанные документы необходимы для участия в аукционе, но в перечень госуслуг не входят, не может быть принято во внимание, поскольку необходимым условием подготовки документов является проведение работ по подбору и оценке лесных участков, предназначенных в рубку, то есть указанные действия входят в состав бесплатно оказываемой услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, так как непосредственно связаны с определением лесных участков, объемов подлежащей заготовке древесины, а также подготовкой и оформлением документации об аукционе и заключением договоров, а потому подлежат выполнению в рамках оказания государственных услуг в области лесных отношений бесплатно.
Такие виды работ, как отвод и ограничение лесного участка в натуре, составление технологической карты разработки лесосеки, связанные с выездом на место нахождения лесного участка специалистов и выполнением натурного определения характеристик и объема лесных насаждений, не предусмотрены в вышеназванных нормативных актах в качестве функций и полномочий организатора аукциона при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений. Результаты таких работ, оформляемые технологической картой разработки лесосеки, не являются необходимыми для проведения аукциона по заключению договора купли-продажи лесных насаждений, однако, необходимы для проведения работ по заготовке древесины, в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337.
Финансовое обеспечение указанной деятельности ГБУ РБ "Янаульское лесничество", связанной с предоставлением государственных услуг, в силу ч.1 ст.83 ЛК РФ и ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" подлежит осуществлению за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие соответствующего финансового обеспечения деятельности лесничества в части выполнения работ по отводу и таксации лесосек для нужд субъектов предпринимательской деятельности не может являться основанием для самостоятельного заключения гражданско-правовых договоров на возмещение возникающих в связи с выполнением таких работ издержек.
Незаконное взимание с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участвующих в аукционах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, платы при предоставлении государственных услуг по организации и проведению таких аукционов, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными при предоставлении указанных государственных услуг, свидетельствует о нарушении лесничеством прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки содержащегося в обжалованном судебном акте вывода о соответствии закону оспоренных по настоящему делу решения антимонопольного органа и выданного на основании такого решения предписания, отвечающего критериям конкретности и исполнимости.
Законность оспоренных ненормативных актов исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании их недействительными.
С учетом изложенного в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов, содержащихся в решении суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2013 г. по делу N А07-20674/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Янаульское лесничество" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20674/2012
Истец: ГБУ РБ "Янаульское лесничество"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство Финансов РБ, Министерство финансов Республики Башкортостан, Прокуратура РБ, Прокуратура Республики Башкортостан