г. Чита |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А78-5116/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2013 года по делу N А78-5116/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СК" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите о признании незаконными бездействий налогового органа и обязании возвратить излишне взысканный налог на добавленную стоимость, пени и штрафные санкции (суд первой инстанции: Бронникова Е.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился,
от налогового органа - Тучковой А.Д., представителя по доверенности от 19.12.2013 N 06-19,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СК" (ОГРН 1087536004930, ИНН 7536092126, место нахождения: 672027, г.Чита, ул. Смоленская, 47, 77, далее - Общество, ООО "СК") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными бездействий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435, место нахождения: 672000, г.Чита, ул.Бутина,10, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в невынесении решения об отказе в возврате излишне взысканного налога, пени, штрафа, а также в неосуществлении возврата излишне взысканного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года в размере 160889 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 5437, 8 руб., штрафа в размере 32177, 80 руб. и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата Обществу с ограниченной ответственностью "СК" излишне взысканного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года в размере 160889 руб., пени в размере 5437,8 руб., штрафных санкций в размере 32177, 80 руб., а также взыскании процентов в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ за период с 12 декабря 2012 года по 28 августа 2013 года в размере 9757, 83 руб. с обязанием начисления процентов по день фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2013 года бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите, выразившиеся в невынесении решения об отказе в возврате излишне взысканного налога, пени, штрафа, а также в неосуществлении возврата излишне взысканного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года в размере 160889 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 5437,8 руб. признано незаконными и противоречащими Налоговому кодексу РФ.
Суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу с ограниченной ответственностью "СК" излишне взысканного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года в размере 160889 руб., пени в размере 5437,8 руб., также взыскать проценты за период с 12 декабря 2012 года по 28 августа 2013 года в размере 9757,83 руб., с обязанием начисления процентов по день фактического возврата.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя в части, исходил из того, что спорные суммы по налогу на добавленную стоимость, а также пени за его несвоевременную уплату, доначисленные решением инспекции по результатам камеральной налоговой проверки по первоначальной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, являются излишне взысканными, с учетом уточненной налоговой декларации и результатов ее проверки налоговым органом.
При этом суд посчитал, что представление Обществом уточненной налоговой декларации после проведения камеральной налоговой проверки и принятия по ее результатам решения не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, поэтому штраф не является излишне взысканным, в связи с чем основания для его возврата по правилам статьи 79 Налогового кодекса РФ отсутствуют.
Судом первой инстанции отклонена ссылка налогового органа на то, что сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном самим налогоплательщиком в поданной декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Налогового кодекса РФ, так как уточненная декларация не содержала уменьшения сумм налоговых обязательств.
Судом проверен и признан обоснованном расчет процентов (указанный в уточненном заявлении), в связи с чем, требование заявителя в части взыскания процентов удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе, с учетом уточнения предмета апелляционного обжалования, поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества, со ссылкой на следующее.
Инспекция оспаривает вывод суда первой инстанции относительно того, что взысканные суммы по налогу на добавленную стоимость по первоначальной налоговой декларации, следует квалифицировать как излишне взысканные.
Из решения о привлечении к ответственности усматривается, что необоснованное применение налоговых вычетов в сумме 188 646 руб. повлекло излишнее исчисление налога на добавленную стоимость к уменьшению в размере 27 757 руб. и неполную уплату обществом налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года в размере 160 889 руб.
Таким образом, на день вынесения указанного решения у налогоплательщика возникла обязанность уплатить дополнительно начисленную сумму налога по срокам уплаты, установленным пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса РФ, что не дает возможность квалифицировать спорные суммы как излишне взысканные, в связи с чем оснований для его возврата по правилам статьи 79 налогового кодекса РФ не имеется.
Налоговый орган считает, что излишне взысканными могут быть квалифицированы только те суммы, которые были взысканы налоговым органом в отсутствие правовых оснований, то есть незаконно и необоснованно.
Изменение обязанности общества как налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость связано с подачей уточненной налоговой декларации и подтверждением заявленных налоговых вычетов. Следовательно, возврат налога следует производить в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ, а не в порядке статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Сам по себе факт предоставления уточненных деклараций с заявленной к возмещению суммой налога на добавленную стоимость не влечет в обязательном порядке такое возмещение. На основании представленной уточненной декларации налоговый орган проводит налоговую проверку, по результатам которой принимает решение о возмещении или об отказе в возмещении сумм налога. Таким образом, взысканные с налогоплательщика денежные суммы не являются излишне взысканными, поскольку соответствовали сумме налогового обязательства, а после завершения камеральной проверки и подтверждения права на налоговые вычеты считаются излишне уплаченными.
Общество в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.10.2013, 19.12.2013.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Инспекции в судебном заседании дала пояснении согласно доводам апелляционной жалобы с учётом уточнения к ней, просила решение суда первой инстанции в обжалованной части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что Общество не настаивало на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания и в его ходе не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой Инспекцией части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, уточнений и пояснений к ней, изучив материалы дела и дополнительно приобщенные к материалам дела документы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании представленной ООО "СК" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 12.05.2012 N 18-10/33310 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 32177,80 руб., обществу также начислены пени в размере 7512,16 руб., предложено уплатить недоимку по налогу в размере 160889 руб.
Требованием об уплате налога, сбора, пени N 25029 от 09.07.2012 налогоплательщику предложено в срок до 27.07.2012 уплатить сумму задолженности, указанную в решении по камеральной проверке от 12.05.2012 N 33310.
В связи с неисполнением обществом в установленный срок требования N 25029 налоговым органом вынесено решение N 77629 от 16.08.2012 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. На основании решения N77629 о взыскании за счет денежных средств 16.08.2012 выставлены инкассовые поручения N101924, N 101925, N 101926. Во исполнение инкассовых поручений по требованию N25029 от 09.07.2012 с расчетного счета общества списаны платежными поручениями N1, 2, 3 от 11.12.2012 денежные средства в размере 160889 руб. (налог), 5437,70 руб. (пени), 32177,8 руб. (штраф) (выписка из лицевого счета налогоплательщика).
29 декабря 2012 года Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, с показателями, аналогичными показателям первичной налоговой декларации, где сумма налога, подлежащая к вычету, заявлена в размере 231171 руб., налога к возмещению из бюджета - 27757 руб.
Решением инспекции N 18-10/1583 от 09.04.2013 применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года по уточненной декларации в сумме 231171 руб. признано обоснованным, решено возместить Обществу налог в размере 27757 руб.
16 мая 2013 года Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 160889 руб. налога на добавленную стоимость, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 5437,8 руб., штрафа в размере 32177,80 руб., с приложением акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 200931 с разногласиями.
Информационным письмом N 282 от 22.05.2013 налоговый орган с приложенным актом сверки предложил произвести сверку данных акта сверки расчетов, явиться в налоговый орган для подписания акта совместной сверки расчетов без разногласий или с разногласиями. В акте сверки должностное лицо налогового органа в качестве причин разногласий указало на то, что уточненные налоговые декларации по НДС представлены в налоговую инспекцию после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отмена полностью либо в части или внесение изменений в решении по результатам налоговых проверок производится исключительно на основании решений вышестоящих налоговых органов или вступивших в силу решений судов.
Заявитель, полагая, что бездействия налогового органа по непринятию решения об отказе в возврате излишне взысканного налога, пени, штрафа, а также по неосуществлению возврата излишне взысканного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, пени и штрафа, являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия в судебном порядке, заявив об устранении нарушений его прав и законных интересов путем возврата Обществу излишне взысканного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, пени и налоговых санкций с начислением процентов в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении требований общества в части (в рассматриваемой части) и принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований Общества, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Правила, установленные названными статьями, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных пеней и штрафов.
В постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела приходит к выводу, что оснований для квалификации спорных сумм налога на добавленную стоимость и пени как излишне взысканных не имеется.
Как следует из материалов дела, спорные налог на добавленную стоимость, соответствующие пени доначислены Обществу решением налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки, вступившим в законную силу и не оспоренным налогоплательщиком.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией заявителя, что при возникновении оснований для изменения налоговой обязанности налогоплательщика после принятия налоговым органом решения по результатам проверки взыскиваемая налоговым органом сумма налога должна быть пересмотрена.
Суммы взысканного на основании решения инспекции налога на добавленную стоимость соответствовали сумме налогового обязательства общества, а после завершения камеральной проверки и подтверждения права на налоговые вычеты считаются излишне уплаченными, в связи с чем оснований для его возврата по правилам статьи 79 Налогового кодекса РФ не имеется.
Последующее изменение налоговой обязанности в результате представления Обществом уточненной налоговой декларации после проведения налоговой проверки не является основанием для освобождения от уплаты пеней, правомерно начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ в связи с установлением налоговой инспекцией действительной обязанности по уплате налога в ходе проведения этой проверки.
Следовательно, правовых оснований для вывода о том, что суммы налога на добавленную стоимость и пени по налогу на добавленную стоимость, правомерно доначисленные (обратное заявителем не подтверждено) по решению инспекции от 12.05.2012 N 18-10/33310 и взысканные с общества в бесспорном порядке, являются излишне взысканными, у суда первой инстанции не имелось.
Из материалов дела следует, что заявителем в рамках рассматриваемого дела заявлено требование в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ и основанием для оспаривания бездействия налогового органа и выбора способа устранения нарушения прав заявителя является квалификация спорных сумм как излишне взысканных, с применением положений статьи 79 Налогового кодекса РФ как в отношении порядка возврата, так и периода начисления процентов. Исковое требование о возврате излишне уплаченного налога из бюджета, с уплатой соответствующей государственной пошлины, обществом не предъявлено.
Суд апелляционной инстанции, установив, что спорные суммы не являются излишне взысканными, приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого бездействия налогового органа незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя не имеется.
При этом заявитель не лишен возможности обратиться в суд с иском о возврате излишне уплаченного налога. При этом в силу положений статьи 78 Налогового кодекса РФ обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных суммы налогов, пеней, штрафов возможно как в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате, так и в случае неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции в обжалуемой части удовлетворения заявленных Обществом требований подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2013 года по делу N А78-5116/2013 в обжалуемой части удовлетворения заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "СК" требований отменить, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите - удовлетворить.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "СК" требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5116/2013
Истец: ООО "СК"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N2 по г. Чите