город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2014 г. |
дело N А32-38008/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрекачёва А.Н., судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарь судебного заседания Люлькиной Е.Р.
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога: представитель Устинова Я.И. по доверенности от 19.11.2012,
от открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт": представители Деревенец И.В. по доверенности от 02.07.2012, Тагирова Г.М. по доверенности от 02.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2013 по делу N А32-38008/2012 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ОГРН 1022303274674) о взыскании 4 866 руб. 91 коп. платы за пользование вагонами, по встречному исковому заявлению открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога о взыскании 23 300 руб. штрафа за задержку подачи вагонов, расходов по уплате государственной пошлины,
принятое в составе судьи Огилец А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-кавказская железная дорога (далее - ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ответчик) о взыскании 4 866 руб. 91 коп. платы за пользование вагонами.
Кроме того, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" направило в арбитражный суд встречное исковое заявление, в котором просило взыскать с ОАО Российские железные дороги" 23 300 руб. штрафа за задержку подачи вагонов, а так же 3 041 руб. 60 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 05.09.2013 по первоначальному иску ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении исковых требований отказано. По встречному иску взысканы с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Туапсинский морской торговый порт" 23 300 руб. штрафа, 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
ОАО "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда от 05.09.2013, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "Российские железные дороги" к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что стороны пришли к соглашению о внесении платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2. Вывод суда первой инстанции о том, что спорные вагоны были порожними и прибыли на станцию Туапсе под погрузку, не подтверждается материалами дела. Истец своевременно направил ответчику счет и претензию. ОАО "Туапсинский морской торговый порт" не представлено доказательств, подтверждающих вину ОАО "Российские железные дороги" в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. Истцч указывает на то, что все вагоны находились на путях общего пользования станции Туапсе по причинам, зависящим от ОАО "Туапсинский морской торговый порт", что подтверждается актами общей формы и графиками занятости выставочных путей N 5 и N 6.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовую позицию по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Туапсинский Мосркой Торговый Порт" (порт) заключен договор N 85/4 от 24.01.2012, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом ОАО "Туапсинский морской торговый порт", арендуемым у ОАО "Российские железные дороги".
Согласно пункту 5.1 договора N 85/4 от 24.01.2012, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес порта.
Занятость и свободность выставочных путей N 5 и N 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.
В соответствии с пунктом 6 договора N 85/4 от 24.01.2012, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.
По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225, путей NN 14, 15 - до грузового фронта N 16, путей NN 16-23, 17-21 - до грузового фронта N 15, пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232, путей NN18, 19 - до грузового фронта N1. Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3690 тонн.
Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.
Согласно пункту 12 договора N 85/4 от 24.01.2012, на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час.
В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленном на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона ПОРТУ под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10,0 час. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте фГУ-23 исключается при исчислении срока оборота вагонов.
В соответствии с п. 5 данного договора подача вагонов на ж.д. путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за два часа до подачи вагонов в Порт.
Факт уведомления ответчика о подаче вагонов подтверждается книгой уведомления, в которой указаны номера вагонов и время уведомления, плата за время нахождения вагонов на путях станции начислена на основании актов общей формы по истечении двух часов с момента уведомления.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки подтверждается транспортной ж.д. накладной. Так, предметом договора перевозки является доставка груза, в случае отравления грузоотправителем порожних вагонов, данные вагоны выступают как груз на своих осях. В данном случае спорные вагоны были отправлены по полным перевозочным документам как груз на своих осях, что отражено как в перевозочном документе, так и в актах общей формы.
Договор перевозки груза, в роли которого выступают порожние вагоны, соответствуют понятию договора перевозки, данному в гражданском кодексе по тому критерию, что тариф за перевозку взимается как при перевозке груженых вагонов, так и при перевозке порожних вагонов. Комплект перевозочных документов, которым оформляется перевозка, полностью идентичен при перевозке порожних вагонов и при перевозке груженых вагонов.
По спорным отправкам порожние вагоны выступали сами по себе как груз, и термин "груз на своих осях" применен в отношении данных вагонов, т.к. в перевозочном документе и актах общей формы спорые вагоны названы именно так.
Дополнительным соглашением N 3 к договору N 85/4 срок действия данного договора продлен до 14.08.2011. Пунктом 18.6. данного договора установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на ж.д. путь необщего пользования по причинам, зависящим от Порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, пунктами 11,12 Тарифного руководства N 2.
П. 12 Тарифного руководства N 2 установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в Таблицах N 9,10.
Таким образом, на основании актов общей формы за время нахождения порожних вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования станции Туапсе, по причине невыполнения ответчиком технологических норм, начислена плата за пользование вагонами в сумме 4 866 руб. 91 коп. (с учетом НДС), в размере 50% от ставок, указанных в Таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Как полагает истец, причина задержки вагонов "невыполнение технологических норм" является зависящей от ответчика.
Пунктом 12 договора, в редакции дополнительного соглашения от 26.05.2011, установлен технологический срок оборота вагонов 6 часов.
Ответчик отказался оплачивать плату за пользование вагонами, и подписал акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что ОАО "Туапсинский морской торговый порт" не подавал заявок на подачу спорных вагонов.
Ответчик от подписания актов общей формы отказался, по причинам, изложенным в разногласиях к актам. Данные разногласия заключаются в том, что, по утверждению ответчика, в некоторых случаях перевозчик подавал вагоны, прибывшие на станцию Туапсе позже спорных вагонов, в некоторых простой спорных вагонов на путях станции возник из-за несвоевременной уборки вагонов перевозчиком, в результате чего количество вагонов, находившихся на путях ответчика превышало допустимое максимальное количество вагонов порту.
Порожние вагоны находились на путях станции Туапсе в ожидании оформления перевозочных документов.
Истец полагает, что в связи с тем, что оформление перевозочного документа является обязанностью грузоотправителя, задержка вагонов в ожидании оформления перевозочных документов произошла по вине ответчика.
В соответствии с п. 1.5. Правил эксплуатации и полномерного учета собственных грузовых вагонов (утвержденных на 29 заседании Совета по ж.д. транспорту) порожние грузовые вагоны направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам.
Из содержания искового заявления следует, что в период с 10.09.2012 по 12.09.2012 на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
В связи с чем ответчику была начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 4 866 руб. 91 коп. (с НДС 18 %).
Невыполнение ответчиком обязательств в части оплаты послужило основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Взаимоотношения ОАО "Туапсинский морской торговый порт" и ОАО "Российские железные дороги" регулируются заключенным договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", для ОАО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
Пунктом 16.3 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов установлено, что плата за пользование вагонами начисляется по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно, оплачивается Портом Перевозчику подекадно на основании выставленного Перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов, который оформляется и подписывается сторонами не позднее 4 рабочих дней после окончания декады.
Перевозчиком расчет платы за пользование порожними вагонами, перечисленными в актах общей формы N N 4/4377, 4/4378, 4/4379, 4/4382, 4/4381, 4/4384, N 4/4391, 4/4395, 4/4392, 4/4396, 4/4393, 4/4397, 4/4398, 4/4401, 4/4400, 4/4402, 4/4436, 4/4440 не предъявлялся ни в ведомостях подачи и уборки вагонов, ни отдельно, ведомости подачи и уборки вагонов приложены к материалам дела. Счет-фактура так же не предъявлялась.
Истец считает, что право начисления платы за пользование вагонами у него возникает с момента уведомления грузополучателя о прибытии в его адрес вагонов, что противоречит статье 39 УЖТ РФ.
Статья 39 УЖТ РФ устанавливает, что за время ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Названная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/2010 и от 10.03.2009 N 14391/2008.
Тарифное руководство N 2 разработано и введено в действие в соответствии со статьей 44 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (далее - ТУЖД) и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1998 г. N 1029 "О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте", в котором определены основные методологические принципы исчисления ставок платы.
Вместе с тем, в связи с вступлением в действие с 19 мая 2003 года Федеральных законов от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 476 "О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам железнодорожного транспорта", в соответствии с которым постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1998 года N 1029 утратило силу, вновь требуется разработка основных принципов построения платы за пользование вагонами и контейнерами ОАО "Российские железные дороги" и новых правил применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами ОАО "Российские железные дороги".
На основании вышеизложенного, применение отдельных положений Тарифного руководства N 2, не соответствующих Уставу может применяться только на основании заключенных сторонами договоров.
Пунктом 18.6. договора N 85/4 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 4.6., 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Следовательно, договором N 85/4 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.
В данном случае, ссылаясь в исковом заявлении на пункт 12 Тарифного руководства N 2 истец фактически предлагает взимать с ОАО "Туапсинский морской торговый порт" плату за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта, которая определяется Тарифным руководством N 1 "Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
Тарифное руководство N 2, ссылка на применение которого содержится в пункте 18.6. договора N 85/4, не предусматривает обязанность вносить плату за использование инфраструктуры Дороги.
Толкование условия договора, аналогичного спорному, дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.02.2011 N 12745/10 и учтено при принятии Постановления ФАС СЗО от 27 февраля 2012 года по делу N А26-3411/2011.
Согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования акт общей формы составляется перевозчиком при задержке подачи порожних вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожной пути необщего пользования.
Истец не учел вышеуказанные положения Правил эксплуатации и начислил плату по актам N N 4/4377, 4/4378, 4/4379, 4/4382, 4/4381, 4/4384, N 4/4391, 4/4395, 4/4392, 4/4396, 4/4393, 4/4397, 4/4398, 4/4401, 4/4400, 4/4402, 4/4436, 4/4440.
Аналогичные обстоятельства были рассмотрены в деле N А53-6131/2010, по которому Постановлением ФАС СКО от 20 января 2011 г. кассационная жалоба ОАО "Российские железные дороги" оставлена без удовлетворения и в деле А32-20431/2011 по которому Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2012 г. апелляционная жалоба ОАО "Российские железные дороги" оставлена без удовлетворения.
В то же время пунктом 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования определено, что "фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором". При этом имеется в виду срок подачи, а не срок оборота вагонов.
Согласно пункту 5. договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов "подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в Порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в Порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час после предыдущей. Интервал подачи Перевозчиком вагонов на выставочные пути не должен превышать 2 часа 30 минут".
Кроме того, согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и пункту 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акт общей формы составляется перевозчиком при задержке подачи порожних вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожной пути необщего пользования.
Истец считает необоснованной ссылку ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в разногласиях к актам общей формы на отсутствие заявок ф.ГУ-12, в то же время не указывает конкретную правовую норму, изменяющую положения вышеуказанных правил.
Так, форма заявки на перевозку грузов ГУ-12 установлена Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России N 21 от 16 июня 2003 года, которые разработаны в соответствии со статьей 12 УЖТ РФ. Форма заявки предусматривает ее одинаковое заполнение для вагонов разной принадлежности (перевозчика, собственных, арендованных). Признак принадлежности вагона указывается в строке "принадлежность" - "П", "С" или "А". При этом в графе 2 "Дата" предусмотрено указывать предполагаемую грузоотправителем дату погрузки.
Пунктом 18.6. договора N 85/4 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 4.6., 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В соответствии со статьей 431 гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Проанализировав условия договора N 85/4, исходя из буквального толкования пункта 18.6 арбитражный суд установил, что данный договор прямо не предусматривает начисление платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, которые не принадлежат обществу; размер этой платы не согласован. Сама по себе ссылка в договоре на пункт 12 Тарифного руководства N 2 таким соглашением не является не может и не свидетельствует и волеизъявлении порта на оплату такого рода платежей.
Следовательно, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" не несет ответственность по внесению платы за пользование указанными вагонами.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правомерно отказано в полном объеме.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" 01.02.2013, направило в арбитражный суд встречное исковое заявление в котором просило взыскать с ОАО "Российские железные дороги" 23 300 руб. штрафа за задержку подачи вагонов, а так же 3 041 руб. 60 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Принимая решение по встречному исковому заявлению, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки подтверждается транспортной ж.д. накладной. Так, предметом договора перевозки является доставка груза, в случае отравления грузоотправителем порожних вагонов, данные вагоны выступают как груз на своих осях. В данном случае спорные вагоны были отправлены по полным перевозочным документам как груз на своих осях, что отражено как в перевозочном документе, так и в актах общей формы.
Взаимоотношения ОАО "Туапсинский морской торговый порт" и ОАО "Российские железные дороги" регулируются заключенным договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", для ОАО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
В период с 10.09.2012 по 14.09.2012 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находились 87 груженных вагонов.
Станцией Туапсе-Сортировочная были даны порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку N N 4332, 4344, 4345, 4350, 4351,4352, 4383, однако вагоны перевозчиком не подавались.
Так как груженные вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная, перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23, которые портом подписаны с возражением о том что ОАО "Туапсинский морской торговый порт" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а так же, что "вагоны находящиеся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов".
Порт указал в возражениях на ответственность ОАО "Российские железные дороги" по оплате штрафа за задержку подачи вагонов под выгрузку, предусмотренную статьей 100 УЖТ РФ в сумме 23 300 руб. и приложил расчет штрафа на указанную сумму, о чем так же указанно в возражениях.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" была направлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи вагонов N 424-ДЖ от 29.10.2012 на сумку 157 240 руб., которая осталась без удовлетворения.
Согласно статье 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно пункту 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Представленный ОАО "Туапсинский морской торговый порт", расчет штрафа судом проверен и признан верным.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании штрафа правомерно удовлетворены судом первой инстанции в размере 23 300 руб.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы подателя жалобы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последним в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2013 по делу N А32-38008/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38008/2012
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги" Краснодарское отделение
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"