г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А21-6836/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей О.И. Есиповой, Л.В. Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23627/2013) ООО "Алькор и Ко" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.09.2013 по делу N А21-6836/2013 (судья С.А. Зинченко), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области
к ООО "Алькор и Ко"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д.5) (далее -Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Алькор и Ко" (119261, Москва, Ленинский пр., д.72/2, ОГРН 1027739498324) (далее - Общество, ООО "Алькор и Ко") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.09.2013 заявление Управление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, просит решение отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, так как указание на продукте конкретной даты годности, в то время как на картонной упаковке подарочного набора указано: "Годен до: см. на продукте" не нарушает требования Закона о защите прав потребителей и является необходимой и достоверной информацией о продукции для конечного потребителя. Информация на Косметических салфетках с антибактериальным эффектом также соответствует требованиям законодательства, так как содержит на русском языке указание срока годности 36 мес. и дату производства 12.10.2012.
В судебное заседание представители Общества и Управления, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, не явились, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.04.2013 N 304 Управлением в отношении Общества проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Алькор и Ко" в процессе осуществления деятельности в г.Калининграде обязательных требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения:
1. Маркировка парфюмерно-косметической продукции "Крем для рук защитный Sally Hansen" не содержит информацию на русском языке о наименовании, назначении косметической продукции; наименовании изготовителя и его месте нахождения (юридический адрес, включая страну); стране происхождения косметической продукции; наименовании и месте нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей (уполномоченный представить изготовителя или импортер); номинальном количестве (объем или масса) продукции в потребительской таре косметической продукции; сроке годности; дате изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись "годен до" (месяц год) или "использовать до" (месяц, год); описании условий хранения; особых мерах предосторожности; номере партии или специальном коде, позволяющем идентифицировать партию косметической продукции; сведениях о способах применения косметической продукции;
2. Маркировка парфюмерно-косметической продукции "Пудра рассыпчатая IvesSaintLaurent" не имеет сведений об описании условий хранения; особых мерах предосторожности;
3. Маркировка парфюмерно-косметической продукции "Концентрированная туалетная вода "Allure home Sport Eau Exstreme" не содержит информации об объеме парфюмерной продукции в потребительской упаковке - на стикере, нанесенном на упаковку, информация об объеме продукции отсутствует, на упаковке изготовителем информация об объеме продукции указана с использованием букв латинского алфавита: ml;
4. Маркировка товара "Косметические салфетки для лица с антибактериальным эффектом" не содержит информации о сроке годности, на потребительской упаковке дата производства и срок годности указаны с использованием букв латинского алфавита: MFG 12/10/2012, EXP 11/10/2015;
5. На потребительской упаковке товара "Подарочный набор "Л`Этуаль" (тушь и карандаш для подводки век) изготовителем нанесена информация о сроке годности туши: "Срок годности 36 месяцев", о сроке годности карандаша для подводки век: "Срок годности 30 месяцев" и "Годен до: см. на продукте". Потребительская упаковка товара герметично упакована в целлофан. Тушь и карандаш для подводки век размещены внутри герметично упакованной потребительской упаковки.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 04.06.2013 N 304 (л.д.43-62).
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 05.08.2013 N 299 (л.д.13-18). Обществу вменяется нарушение требований статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N2300-1), пунктов 5,11,15,53 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55 (далее - Правила N55), пунктов 9.1, 9.2 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N799.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Алькор и Ко" к административной ответственности по указанной квалификации.
Придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, а также об отсутствии нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления и привлек Общество к административной ответственности, назначив ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Статьей 8 Закона N 2300-1 установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 11 Правил N 55 предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать, среди прочего:
- наименование товара;
- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.
Согласно пункту 15 Правил N 44 информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
В силу пункта 53 Правил информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011) (далее - Таможенный регламент).
В пункте 9 статьи 5 Таможенного регламента установлены требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции.
9.1. Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.
9.2. Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- срок годности:
дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 настоящей статьи.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции, не оспариваемый сторонами, о недоказанности административным органом состава вменяемого административного правонарушения в части отсутствия надлежащей информации, в том числе на русском языке, на парфюмерно-косметической продукции "Крем для рук защитный Sally Hansen", "Пудра рассыпчатая IvesSaintLaurent", "Концентрированная туалетная вода "Allure home Sport Eau Exstreme".
Между тем, исследовав представленные в материалы дела доказательства: протокол осмотра от 15.05.2013, составленный в присутствии понятых и представителя Общества с приложенными фотоматериалами (л.д.63-87), акт проверки, протокол об административных правонарушениях, составленный в присутствии представителя Общества Смирновой Н.А., действовавшей на основании доверенности от 26.04.2013, которая указала, что нарушения будут устранены в ближайшее время, суд апелляционной инстанции посчитал правильным вывод суда об обоснованном привлечении судом Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 в части отсутствия на товаре "Косметические салфетки для лица с антибактериальным эффектом" и на потребительской упаковке товара "Подарочный набор "Л`Этуаль" информации о сроке годности.
Факт несоблюдения Обществом требования о предоставлении информации о сроке годности товара на русском языке в наглядной и доступной форме, что предусмотрено пунктом 9.5 статьи 5 Таможенного регламента, пункта 11 Правил N 55, пункта 2 статьи 8 Закона N 2300-1 образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Подлежит отклонению довод, изложенный в апелляционной жалобе, о соответствии информации о сроке годности требованиям действующего законодательства на товаре "Косметические салфетки для лица с антибактериальным эффектом".
Судом первой инстанции в судебном заседании указанный товар осмотрен (отражено в протоколе судебного заседания от 25.09.2013), установлено, что на упаковке имеется надпись "Срок годности 36 месяцев, дата производства и номер партии смотрите на упаковке". При этом в правом верхнем потребительской упаковки содержится информация о дате производства и номере партии с использованием латинского алфавита. Указанное подтверждается также фотоматериалами (л.д.146).
Судом также произведен осмотр подарочного набора "Л`Этуаль", в который входят тушь и карандаш для подводки век, в результате осмотра суд установил, что тушь и карандаш помещены в картонную упаковку (вторичная упаковка), которая представляет картонный короб, в котором на картонной вставке закреплены указанные продукты. При этом на картонном коробе указаны: срок годности для туши 36 месяцев, для карандаша - 30 месяцев, а также "годен до: см. на продукте", что также подтверждается фотографией (л.д.78-79). Поскольку для того, чтобы узнать об истечении срока годности товаров следует удалить скотч с короба, скрепляющий его с вставкой, на которой закреплены тушь и карандаш, и выдвинуть эту вставку, суд сделал правильный вывод о том, что Обществом не обеспечено доведение до потребителя информации о сроке годности в наглядной и доступной форме.
Таким образом, доводы ООО "Алькор и Ко" о недоказанности Управлением вмененного ему события административного правонарушения подлежат отклонению как несостоятельные и противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Доказательств невозможности исполнения Обществом вышеназванных требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств, подтверждающих, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения.
Таким образом, несмотря на недоказанность всех нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, Общество правомерно привлечено судом первой инстанции к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением и судом первой инстанции процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, Общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, апелляционный суд не установил оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решения суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности, уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возвращению ООО "Алькор и Ко" из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 сентября 2013 года по делу N А21-6836/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алькор и Ко" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Алькор и Ко" 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6836/2013
Истец: Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по К/О, Упрвление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области
Ответчик: ООО "Алькор и К", ООО "Алькор и Ко"