город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2014 г. |
дело N А01-875/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Государственному научному учреждению "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства "Российской академии сельскохозяйственных наук": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.11.2013 по делу N А01-875/2013, принятое судьей Мусифулиной Н.Г., по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея к Государственному научному учреждению "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства "Российской академии сельскохозяйственных наук" о взыскании задолженности по пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе Республики Адыгея (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Государственному научному учреждению "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства "Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - ГНУ "Адыгейский НИИСХ Россельхозакадемии", учреждение) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 рубля 62 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 19 680 рублей 50 копеек, пени на недоимку на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 314 рублей 62 копеек, пени на недоимку в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 247 рублей 65 копеек, а всего 26 244 рублей 39 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что пенсионным фондом не представлено доказательств, подтверждающих законность требования об уплате пени на недоимку, образовавшуюся в 3 квартале 2012 г., не обоснованы суммы соответствующей пени, не представлено доказательств соблюдения установленного досудебного порядка в части требований о взыскании пени за предыдущие периоды, что явилось основанием к отказу в заявлении.
Не согласившись с принятым судебным актом, пенсионный фонд обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение. Апелляционная жалоба мотивирована неисполнением требования N 00100140036068 от 26 ноября 2012 г., которым учреждению в срок до 15 декабря 2012 г. было предложено оплатить задолженность в размере 743 991 рубля 24 копеек. В требовании N 00100140036068 от 26 ноября 2012 г., начислены суммы пеней на задолженность 3 квартала. Кроме того, начислены пени и на имевшуюся на момент формирования требования задолженность 1 и 2 квартала 2012 года, начисление которых происходило в период с 01.09.2012 года - со дня следующего за днем выставления предыдущего требования N 00100140031935 от 31.08.2012, и до 26.11.2012 - даты выставления данного требования, так как пеня фиксируется на дату выставления требования. Соответствующие подробные расчеты пеней с указанием всех сумм, на которые производилось начисление пеней, периодов начисления пеней имеются в материалах дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела ГНУ "Адыгейский НИИСХ Россельхозакадемии" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1020100709298) и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в городе Майкопе Республики Адыгея (регистрационный номер страхователя 001-001-010897).
26 ноября 2012 года ГНУ "Адыгейский НИИСХ Россельхозакадемии" выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 00100140036068 на сумму 743 991 рубля 31 копейки, в том числе недоимки по страховым взносам в размере 715 609 рублей 14 копеек и пени в размере 28 382 рублей 10 копеек (л.д. 11).
Требование направлено в адрес учреждения 29.11.2012 г. заказным письмом (л.д. 39).
Указанное требование исполнено ГНУ "Адыгейский НИИСХ Россельхозакадемии" частично на сумму 717 746 рублей 85 копеек, что следует из текста заявления.
В связи с наличием у учреждения задолженности по пене пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -Закон 212-ФЗ) общество является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрен порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Отчетными периодами по страховым взносам в силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 212- ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем их уплаты.
Таким образом, в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.
Пунктом 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес плательщика страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Начисление пени регламентировано статьей 25 Закона N 212-ФЗ.
Исходя из анализа вышеприведенных норм под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретных страховых взносов.
Следовательно, пенсионный фонд должен обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у налогоплательщика в соответствующем периоде имелась недоимка и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.
В требовании об уплате пеней, направленном страхователю, пенсионный орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
Перечисленные условия управлением Пенсионного фонда не соблюдены. В требовании N 00100140036068 от 26.11.2012 указана лишь общая сумма пеней.
Данных о размере недоимки, даты, с которой начисляются пени, оно не содержит.
Из представленного пенсионным фондом подробного расчета пени по состоянию на 26 ноября 2012 г. усматривается, что за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, возникшую за 3 квартал 201 2 года в размере 499 982 рублей 35 копеек начислена пеня в размере 9 609 рублей 07 копеек, в том числе: за период с 16.08.2012 г. по 26.11.2012 г. в размере 4 458 рублей 67 копеек; за период с 14.09.2012 г. по 26.11.2012 г. в размере 3 023 рублей 35 копеек; за период с 16.10.2012 г. по 26.11. 2012 г. в размере 2 127 рублей (л.д. 34), тогда как в требовании указана сумма пени - 19 680 рублей 50 копеек.
За просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за 3 квартал 201 2 года в размере 80 954 рублей 96 копеек начислена пеня в размере 1 594 рублей 36 копеек, в том числе: за период с 16.08.2012 г. по 26.11.2012 г. в размере 760 рублей 10 копеек; за период с 14.09.2012 г. по 26.11.2012 г. в размере 529 рублей 60 копеек; за период с 16.10.2012 г. по 26.11. 2012 г. в размере 304 рублей 66 копеек (л.д. 35), тогда как в требовании указана сумма пени - 3 314 рублей 62 копейки.
Также за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за 3 квартал 201 2 года в размере 134 671 рубля 83 копеек начислена пеня в размере 2 597 рублей 16 копеек, в том числе: за период с 16.08.2012 г. по 26.11.2012 г. в размере 1 209 рублей 81 копейки; за период с 14.09.2012 г. по 26.11.2012 г. в размере 823 рублей 64 копеек; за период с 16.10.2012 г. по 26.11. 2012 г. в размере 563 рублей 71 копеек (л.д. 36), тогда как в требовании указана сумма пени - 5 386 рублей 98 копеек.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе указал, что несоответствие размера пени, начисленной на суммы недоимки за 3 квартал 2012 г., имеет место в связи с включением в требование суммы пени, начисленной на недоимки по страховым взносам за более ранние периоды: февраль 2012 г. - июнь 2012 г. В подтверждение данных обстоятельств пенсионным фондом в материалы дела дополнительно представлены соответствующие расчеты (л.д. 72-77).
Так, согласно расчету пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, на задолженность по взносам за февраль 2012 г. в размере 16 325 рублей 91 копейки с 01.09.2012 г. по 15.11.2012 г. начислена пеня в размере 339 рублей 45 копеек; за март 2012 г. на сумму недоимки в размере 22 721 рубля 09 копеек с 01.09.2012 г. по 15.11.2012 г. начислена пеня в размере 472 рублей 40 копеек; за апрель 2012 г. на сумму недоимки в размере 16 058 рублей 87 копеек за период с 01.09.2012 г. по 17.10.2012 г. начислена пеня в размере 205 рублей 82 копеек; за май 2012 г. на сумму недоимки в размере 28 856 рублей 29 копеек за период с 01.09.2012 г. по 17.10.2012 г. начислена пеня в размере 369 рублей 85 копеек; за июнь 2012 г. на сумму недоимки в размере 25 961 рубля 93 копеек за период с 01.09.2012 г. по 17.10.2012 г. начислена пеня в размере 332 рублей 74 копеек.
Аналогичные расчеты представлены по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии и в фонд обязательного медицинского страхования.
Однако из имеющихся данных, приведенных в указанных расчетах, невозможно установить правомерность требований пенсионного фонда в части размера и периода образования недоимки, и как следствие проверить расчет пени.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности предъявления требований о взыскании пени за предыдущие периоды в совокупности с требованиями о взыскании недоимки за 3 квартал 2012 г. и пени на указанный период без предоставления расчета соответствующих сумм основаны на неверном толковании норм Закона N 212-ФЗ.
Уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность страхователя, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемая одновременно с обязанностью по их уплате либо после исполнения последней. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате взносов и с этого момента не подлежат начислению.
Представленные в материалы дела пенсионным фондом расчеты пени не позволяют проверить соблюдение порядка, последовательности и сроков осуществления принудительных мер по взысканию самой недоимки, на которую начислены пени.
Кроме того в отношении задолженности по пене, начисленной на недоимку по страховым взносам за 2012 г., состоялись решения Арбитражного суда Республики Адыгея по другим делам: от 28.11.2012 по делу N А01-1780/2012, от 04.12.2012 по делу N А01-1800/2012 и от 04.04.2013 по делу N А01-2219/2012, которыми отказано в удовлетворении требований пенсионного фонда в связи с пропуском сроков обращения в суд за взысканием пени и необоснованными расчетами пени.
Представителями сторон, не оспаривается, что обязанность по уплате страховых взносов, на которые согласно расчету начислены пени, исполнена учреждением до предъявления в суд настоящего заявления.
Как указывалось ранее, положениями статьи 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрен ряд обязательных реквизитов, которые должны содержаться в требовании об уплате недоимки и пени по страховым взносам, а именно: в требования включаются сведения о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования. Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания недоимки по страховым взносам, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность страхования уплатить страховой взнос.
Компетенция государственных органов регулируется нормами публичного права, которые носят императивный характер и не могут подвергаться произвольному толкованию. Следовательно, утверждение представителя истца об отсутствии обязанности предоставлять страхователю расчет сумм пени не соответствует закону. На указанное обстоятельство было обращено внимание судов первой и апелляционной инстанций по ранее рассмотренным делам с участием сторон настоящего спора.
Указанное свидетельствует о систематическом нарушении органами пенсионного фонда процедуры внесудебного взыскания задолженности.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что пенсионным фондом не представлено доказательств, подтверждающих законность требования об уплате пени на недоимку, образовавшуюся в 3 квартале 2012 г., не обоснованы суммы соответствующей пени, не представлено доказательств соблюдения установленного досудебного порядка в части требований о взыскании пени за предыдущие периоды.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.11.2013 по делу N А01-875/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-875/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: Государственное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"