г. Тула |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А68-4449/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от истца - закрытого акционерного общества "Донской хлебокомбинат" (Воронежская область, Семилукский район, с. Серебрянка, ОГРН 1027101374849, ИНН 7114006908) - представителя Кочановой Л.В. (доверенность от 18.01.2013), ответчика - Донского фонда развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (Тульская область, г. Донской, ОГРН 1037101581527, ИНН 7114010358) - представителя Матвеевой И.В. (доверенность от 18.12.2013) и третьего лица - администрации муниципального образования город Донской - представителей Генг Н.В. (доверенность от 09.01.2014), Ершовой О.О. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие третьих лиц - муниципального образования город Донской в лице администрации муниципального образования город Донской, муниципального образования город Донской в лице финансового управления администрации муниципального образования город Донской, муниципального образования город Донской в лице комитета экономического развития и имущественных отношений, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Донского фонда развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.11.2013 по делу N А68-4449/13 (судья Тажеева Л.Д.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Донской хлебокомбинат" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Донскому фонду развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - ответчик, фонд) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 070 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 212 081 рублей 15 копеек.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Донской (далее - администрация) и муниципальное образование город Донской в лице администрации муниципального образования город Донской, финансового управления администрации муниципального образования город Донской и комитета экономического развития и имущественных отношений
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы ссылался на то, что взыскание судом первой инстанции с ответчика неосновательного обогащения необоснованно. Пояснял, что в соответствии с условиями сделки между сторонами возникли правоотношения по использованию целевых заемных средств с целью создания новых рабочих мест на условиях их возвратности. Считал, что между сторонами возникли гражданско-правовые отношения, которые регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре займа. Данный довод ответчик мотивирует нормами статьи 421 ГК РФ о свободе договора, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2011 по делу N А68-4845/2010.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считал, что действующее законодательство (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации) допускало возможность предоставления денежных средств на условиях безвозвратности (в качестве субсидий и субвенций) не только в межбюджетных отношениях, но и в отношениях с юридическими лицами. Обращал внимание на то, что средства реинвестирования обществом были возвращены, а представленные субсидии возврату не подлежат. В обоснование данной позиции истец ссылался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 по делу N А68-4079/2012. Не согласен с доводами апелляционной жалобы о том, что обществу денежные средства были предоставлены в качестве займа, поскольку ответчик передал истцу не собственные денежные средства, а денежные средства муниципального образования город Донской. По его мнению, фактические обстоятельства, рассмотренные судом в рамках дела N А68-4845/2010, отличны от обстоятельств настоящего дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против апелляционной жалобы по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Представители администрации муниципального образования город Донской поддержали апелляционную жалобу ответчика, письменный отзыв не представили.
Муниципальное образование город Донской в лице администрации муниципального образования город Донской, в лице финансового управления администрации муниципального образования город Донской, в лице комитета экономического развития и имущественных отношений, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 16.08.2005 между истцом, администрацией и фондом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, муниципальной программы по созданию новых рабочих мест Донского муниципального образования на период 2005 - 2008 годы" и программы реинвестирования средств в проекты по созданию новых рабочих мест и поддержки предпринимательства Донского муниципального образования на 2005 год (утверждена решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 28.07.2005 N 66-3), был заключен договор N 2 об использовании субвенций и средств реинвестирования, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (т. 1, л. д. 18 - 19).
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.1 договора администрация предоставила истцу субсидии в сумме 1 500 000 рублей и средства реинвестирования в сумме 1 490 000 рублей на реализацию проекта "Расширение производства хлебобулочных и кондитерских изделий на базе ЗАО "Донской хлебокомбинат", отобранного на конкурсной основе по направлению "Завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест".
14.06.2006 между истцом и администрацией на основании муниципальной программы по созданию новых рабочих мест Донского муниципального образования на период 2005 - 2008 годы был заключен муниципальный контракт N 1 об использовании субвенций, направляемых па реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов, поселков (т. 1, л. д. 27 - 28).
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.1 муниципального контракта N 1 администрация предоставила истцу субсидию в сумме 2 990 000 рублей на реализацию проекта "Модернизация производства хлебобулочных и кондитерских изделий на базе ЗАО "Донской хлебокомбинат", отобранного на конкурсной основе по направлению "Завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест", посредством безналичного расчета на условиях прямого финансирования.
14.06.2006 между истцом, администрацией и фондом на основании муниципальной программы по созданию новых рабочих мест Донского муниципального образования па период 2005 - 2008 годы и программы реинвестирования средств в проекты по созданию новых рабочих мест и поддержки предпринимательства муниципального образования г. Донской на 2006 год был заключен муниципальный контракт N 2 об использовании субвенций и средств реинвестирования, направляемых на реализацию программ местного развития обеспечение занятости для шахтерских городов, поселков (т. 1, л. д. 59 - 60).
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.1 муниципального контракта N 2 администрация предоставила истцу субсидии в размере 490 000 рублей и средства реинвестирования в сумме 2 500 000 рублей на реализацию проекта "Расширение грузоперевозок на базе ЗАО "Донской хлебокомбинат", отобранного на конкурсной основе посредством безналичного расчета на условиях прямого финансирования.
Как указывал истец, из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 по делу N А68-4079/12 ему стало известно, что предоставленные ЗАО "Донской хлебокомбинат" субсидии возврату не подлежали. Однако к этому времени истец перечислил ответчику полученные в качестве субсидий денежные средства в сумме 1 070 000 рублей.
Ссылаясь на то, что ответчик в отсутствие правовых оснований приобрел за счет истца денежные средства в размере 1 070 000 рублей, последний обратился в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, перечисленные в качестве субсидий, возврату не подлежат, а средства реинвестирования ответчиком были возвращены в полном объеме. Данный вывод суд первой инстанции мотивировал положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в редакции, действовавшей в спорный период), пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков". Суд первой инстанции установил, что денежные средства в сумме 1 070 000 рублей истцом уплачены ответчику излишне.
Апелляционный суд согласен с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из представленного в дело договора и контрактов, администрация передала ответчику именно в качестве субсидии за счет субвенции из федерального бюджета денежные средства в размере 4 980 000 рублей для реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Денежные средства были направлены на оплату в целях реализации социальной программы, указанной в договоре и контрактах.
Истец выполнил взятые на себя обязательства по созданию рабочих мест, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 по делу N А68-4079/2012 и сторонами по настоящему делу не оспаривалось.
Создание рабочих мест истцом означает выполнение всех возложенных на истца обязательств по договору N 2 и контрактам N 1, 2 об использовании субсидий, предоставляемых муниципальным образованием на завершение реализаций мероприятий по созданию новых рабочих мест. Финансирование осуществлялось за счет субвенций из федерального бюджета, что позволяет говорить в конкретном случае о безвозмездности и невозвратности денежных средств, использованных истцом в сумме 4 980 000 рублей
Представленными в дело платежными поручениями, которыми производился возврат денежных средств, подтверждается, что истцом в адрес администрации в период с 20.08.2008 по 05.03. 2010 были перечислены денежные средства в сумме 3 775 000 рублей, в адрес фонда - 1 285 000 рублей, а всего 5 060 000 рублей (т. 1, л. д. 48 - 51).
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ (в редакции, действующей на дату предоставления ответчику субсидий) субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае, основания для возврата субсидии и субвенции в соответствующий бюджет, предусмотренные пунктом 2 статьи 78 БК РФ, отсутствовали. Возврату истцом подлежали лишь предусмотренные договорами (контрактами) средства реинвестирования, составлявшие в общей сумме 3 990 000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что денежные средства в сумме 1 070 000 рублей оказались истцом уплаченными излишне.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу статьи 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 1 070 000 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 27.05.2013 в размере 212 081 рублей 15 копеек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что взыскание судом первой инстанции с ответчика неосновательного обогащения необоснованно, подлежат отклонению.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил мнение Гусевой Т.А. (свидетель) о том, что выделяемые из федерального бюджета в качестве субсидий или субвенций денежные средства являются субсидиями или субвенциями только для администраций муниципальных образований, а для организаций - исполнителей контрактов указанные субсидии или субвенции, перечисленные им администрациями, являются беспроцентным кредитом, подлежащим возврату.
Ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428, утвердившее правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, ни Минпромэнерго, доводившее до администрации свои приказы о выделении субвенций на конкретные цели, не устанавливали отдельный режим в отношении выделяемых из федерального бюджета субсидий и субвенций для администраций и для конечных получателей - исполнителей контрактов. Исходя из содержания вышеназванных нормативно-правовых актов, субвенции предназначались именно для конечных получателей, стимулируя их к строгому исполнению принятых на себя обязательств по решению установленных контрактами в рамках утвержденных программ задач. Перечисление субвенций и субсидий администрациям для выделения их исполнителям контрактов не превращало указанные субсидии после получения их исполнителями контрактов в безвозмездные кредиты, подлежащие возврату администрациям или указанным администрациям лицам.
Ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2011 по делу N А68-4845/2010, отклоняются апелляционным судом.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 27.07.2010 N 3393/10 разъяснил, что основания возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий и субвенций определены законом, поэтому вывод судов о праве сторон устанавливать в договоре иные, чем в законе, основания для возврата в соответствующий бюджет субсидий и субвенций не может быть признан обоснованным.
Таким образом, невозможно обязать сторону по договору выполнять условие, хотя и предусмотренное договором, но противоречащее закону.
Само по себе заключение между истцом и администрацией условий приложения N 3 к договору о графике возврата субсидий не является безусловным основанием для возврата такой субсидии истцом.
С учетом изложенного, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае перечисленные истцом в фонд денежные средства являются для фонда неосновательным обогащением. Средства, поступившие истцу в качестве субвенций (субсидий), являются средствами не фонда и не администрации, а средствами федерального бюджета.
Кроме того, в решении Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2012 по делу N А68-4079/2012 (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2013) с участием тех же лиц также указано, что возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции только в случаях их нецелевого использования. По размеру взысканного судом первой инстанции по настоящему делу неосновательного обогащения и процентов ответчик возражений в апелляционной жалобе не заявил, своего контррасчета суду первой и апелляционной инстанции не представил.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы, не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.11.2013 по делу N А68-4449/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4449/2013
Истец: ЗАО "Донской хлебокомбинат"
Ответчик: Донской фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, НО Донской фонд развития и поддержки предпринимательства
Третье лицо: Администрация МО г. Донской, Администрация МО город Донской, Комитет экономического развития и имущественных отношений Администрации МО города Донского, МО г. Донско в лице администрации МО г. Донской, МО г. Донской в лице администрации МО г. Донской, МО г. Донской в лице финансового отдела МО г. Донской, Муниципальное образование город Донской в лице комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской, Финансовое управление Администрации МО город Донской