28 января 2014 г. |
А43-10455/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Кулебаки Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2013
по делу N А43-10455/2013,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка" (ОГРН 1025202101484, ИНН 5251005934, Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. Воровского, 74-77)
о признании недействительным уведомления администрации города Кулебаки Нижегородской области от 21.02.2013 N 17-264,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка" - Шарыгиной С.И. по доверенности от 14.01.2014,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярмарка" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным уведомления администрации города Кулебаки Нижегородской области (далее - администрация) от 21.02.2013 N 17-264 об отказе в согласовании проведения сезонной ярмарки в связи с несоответствием требованиям постановления Правительства Нижегородской области от 10.08.2010 N 482 "О мерах по реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на территории Нижегородской области" (далее - Постановление N 482).
Решением от 16.10.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителя.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.01.2014 объявлялся перерыв до 11 час. 40 мин. 22.01.2014.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 04.09.1997 администрацией было зарегистрировано Общество, основными видами деятельности которого являются: выполнение торгово-закупочных, торговых, посреднических, бартерных и иных операций, открытие коммерческо-комиссионных магазинов и других торговых предприятий, а также оказание населению бытовых услуг всех видов (свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятий от 04.09.1997 N 540, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 31.10.2002 серии 52 N 001608703).
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.03.2013 N 07-48/623 дополнительным видом экономической деятельности Общества является деятельность ярмарок и парков с аттракционами.
На основании договора аренды земельного участка от 01.12.2000 N 17 Обществу для организации торговой деятельности был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся по адресу: Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. 60 лет ВЛКСМ, со сроком действия договора до 01.12.2020.
21.01.2013 Общество обратилось в администрацию с заявлением о согласовании проведения сезонной ярмарки "Все для женщин" по адресу: г. Кулебаки, ул. Воровского, д. 57, д. 57/4, на срок 85 дней с 01.03.2013 по 24.04.2013. К заявлению были приложены План мероприятий по организации ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории г. Кулебаки, Порядок предоставления торговых мест, Порядок организации ярмарки.
С письмом от 22.01.2013 N 6 Общество дополнительно направило в администрацию сообщение о перечне товаров, предполагаемых к реализации в период сезонной ярмарки "Все для женщин".
12.02.2013 администрацией в адрес Общества было направлено заключение Межведомственной комиссии в сфере потребительского рынка и услуг N 17-196 по результатам рассмотрения заявления о размещении сезонной весенней ярмарки на месте существующего рынка по указанному выше адресу. Данным заключением Обществу предложено в срок до 18.02.2013 привести деятельность ярмарки в соответствие с требованием законодательства, поскольку на ярмарке, как ранее на рынке, в подавляющем большинстве осуществляется реализация товаров, не являющихся сезонными.
20.02.2013 состоялось заседание Межведомственной комиссии Кулебакского района Нижегородской области, на котором повторно рассматривалось обращение Общества об организации сезонной ярмарки товаров народного потребления. Согласно протоколу N 2 Межведомственная комиссия рекомендовала главе администрации отказать в согласовании организации сезонной ярмарки Общества по адресу: ул. Воровского, д. 57, д. 57/4, в связи с несоответствием сведений, содержащихся в уведомлении, требованиям действующего Постановления N 482 и предложить руководству Общества обратиться в администрацию с уведомлением об организации ярмарки выходного дня.
Уведомлением от 21.02.2013 N 17-264 администрация отказала Обществу в согласовании проведения сезонной ярмарки "Все для женщин" по указанному адресу в связи с несоответствием сведений, содержащихся в уведомлении, требованиям действующего законодательства, а именно Постановления N 482.
Посчитав данное уведомление администрации противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований (часть 6 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ).
Постановлением N 482 утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка (в действующей в спорный период редакции) данный Порядок регулирует отношения, связанные с деятельностью ярмарок, организуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.
На основании пункта 2 Порядка организатор ярмарки - орган государственной власти Нижегородской области, орган местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по подготовке и проведению ярмарки.
Пунктом 3 Порядка определено, что ярмарки подразделяются на следующие виды: сезонные - ярмарки, организуемые в целях реализации сезонного вида товаров, выполнения сезонных работ, оказания сезонных услуг и проведение которых приурочено к определяемым периодам, временам года, сезонам, продолжительностью не более 85 календарных дней в сезон; праздничные - ярмарки, проведение которых приурочено к праздничным дням; ярмарки выходного дня - ярмарки, проведение которых приурочено к выходным дням.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка ярмарки, организуемые на территории Нижегородской области юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся по согласованию с органами местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, на территории которого будет организована ярмарка.
В пункте 7 Порядка установлено, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) - организатор ярмарки направляет в орган местного самоуправления уведомление о ее проведении с указанием: плана мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней и лиц, ответственных за их выполнение; режима работы ярмарки, в том числе сроков ее проведения; специализации ярмарки; порядка организации ярмарки, в том числе места ее проведения; порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
В силу пункта 8 Порядка орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, анализирует сведения, содержащиеся в уведомлении, и согласовывает проведение ярмарки путем принятия соответствующего распорядительного акта либо направляет уведомление об отказе в согласовании проведения ярмарки с указанием причины отказа.
Отказ в согласовании проведения ярмарки допускается только при несоответствии сведений, содержащихся в уведомлении, требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, в области охраны окружающей среды, обеспечения общественного порядка, иным требованиям законодательства.
Исследовав оспариваемое уведомление администрации об отказе в согласовании проведения сезонной ярмарки, суд первой инстанции обоснованно указал на его противоречие пункту 8 Порядка, поскольку из его содержания невозможно установить, в чем конкретно выразилось несоответствие сведений, содержащихся в поданном Обществом уведомлении требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом на основании протокола заседания межведомственной комиссии от 20.02.2013 N 2 и пояснений представителя администрации суд установил, что под несоответствием заявленного Обществом к реализации перечня товаров имелось в виду несоответствие перечня товаров понятию "сезонности товара".
Однако, как правильно указал суд, ни одним действующим нормативно-правовым актом либо подзаконным актом Российской Федерации не определено понятие "сезонного вида товара". Постановление Правительства Нижегородской области от 17.12.2003 N 364 "О периодах сезонности на одежду, обувь, меховые и другие изделия импортного и отечественного производства на территории Нижегородской области", постановление Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 04.04.2013 N 194 "О порядке торговли пищевыми продуктами в весенне-летний период 2013 года на территории Нижегородской области", на которые ссылалась администрация, также не содержат понятие "сезонности товара".
Следовательно, у администрации отсутствовали законные и правовые основания для вывода о несоответствии предполагаемого к реализации товара таким признакам.
Кроме того, суд отметил, что пункт 7 Порядка, в котором четко определен перечень сведений, подлежащих указанию в уведомлении о проведении ярмарки, не содержит требования по предоставлению перечня товара, подлежащего реализации на ярмарке. В этой связи администрация не вправе была проверять такой перечень, что свидетельствует о ее незаконном вмешательстве в свободу предпринимательской деятельности, гарантированную статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации.
При этом суд обоснованно отклонил ссылку администрации на обязанность Общества как организатора проведения ярмарки соблюдать требования по видам и ассортименту продукции, реализуемой в рамках проведения конкретной ярмарки - сезонной, установленные Требованиями к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках (далее - Требования), утвержденными Постановлением N 482.
Так, указанные Требования распространяются на организацию продажи товаров на ярмарке (пункт 1.1.); из их содержания следует, что они регулируют деятельность продавца на ярмарке, которым в силу пункта 2 Порядка является зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с организатором ярмарки договор о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и непосредственно осуществляют на месте для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарке, а также физические лица, привлекаемые для осуществления указанной деятельности лицом, с которым заключен договор о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 2 статьи 8 Федерального закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют ассортимент продаваемых товаров.
С учетом приведенных норм права Общество как организатор ярмарки деятельность по продаже товаров не осуществляет, а значит, не может определять ассортимент продаваемых на ярмарке товаров.
Как установил суд первой инстанции, Общество как организатор ярмарки выполнило все требования Постановления N 482 и утвержденного им Порядка: разработало План мероприятий по организации ярмарки по продаже товаров (выполнения работ, оказанию услуг) на территории г. Кулебаки на 2013 год, который был утвержден генеральным директором Общества Г.П. Маскаевой; определило режим работы ярмарки на срок 85 дней с 01.03.2013 по 24.04.2013; определило порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке и направило уведомление о проведении сезонной ярмарки с указанием всей необходимой информации в администрацию. Данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается администрацией.
С учетом изложенных обстоятельств суд обоснованно указал на отсутствие у администрации правовых оснований для отказа в согласовании проведения сезонной ярмарки "Все для женщин" по адресу: г. Кулебаки, ул. Воровского, д. 57, д. 57/4, на срок 85 дней с 01.03.2013 по 24.04.2013.
При этом суд верно отметил, что принятием подобного решения администрацией были нарушены права и законные интересы не только заявителя, но и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на ярмарке, а также граждан, желающих независимо от времени года приобрести нужный им товар.
Поскольку Общество является коммерческой организацией, основной целью его деятельности является получение прибыли, деятельность Общества сопряжена с обязанностями по уплате налогов, сборов и арендной платы за земельный участок для организации торговли.
Исследовав представленные заявителем доказательства (дополнительные соглашения к договору аренды земельного участка об увеличении арендной платы; аналитическую справку со сведениями об уменьшении числа предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на территории Общества; заявления и обращения предпринимателей, в том числе Кулебакскому городскому прокурору; заявление о расторжении договора), суд установил воспрепятствование предпринимательской деятельности Общества, выразившееся в невозможности использовать находящееся в его распоряжении имущество, а именно арендованный земельный участок, и, как следствие, - получить дополнительную прибыль от организации сезонной ярмарки.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое уведомление администрации об отказе в согласовании проведения сезонной ярмарки противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано, установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку доводам администрации, правомерно удовлетворил требования Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2013 по делу N А43-10455/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кулебаки Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10455/2013
Истец: ООО "Ярмарка", ООО Ярмарка г. Кулебаки
Ответчик: Администрация города Кулебаки Нижегородской области г. Кулебаки
Третье лицо: Администрация г. Кулебаки