г. Вологда |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А05-10855/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2013 года по делу N А05-10855/2013 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс" (ОГРН 1082901005164; далее - ООО "Стройпрогресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Управлению Федеральной миграционной службы по Архангельской области (ОГРН 1052901204817; далее - управление, УФМС по АО, административный орган) с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.08.2013 N 1044.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2013 года по делу N А05-10855/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Стройпрогресс" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение управлением пунктов 15, 30, 72 и 73 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации N 338, Федеральной миграционной службы N 97 от 30.04.2009 (далее - Административный регламент), что, по его мнению, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) свидетельствует о том, что результаты проверки не могли быть использованы при административном производстве.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 25.07.2013 N 32 в период с 26.07.2013 по 10.08.2013 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью выявления фактов возможного нарушения обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что общество оказывает гостиничные услуги и с этой целью на основании договора субаренды от 01.11.2012 N 16 использует административное здание (гостиница "Норд"), расположенное по адресу: город Архангельск, Талажское шоссе, дом 17.
Управлением установлено, что общество с 04.04.2013 предоставило жилое помещение, расположенное по указанному адресу, гражданину Украины Лосю Евгению Ивановичу, вместе с тем, уведомление о прибытии данного лица в УФМС по АО не направило, чем нарушило требование пункта 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 12.08.2013 N 32.
В связи с выявленным нарушением УФМС по АО в отношении общества и в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении от 15.08.2013 N 1044, а также вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.08.2013 N 1044, которым ООО "Стройпрогресс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании части 1 и подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 указанного Закона, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 названной статьи.
В силу пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.
При этом под принимающей стороной согласно пункту 7 части 1 статьи 2 данного Закона понимают, в том числе юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится).
Материалами дела подтверждается, и ООО "Стройпрогресс" не оспаривается, что заявитель, являясь принимающей стороной, не представил в орган миграционного учета уведомление о прибытии гражданина Украины Лосю Е.И., 24.12.1966 года рождения, которому 04.04.2013 общество предоставило жилое помещение в указанной выше гостинице "Норд".
Данных, свидетельствующих о невозможности исполнения обществом обязанности принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ООО "Стройпрогресс" состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, срок давности, а также процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
В апелляционной жалобе общество ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения и в связи с этим просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Указанный довод был оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены при наличии исключительных обстоятельств, которых в данном деле не установлено.
Общество считает также, что в управлением допущены нарушения требований Административного регламента, что в силу статьи 20 Закона N 294-ФЗ свидетельствует о грубом нарушении данного Закона и недействительности результатов проверки.
Общество считает, что срок проверки подлежит исчислению в календарных, а не в рабочих днях, продление срока проверки должно осуществляться распоряжением, а не визой руководителя на соответствующем рапорте.
ООО "Стройпрогресс" ссылается также на часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
С таким выводом заявителя апелляционная коллегия также не может согласиться в связи со следующим.
Действительно, пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям отнесено нарушение требования пункта 6 статьи 15 настоящего Федерального закона (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Следует отметить, что в силу пункта 1 и подпункта 5 пункта 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности, связанные с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников, установлены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В частности, пунктом 7 статьи 32 Закона N 115-ФЗ установлено, что срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней.
В пункте 15 Административного регламента также определено, что выездная проверка проводится в срок до 7 дней.
При этом приведенной нормой также предусмотрено, что срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, может быть продлен назначившим ее должностным лицом системы ФМС России на 7 дней. Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) составляет 14 дней.
Следовательно, срок проведения проверки должен исчисляться в рабочих днях.
В рассматриваемом случае на основании распоряжения руководителя УФМС по АО от 25.07.2013 N 32 проведена выездная внеплановая проверка в связи с выявлением факта возможного нарушения принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (пункт 3 части 5 статьи 32 Закона N 115-ФЗ).
Срок проверки установлен с 26.07.2013 по 05.08.2013, то есть в пределах срока проверки установленного пунктом 7 статьи 32 Закона N 115-ФЗ и пунктом 15 Административного регламента.
Проведение указанной проверки на основании мотивированного рапорта сотрудника УФМС по АО от 05.08.2013 наложением соответствующей резолюции было продлено руководителем до 10.08.2013, то есть также с соблюдением требования пункта 15 Административного регламента.
Поскольку общий срок проверки не превысил 14 рабочих дней, то грубого нарушения требований Закона N 294-ФЗ, о котором заявляет общество, управлением не допущено.
Действительно, из пунктов 30, 72 и 73 Административного регламента следует, что в случае продления срока проведения проверки должностные лица системы ФМС России должны вынести дополнительное распоряжение.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает, что само по себе нарушение порядка продления сроков проведения проверки, выразившееся в неиздании отдельного дополнительного распоряжения, при условии соблюдения самого срока проверки в отношении общества, не является грубым нарушением, влекущим признание результатов проверки недействительными.
Общество считает указывает, что проверка в отношении него продлевалась дважды, акт проверки издан с нарушением сроков.
Данный довод также не принимается апелляционной инстанцией в связи со следующим.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
Ни Законом N 294-ФЗ, ни Законом N 115-ФЗ и Административным регламентом срок составления акта не предусмотрен.
В материалах дела имеется распоряжение от 02.07.2013 N 215 о проведении внеплановой выездной проверки, которым установлен период проведения проверки в отношении места пребывания иностранных граждан с 03.07.2013 по 11.07.2013. По результатам этой проверки составлен акт от 16.07.2013 N 215.
Проверка, проведенная на основании распоряжения от 25.07.2013 N 32, является самостоятельной, по ее результатам составлен акт от 12.08.2013 N 32, выявленное именно во время ее проведения нарушение требования пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ и явилось основанием для вынесения 27.08.2013 постановления N 1044 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии заявленных обществом нарушений требований Закона N 294-ФЗ и Административного регламента.
Выводы суда, изложенные в решении от 25.11.2013, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2013 года по делу N А05-10855/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10855/2013
Истец: ООО "Стройпрогресс"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области